Для овладения и управления современной техникой нужна серьезная общеобразовательная подготовка, включающая в качестве непременного компонента активные знания по математике.
Наличие знаний не означает, что они являются активным запасом учащихся, что ученики способны применять их в различных ситуациях. Такая способность не проявляется стихийно. Она формируется в процессе целенаправленного педагогического воздействия, обеспечивающего приобретение учащимися таких знаний, на которые они смогут широко опираться в трудовой и общественной деятельности. Подобный уровень математической подготовки достигается в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связей математики с окружающим миром, с современным производством, наукой.
Возможность осуществления таких связей обусловлена тем, что:
– многочисленные математические
закономерности, изучаемые в училище, широко
используются в организации, технологии,
экономике современного производства, в
конкретных производственных процессах;
– умения и навыки по математике, предусмотренные
программой, находят непосредственное применение
в производительном труде;
– процесс производственного обучения и
воспитания учащихся в современных условиях
постоянно опирается на математические знания.
Основной целью системы начального профессионального образования является формирование слоя высококвалифицированных рабочих кадров для предприятий и организаций государства. Одной из сторон, определяющих уровень сформированности рабочего специалиста, является математическая грамотность. Поэтому в учреждениях НПО предметы физико-математического цикла изучаются профилировано. Для чего это делается?
Математическое образование получают все школьники, начиная с первого года обучения и до последнего класса. Само собой разумеется, что лишь небольшая часть обучающихся впоследствии станет сама развивать математику или свяжет свою трудовую деятельность с предметом. Но применять математические методы и знания станут все. Поэтому важно, чтобы в процессе обучения математика возникла перед учащимися не только в качестве системы логических правил и дедуктивных доказательств, но и в качестве метода познания, средства решения вопросов практического характера. В школе, как правило, на данные вопросы внимание почти не уделяется. В училище приходят ребята, которые имеют очень слабую общеобразовательную подготовку, в том числе и по математике. Задача преподавателя в училище не только научить, но и заинтересовать учащихся предметом, показать, что они способны овладеть им на уровне достаточном для сдачи экзамена за курс средней школы. Одним из методов повышения интереса к предмету является профилирование.
Достаточно показать учащимся, что практически каждая тема программы является основой для каких – либо производственных процессов по выбранной профессии, большая часть их начинает проявлять интерес к предмету.
Необходимо открыть своим учащимся возможности математики в повседневной практике, использовании ее в самых разнообразных ситуациях. В училище при изучении предмета используются различные приемы и методы. Наиболее интересными являются уроки проводимые в виде деловых игр, когда учащиеся ставятся в конкретные производственные ситуации, выйти из которых помогает математика. Приведу примеры трех уроков, которые были разработаны в училище для групп, обучающихся по профессии матрос, моторист, сборщик корпусов металлических судов.
Урок – деловая игра.
"Математика на судне".
Цели:
- Закрепление знания формул для вычисления площадей и объёмов многогранников и тел вращения, учиться применять их на практике для расчета конкретных математических фигур и тел.
- Воспитание чувства коллективизма, ответственности за принятые решения.
- Введение регионального, национального компонента в обучение через знакомство с работой конкретных заводов нашего города, региона, страны.
- Привитие интереса к предмету, профессии, расширения кругозора.
- Показать связь математики с предметами профтехцикла.
- Завод "Красная кузница".
- АрхРЭБ.
- Лимендский судостроительный судоремонтный завод.
Оборудование:
Макеты судов, листы ватмана, чертежные инструменты, калькуляторы, плакаты с кроссвордами.
Задача команд:
Определить водоизмещение судна и расход листового металла в квадратных метрах для изготовления корпуса судна.
Группа разбивается на 3 подгруппы, каждая из которых представляет один из заводов.:
В каждой группе выбирается:
- Директор.
- Конструктор.
- Технолог.
- Математик-постановщик.
- Программист.
Домашнее задание командам:
К уроку группы должны подготовить:
- Реферат об истории своего завода, о моделях судов, известных людях, выпускниках и т. д.
- Придумать и изготовить модель (конструкцию) судна будущего, которое состоит из геометрических фигур.
- Составить кроссворд, разгадав который, учащиеся могут прочитать фамилию известного математика. Термины – из любого изучаемого предмета.
Задание директору:
- Обобщить результаты работы специалистов.
- Доложить о проделанной работе:
- пункт № 1 из домашнего задания.
- назвать геометрические фигуры, из которых состоят корпус и рубка судна;
- показать чертежи общего вида и деталей;
- назвать формулы, которыми пользовались при расчетах;
- показать алгоритм и назвать ответ
- Представить ответ кроссворда.
Задание конструктору:
- Выполнить чертеж общего вида предложенного судна.
- Сделать деталировку его частей.
- Защитить по своему эскизу конструкцию судна будущего.
Задание технологу:
- Произвести нужные замеры по макету судна.
- Определить истинные размеры реальной модели, увеличив размеры макета в 5000 раз.
- Сообщить конструктору размеры судна и помочь в нанесении их на чертежи.
Задание математику-постановщику:
- Назвать геометрические фигуры, из которых состоят корпус и рубка судна.
- Выбрать формулы, по которым нужно рассчитать водоизмещение и полную поверхность судна.
- Составить алгоритм расчета.
Задание программисту:
- Рассчитать водоизмещение судна и площадь полной поверхности судна.
Задания выдаются каждой команде в конвертах. Задания оцениваются жюри по форме, которая нарисована на доске по пятибалльной системе. Индивидуальные и командные оценки могут быть выставлены в журнал. Победившая команда награждается призом.
Состав жюри:
- Преподаватель черчения.
- Преподаватель устройства судов.
- Преподаватель математики.
Ход игры:
- Подготовительный этап – комплектование команд и выполнение домашнего задания.
- Урок – игра:
- организационный момент (10–15 мин);
- выполнение задания (30–35 мин);
- подготовка директора и программиста к отчету (7–8 мин);
- выступление директора и других специалистов (10–15 мин);
- разгадывание кроссворда (7–8 мин);
- выступление экспертов (10–15 мин).
- Заключительный этап, подведение итогов.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Экономический расчет рейса.
ЦЕЛЬ: показать применение математического аппарата для расчета практических задач судовождения.
Экономическое воспитание учащихся.
Привитие интереса к предмету, формирование математической культуры.
ОБОРУДОВАНИЕ: конверты для команд и экспертов, жетоны разных цветов для формирования команд, микрокалькуляторы, листочки для отчета.
ТИП УРОКА: деловая игра.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ
Группа делится на 6 групп. Каждый учащийся берет жетон. Команды формируются по цвету жетона. На столах номер команды с определенным цветом. Команды выбирают капитана, который в случае необходимости может дать объяснение экспертам. Учитель выступает в роли консультанта.
П Л А Н
- Организационный момент формирования команд.
- Подготовительный этап – актуализация знаний, постановка целей и задач.
- Игра.
- Подведение итогов.
ХОД ИГРЫ
Расходы на эксплуатацию судна составляются из расходов на топливо и ряда других, которые не зависят практически от скорости судна и определяют постоянную составляющую расходов. В итоге расходы на 1 км пути определяется по формуле
На практике расходы рассчитываются не на 1 км пути, а на 1 час. Функция определяющая расходы на 1 час пути имеет вид:
ЗАДАЧА КОМАНД: найти наиболее экономическую скорость и дополнительную прибыль за экономию топлива на конкретный рейс.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ: исследовать ф-ю на минимум.
Задания группам экспертов те же.
Команды решают задания и сдают экспертам, которые дают анализ решения задач и выставляют оценки командам.
Итоги объявляются и комментируются экспертами, при необходимости, учителем.
Задания командам.
1 команда
Стоимость топлива необходимого для движения т/х "Волго-Балт" пропорциональна кубу его скорости и составляет 51300 руб в час при скорости 10 узлов. Все другие виды расходов составляют 200000 руб.
Найти наиболее экономическую скорость движения и вычислить дополнительную прибыль за экономию топлива на рейс Архангельск – Нарьян-Мар (расстояние 1250 км).
В 1 миле – 1852 м.
ПРЕДЛОЖИТЬ ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ: топлива на судне осталось только на полпути хода при экономической скорости. Взять топливо можно только в порту назначения. Как вы поступите?
2 команда.
Стоимость топлива необходимого для движения т/х СТК пропорциональна кубу его скорости и составляет 45900 руб. при скорости 10 узлов. Все другие виды расходов составляют 184 000 руб. Найти наиболее экономическую скорость движения и вычислить дополнительную прибыль за экономию топлива на рейс Архангельск – Мезень (расстояние 371 км)
1 миля – 1852 руб.
ПРЕДЛОЖИТЬ ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ: задание то же.
3 команда.
Стоимость топлива необходимого для движения т/х "Амур" пропорциональна кубу его скорости и составляет 51 300 руб. в час при скорости 9 узлов. Все другие виды расходов составляют 210 000 руб. Найти наиболее экономическую скорость движения и вычислить дополнительную прибыль за экономию топлива на рейс Архангельск – Мурманск (расстояние 810 км)
1 миля – 1852 руб.
ПРЕДЛОЖИТЬ ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ: задание то же.
Урок "Применение тригонометрии в судовождении".
Цель урока: С помощью практических работ показать применение тригонометрических формул для нужд судовождения. Воспитание интереса к предмету, профессии, чувства коллективизма. Развитие вычислительных навыков и закрепление способов работы на МК.
Оборудование: Папки с описанием работ, учебник "Судовождение", МК, жетоны и номера команд.
План.
- Организационный момент. Формирование команд с помощью жетонов одного цвета (6 команд).
- Постановка целей и задач.
- Выполнение практических работ по группам:
- практическая работа № 1 "Расчет угла сноса судна от течения и коэффициента скорости".
- практическая работа № 2 "Расчет угла дрейфа".
- практическая работа № 3 "Расчет полосы проводки состава при ветре".
- Подведение итогов.
Из двух команд, выполнявших работу, с помощью жетона выбирается команда, которая дает отчет у доски. Вторая команда вносит дополнения и исправления. ( Или одна команда комментирует теоретическую постановку задачи, другая – решение.)
Литература:
- Удачин В.С., Соловьев В.Б "Судовождение на ВВП"
- Гаврюк М.И. "Использование малых ВМ в судовождении"
Практическая работа № 1.
"Расчет угла сноса судна от течения и коэффициента скорости."
Расчет угла сноса судна является одной из важных и наиболее сложных задач. При управлении судном на течении необходимо выбирать оптимальный курс относительно направления течения.
Если в районе плавания действует течение с элементами Кт – собственно курс течения и Vт – скорость течения, то его учет легко вести аналитически, выполняя расчеты угла сноса судна и коэффициента к скорости.
В случае прямой задачи, когда задан ИК (истинный курс) вычисляют угол сноса от течения по формуле:
(1)
где m – отношение скорости течения к скорости судна, q – угол между ИК и Кт0,
(2)
В случае обратной задачи, когда задан ПУ (путевой угол), вычисляют поправку по течению:
,где - угол между ПУ и Кт.
Затем вычисляют угол: и к - коэффициент скорости по формуле (2)
Коэффициент скорости с учетом поправки лага Кобщ=кл к
Где кл – коэффициент лага.
ЗАДАЧА: Судно следует курсом ИК = 1000 со скоростью V=12 узлов, кл = 1,06. В районе плавания действует постоянное течение кт=1800 со скоростью Vт= 2 узлам. Рассчитать угол сноса от течения и коэффициента скорости с учетом поправки лага.
Практическая работа № 2.
"Расчет угла дрейфа".
Ветер оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на движение и маневренность судов, особенно тех, которые имеют большую высоту надводного борта и высокие настройки .
Чем сильнее влияние ветра, тем больше дрейф судна и тем большую ширину ходовой полосы оно занимает в процессе движения. Это необходимо учитывать при расхождении судов, особенно в стесненных путевых условиях реки.
Расчет угла дрейфа можно производить по формуле:
где Т – осадка судна, м;
W – скорость кажущегося ветра, узел;
V – скорость судна, узел;
q - курсовой угол ветра, градусы;
a, b – табличные величины.
ЗАДАЧА: Судно следует курсом ИК = 600, курсовой угол ветра 600, скорость ветра 20 м/с (W=20 * 0,514 узл.); скорость судна V=10 узлов; из таблицы a=0,4; b= -0,11; осадка судна 7 м. Рассчитать возможный угол дрейфа.
Практическая работа № 3.
"Расчет ширины полосы проводки состава при ветре".
При ветре силой 3 балла и более составы (особенно плотовые) движутся с некоторым углом дрейфа , который увеличивается с увеличением силы ветра, уменьшением скорости состава и увеличением парусности. В результате этого состав идет под некоторым углом к заданному курсу и занимает значительно большую ширину судового хода, чем в штиль.
Ширина полосы, м, для проводки состава,
,
где lc, bc –соответственно длина и ширина состава, м.
– угол дрейфа, 0
k1, k2 – коэффициенты (k1 = 1,151,20 ; k2 = 0,025).
Vв – скорость ветра, м/с;
V – скорость состава, м/с.
ЗАДАЧА: Рассчитать ширину полосы для проводки состава длиной 40 м, шириной 5 м, со скоростью 6 узлов, при скорости ветра 10 м/с, (k1 = 1,16 ; k2 = 0,025)