4-й класс (1–4)
Цели урока. Закрепить умение выполнять деление многозначных чисел на однозначные; заинтересовать учащихся программным материалом по математике; прививать интерес к предмету.
Оборудование. Карточки с заданиями для каждого ученика, плакат с условиями задач, 3 карточки с выражениями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель. Сегодня проводится турнир по теме “Деление многозначных чисел на однозначные”. Соревнуемся по рядам. У каждого на парте лежит зачетный листок с заданиями.
Вы на этом уроке продемонстрируете свои знания, умения, а также сообразительность и интерес к математике.
II. Представление жюри.
У. Судейская комиссия состоит из восьмиклассников (бывшие мои ученики). Они будут подсчитывать очки, подводить итоги. Начнем с разминки.
Разминка.
- Чему равно произведение, если один из множителей равен 0?
- Чему равно частное, если делитель равен 1?
- Что получится, если произведение двух чисел разделить на один из множителей?
III. Индивидуальная работа.
Задание 1. “Арифметическая пятиминутка”.
Учитель. Засекаю время, каждый ученик должен за пять минут решить примеры на деление.
(Примеры записаны на карточках)
Карточки ученика 4-го класса
(Ф.И.О. № ряда)
Примеры.
54306:6 3217:6 658:7
93025:5 1984:3 836:4
35109:3 7198:4 858:6
IV. Коллективная работа по рядам.
Задание 2. “Цепочка”.
Учитель. Решение примеров на порядок действий. Каждый решает только один пример, затем передает лист второму и т.д. Последний проверяет и отдает жюри для оценки.
I ряд. 900-(600-130·4):10
II ряд. 800-250+(140:5)·2
III ряд. (4000-500:100)·10+150
V. Самостоятельная работа.
Задание 3. “Решение задач на движение”.
Задача 1.
Два вышли одновременно навстречу друг другу из двух поселков и встретились через 3 ч. Первый лыжник шел со средней скоростью 12 км/ч, а второй 14 км/ч. Найти расстояние между поселками.
Задача 2.
Из двух городов, расстояние между которыми, 520 км, одновременно вышли навстречу друг другу два поезда и встретились через 4 ч. Один шел со средней скоростью 60 км/ч. С какой средней скоростью шел другой поезд?
Задача 3.
От двух пристаней, между которыми 120 км, одновременно отошли навстречу друг другу два теплохода. Один из них шел со средней скоростью 22 км/ч, другой 18 км/ч. Через сколько часов теплоходы встретились?
На доске вывешивается плакат с условиями задачи.
Учитель. У каждого ряда – своя задача. Самостоятельно решаем и записываем решение задачи в карточках.
VI. Физкультминутка.
VII. Решение примеров у доски.
Задание 4. “Математические ребусы”.
Учитель. Из каждого ряда выходят по одному ученику. Остальные решают примеры на карточках.
VIII. Решение задач на смекалку.
Учитель. Из каждого ряда выходят по одному участнику. Вы сейчас ответите на веселые вопросы. Если вопрос будет трудный, на помощь выйдет один из сидящих и т.д.
Веселые вопросы.
- В одной семье 2 отца и 2 сына. Сколько это человек? /Ответ: 3 человека – дед, отец, сын./
- В семье 5 сыновей и у каждого одна сестра. Сколько детей в этой семье? /Ответ: 6 детей/
- Несли бабки в решете двенадцать яблок, а дно упало. Сколько осталось в решете яблок? /Ни одного: ведь дно упало./
IX. Подведение итогов
Учитель. Вот и закончился турнир “Смекалистых”.
Понравился ли он вам?
Ответы детей.
Учитель. Что понравилось? Чему учились сегодня? Что повторяли?
Ответы детей.
Учитель. Послушаем итог.
Жюри подводит итоги, награждает грамотой команду победительницу и лучшего игрока в каждом ряду.
Учитель. Вы сегодня на уроке старательно работали. Спасибо за урок!
Тема: “Клубы выходного дня”.
Последние годы работа учителя с родителями учащихся свелась в основном к проведению лекториев или сообщений об успеваемости, которые посещают лишь некоторые, как правило, одни и те же родители. В редчайших случаях учитель идет к ученику домой. Поэтому неудивительно, что качество знаний и поведения учащихся оставляет желать лучшего.
Исходя из опыта своей работы, считаю, что невозможно глубоко познать личность ребенка и тем самым создать дружный коллектив без сотрудничества учителя и учащихся, учителя и родителей, родителей и детей, детей друг с другом.
Я всегда тщательно продумываю план проведения родительских собраний. Они принимают характер беседы, взаимного облика мыслями о различных сторонах воспитания детей. Использую разнообразные методы и приемы для активизации деятельности родителей. Один из них – включение родителей в своеобразную исследовательскую деятельность.
Меня волновал вопрос проведения учащихся свободного времени. Я попросила всех родителей класса понаблюдать, как дети проводят свободное время, с кем они играют, какой кружок посещают, как разговаривают друг с другом и т.д. Полученными наблюдениями родители поделились на очередном родительском собрании. Все родители класса пришли к выводу: детей нужно учить, учить, всему – играть, вежливо разговаривать друг с другом, вместе трудиться, дружить. На собрании единодушно решили: всем родителям класса активно включаться в организацию досуга детей.
Постепенно выработалась определенная система работы, заключающаяся в оптимальном сочетании разных форм совместимого досуга детей и родителей класса. Основной формой такого досуга стали домашние клубы выходного дня “Воскресные чтения”, “Маленькая хозяйка”. В основном работа в нем проводится по местожительству детей.
Чем же занимаются дети в клубах выходного дня?
Занятия в клубе “Маленькая хозяйка” дети начали с изучения простейших видов швов, научились украшать салфетки вышивкой, сервировать стол.
Папы научили мальчиков делать из природных материалов разные поделки, сувениры.
В клубе “Воскресные чтения” дети и родители читают детскую литературу, проводят соревнования по разным видам спорта, конкурсы, викторины.
Каждый понедельник на классном часе дети рассказывают, как прошли занятия в воскресных клубах. Они делятся тем, чему научились, что нового узнали. Самое радостное событие в детской жизни – это, конечно, новогодняя елка. На празднике читали стихи, пели песни, танцевали, загадывали загадки, играли. Была разыграна инсценировка, в которой участвовали мамы, папы, Закончили праздник веселым чаепитием.
Много радости доставил праздник не только детям, но и родителям, которые при этом сами переживали хорошие минуты, вспоминая свое детство.
Чтобы сплотить коллектив класса и родителей решили совместно проводить все праздники. Каждый праздник – результат большого совместного труда детей, родителей и учительницы.
Вот, например, как проводили праздник 8 Марта во втором классе. Дети очень старались приготовить подарки мамам, написали сочинения “Моя мама”. Родители тоже готовились к этому празднику. И вот наступил день праздника. Дети торжественно вошли в зал. Они исполнили песню "Мамина песенка" (сл. М. Плясковского муз. М. Парухалидзе), читали стихотворения. Затем вручали свои поделки, изготовленные на уроках труда. Самым интересным стало проведение веселой игры – соревнования. В жюри вышли папы и мальчики.
Приведу виды конкурсов этой игры:
- Конкурс песен о цветах (для мам).
- Конкурс стихов о весне (для девочек).
- Конкурс “Ромашка” Задания напечатаны на лепестках:
- сказать быстро поговорку;
- спеть песню;
- станцевать “цыганочку”;
- прорекламировать салфетку, ложку;
- инсценировать стихотворение “Наша Таня громко плачет”.
- 4. Конкурс “Пословицы”
В конце праздника мальчики наградили мам самодельными медалями “Слава маме”, а девочек – лентами “Победитель”.
Все клубы выходного дня не только прививают детям трудовые навыки, но и решают многие нравственные проблемы. Дети учатся вести себя в общественных местах, в гостях, следить за порядком на рабочем месте, общаться друг с другом.
Постоянная совместная деятельность объединила учащихся в дружные группы, сплотила ребят в дружный единый коллектив.
К итоговому родительскому собранию во втором классе дети сделали большую выставку своих поделок, украсили классную комнату цветами и плакатами приготовили концерт для родителей.
Все воскресные клубы не только прививают детям трудовые навыки, но и решают многие нравственные проблемы.
Вся подготовительная работа проводилась отдельно по клубам. Родители привлекались в ходе подготовки праздника.
И вот наступил день итогового родительского собрания, где пришли и дети.
На собрание ознакомились с итогом успеваемости. А затем начался праздник. Где все были участниками. Дети читали стихотворения на весеннюю тему. Каждый клуб исполнял песню о Родин, о весне.
Потом начались разные конкурсы:
- на лучшие знание приметы весны;
- на лучшие знание пословиц о весне;
- кто больше назовет весенние цветы, первых птиц, гонцов весны.
В конце праздника посмотрели инсценировки клубов. В результате совместной работы учителя, родителей, учащихся в классе сформировался дружный, самостоятельный, трудоспособный детский коллектив.
Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями.