Изменения, происходящие в настоящее время в различных сферах жизни и деятельности людей, не могли не отразиться на их представлении о том, что представляет собой “хорошее образование”.
В условиях информационного взрыва, появления совершенно новых тенденций в общественной, политической и экономической жизни страны учителю уже мало иметь диплом об окончании педагогического института для того чтобы стать настоящим профессионалом. Необходимо постоянно совершенствовать свои знания, расширять кругозор и заниматься самообразованием. Именно в этом телекоммуникации и могут сослужить учителю хорошую службу: помочь ему в удобное время и в удобном для него месте (дома, на работе, в учебном центре и т.п.) учиться на различных дистанционных курсах. Интерес к дистанционному обучению сформировался уже давно. Заочная форма получения знаний была востребована и в прежние годы, а сейчас, в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, дистанционному обучению, как одной из форм заочного обучения, уделяется особое внимание. Всплеск интереса к дистанционному образованию возник на фоне бурного развития средств телекоммуникационных технологий, возникновения мировой информационной сети – Интернета. В педагогическом сообществе стали возлагать большие надежды на эти высокоскоростные линии связи, как на средства оперативного взаимодействия между преподавателем и учеником, находящимся вне классной аудитории. Компьютер и модем становятся привычным атрибутом офиса, класса, квартиры. А это означает, что резко возрастает потенциальная аудитория обучающихся.
Таким образом, ответ на вопрос: "Станут ли курсы дистанционного обучения полноправным компонентом системы образования?" – зависит от личности самого учителя, его заинтересованности и личной мотивации о необходимости такого курса.
Настоящий период развития методов дистанционного обучения можно назвать периодом накопления опыта. Установившихся норм и правил на сегодняшний день еще нет. Каждый из педагогов, занимающийся реализацией дистанционного обучения или только приступающий к этому, находится практически в одинаковых условиях c другими. Нет еще того базового фундамента, на который можно опереться при разработке или совершенствовании дистанционных курсов. Именно этим и привлекательна для меня дистанционная образовательная деятельность. Ведь сейчас закладываются основные методические навыки создания и проведения дистанционного обучения, которое в дальнейшем станет доминирующим над другими видами образовательной деятельности. Кроме простого интереса к дистанционному обучению как новому и наиболее привлекательному виду обучения, я нахожу в нем для себя практическую необходимость, а именно: еще одну возможность расширения образовательного поля, что не всегда возможно на традиционном, очном уроке.
Существует много разделов и областей, в которых получение знаний не является обязательным, но в силу своей жизненной значимости и востребованности эти знания необходимы для успеха в профессиональной деятельности. А современные компьютерные телекоммуникации могут обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. По мнению известного американского ученого Питера Найта, именно современные средства НИТ, широко используемые сегодня в дистанционном обучении, позволят этой форме массового обучения стать эффективной: "Новые электронные технологии, такие, как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейса World Wide Web, могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволят управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред". Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую, богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в этом типе дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны если не во всех, то в большинстве традиционных систем обучения.
С необходимостью создания дистанционных форм обучения я столкнулась совсем неожиданно для себя. Мои ученики и учителя просили о дополнительных занятиях по использованию новых информационных технологий. Одни по углубленному курсу информационных технологий, другие – чтобы освоить его азы. Но, в силу большой загруженности школьного кабинета информатики, не было возможности приобретения знаний в стенах гимназии. С другой стороны, в любой школе есть несколько учеников, которые не имеют возможности получения знаний непосредственно в школе. Соответственно, не могут они и посещать уроки информатики. В такой ситуации и возникла идея учиться дистанционно, используя электронную почту. Учащиеся получали часть нового материала очно, в классе, а затем по e-mail пересылали выполненные дома домашние задания. С некоторыми же учащимися, желающими изучать дополнительные разделы и темы информатики, мы решили попробовать полностью перейти на дистанционную, или как мы ее назвали, "электронную" форму обучения.
Идея идеей, но на практике возникли проблемы и трудности. До конца этой формы обучения дошли всего несколько учащихся. Те, кто "потерялся" в процессе обучения, мотивировали это в ходе проведенного опроса следующим:
- очень большая дополнительная нагрузка;
- тяжело самостоятельно осваивать новый материал;
- доступ к компьютеру ограничен родителями;
- не понравилось обучаться дистанционно;
- перестал интересовать данный курс.
Все выше перечисленные высказывания учеников, конечно, не могут умалить нужности и необходимости дистанционного обучения. Ведь важное отличие дистанционного курса от других видов образовательной деятельности и состоит, на мой взгляд, именно в том, что от слушателя требуется значительно большая самостоятельность, ответственность и организованность. Как правило, на традиционных занятиях, проводимых в рамках очных курсов, роль обучаемого не всегда активна – он выполняет ту работу, которую предлагает ему преподаватель (например, предлагается прослушать новую тему, выполнить задание). Активной стороной процесса обучения здесь является преподаватель: он выстраивает стратегию проведения занятий, подбирает учебный материал и задания для ученика, оперативно задает слушателю вопросы, помогает ему выйти из трудной ситуации, создает доброжелательную комфортную, атмосферу на уроке.
В чем же основные преимущества дистанционного образования с точки зрении обучающегося? Я считаю, что это:
- самостоятельный выбор интересующего предмета;
- выбор изучаемой темы;
- выбор педагога;
- выбор собственного режима работы;
- право отказаться от занятий в любое время.
Дистанционная форма обучения предусматривает значительно большую активность самого слушателя. На первое место выступает организация регулярных самостоятельных занятий: подготовка рабочего места, самостоятельная постановка учебной задачи, выполнение намеченных упражнений, самостоятельный разбор возникающих трудностей, прогнозирование и достижение намеченных результатов. Часто возникает соблазн отложить работу до лучших времен, а эти "лучшие времена" почему-то потом долго не наступают.
Я сама испытала такой соблазн, проходя обучение на курсах Центра дистанционного образования “Эйдос”, в 2002 году. В начале курса у меня доминировало мнение, что учиться в таком режиме значительно проще и комфортнее: появляется возможность свободно планировать свое время. Но, приступив к обучению, я убедилась в том, что такой вид получения новых умений и навыков требует достаточно серьезного напряжения сил, умения планировать свое время, ставить перед собой задачу и самостоятельно, опираясь на инструкции руководителя, ее решать. Поэтому, одновременно с получением нового знания, я получила и новое умение – внедрение данной формы обучения в свою преподавательскую деятельность.
Поэтому я считаю, что необходимо на данном этапе – этапе становления и развития дистанционного обучения – организовать дистанционные курсы, в первую очередь, для учителей с целью их знакомства через собственный опыт, эмоции и ощущения со своеобразием такой формы получения знаний. Без этого, естественно, будет просто невозможно организовать собственный дистанционный курс.
Первый опыт организации дистанционного курса “Личная страница в Интернет: шаг за шагом” (разработанный и проведенный в рамках конкурса “Дистанционный учитель года – 2002”) подсказал мне путь решения проблемы – возможной "потери" учащихся в ходе проведения дистанционного курса. Я ошибочно предполагала, что дистанционное обучение отличается от очного лишь удаленностью обучающегося от преподавателя и наличием между ними электронного способа общения и передачи информации. Теперь я точно уверена, что курс перед стадией внедрения должен быть детально разработан и учащимся должны быть представлены детальные инструкции по работе в нем. Именно они позволят ему спланировать свою работу и помогут организовать учебный процесс.
Таким образом, я нашла свое определение дистанционному образованию. Дистанционное образование – это особая область творчества, для реализации которой сейчас, пожалуй, существуют лишь методические рекомендации и, одновременно, отсутствуют какие-либо ограничения в выборе путей достижения результата.
Конечно, многие могут поспорить со мной, и я буду этому только рада. Ведь обилие мнений, как и разных подходов к разработке дистанционных курсов для разных областей приведут к "нарабатыванию" опыта, поиску наиболее эффективных форм обучения и могут пригодиться в дальнейшем многим практикующим специалистам при построении собственных методик дистанционного обучения.