Для чего и ради чего мы учимся математике? В чем состоят цели математического образования? Такие вопросы задают не учителя математики. Чаще всего эти вопросы адресованы учителям математики.
Цели математического образования сформулированы и зафиксированы. В частности, в программе по математике определены такие цели: овладение конкретными математическими знаниями, интеллектуальное развитие учащихся, формирование представления о математике, как о форме описания и метода познания действительности, формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры.
Однако этими фразами нельзя пользоваться, отвечая на вопросы учеников, особенно если речь идет о подростках. Одно дело для учителя прописать тему разрабатываемого урока, и совсем другое – сделать изучение предмета внутренней необходимостью учеников. Хочу предложить вниманию прием, использованный мной в 9 классе. В начале изучении очередной темы был затронут вопрос о ее значимости в структуре математических знаний. Тогда возникла совместная с учениками идея узнать “мнение народа” о целях изучения математики вообще. На одном из классных часов нами был составлен опросник, состоящий из одного единственного вопроса (Какая цель обучения математике, по-Вашему мнению, наиболее значима?) с большим выбором возможных вариантов ответа (вариантов целей обучения математике) и просьбой выбрать 5 наиболее значимых. Необходимо отметить, что в формулировках предусматривалось два типа целей. Первый тип – это цели обучения, касающиеся содержания школьного предмета; второй тип – общие цели, преследующие развитие личности. Опрос решили провести среди старшеклассников школы, учителей, родителей. Сразу возникла необходимость разобраться с понятиями “репрезентативная выборка” и др. В таблицах 1 и 2 представлены категории опрашиваемых респондентов этого нехитрого исследования. Ими оказались представители различных возрастных категорий (от 16 до 55 лет) и профессиональных групп.
Таблица 1. Количество опрашиваемых (по возрастным группам), чел.
школьники |
студенты |
Преподаватели вузов и школ |
представители |
||
технических специальностей |
нетехнических специальностей |
||||
16-25 лет | 30 |
30 |
3 |
||
26-35 лет | 9 |
10 |
10 |
||
36-45 лет | 9 |
10 |
10 |
||
46-55 лет | 9 |
10 |
10 |
Таблица 2. Количество опрашиваемых (по профессиональным группам), чел.
Школьники |
студенты |
преподаватели |
представители |
|
технических специальностей |
нетехнических специальностей | |||
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Итак, опросив 140 человек, в число которых входили люди разных возрастов и профессиональных групп, можно сделать некоторое обобщение, не претендующее, впрочем, на полноту и абсолютную истину (таблица 3).
Таблица 3. Процент выбора целей математического образования респондентами.
Школьники | студенты | преподаватели | представители |
||
технических специальностей |
нетехнических специальностей |
||||
1. Пополнение общего объема знаний | 30% |
30% |
13% |
16% |
37% |
2. Личностное развитие ребенка | - |
- |
16% |
20% |
27% |
3. Формирование конкретных математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности | 97% |
93% |
60% |
90% |
77% |
4. Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как форме описания и метода познания действительности | - |
27% |
13% |
3% |
40% |
5. Формирование понимания значимости математики для общественного прогресса | - |
- |
10% |
- |
- |
6. Формирование представлений о математике как о части человеческой культуры. | - |
- |
27% |
37% |
30% |
7. Обеспечение изучения смежных дисциплин. | 80% |
70% |
70% |
7% |
28% |
8. Развитие чувств, эмоций, творческих способностей, мотивов деятельности учащихся. | - |
23% |
10% |
3% |
16% |
9. Подготовка к поступлению в ВУЗ, продолжение обучения (в профильных классах и т.д.) | 100% |
90% |
60% |
80% |
70% |
10. Формирование критичности мышления, умения аргументировать. | - |
60% |
70% |
87% |
57% |
11. Обогащение запаса историко-научных знаний | - |
- |
13% |
- |
16% |
12. Освоение этических принципов человеческого общения (интеллектуальная честность, объективность, стремление к постижению истины) | - |
- |
7% |
7% |
10% |
13. Интеллектуальное развитие (логическое, абстрактное мышление, пространственное воображение и т.д.) | 100% |
100% |
70% |
77% |
37% |
14. Воспитание способностей к эстетическому восприятию мира (постижение красоты интеллектуальных достижений, идей и концепций, познание радости творческого труда) | - |
- |
27% |
- |
37% |
15. Приобретение сообразной возрасту компетентности в сфере математики. | 93% |
7% |
33% |
73% |
20% |
Итак, опрашиваемые дружно проголосовали за цели, которые можно объединить словом “прагматические”:
- формирование конкретных математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности (97%, 93%, 60%, 90%, 77% соответственно);
- подготовка к поступлению в ВУЗ, продолжение обучения (в профильных классах и т.д.). Это 100%, 90%,60%, 80% и 70%.
В ранжировании остальных целей математического образования мнение опрашиваемых разошлись. Так, например:
- цель “формирование критичности мышления, умения аргументировать” из всех опрашиваемых групп не выбрали только школьники, которые, видимо, не считают математику “причастной” к этому;
- только 7% студентов упоминают математику, как науку, способствующую приобретению математической компетентности, сообразной возрасту обучающегося;
-только около трети опрошенных представителей нетехнических специальностей считают, что математика способствует развитию интеллектуальному развитию;
- только взрослая часть опрашиваемых выбрала такие цели математического образования, как “формирование представлений о математике как о части человеческой культуры” и “Освоение этических принципов человеческого общения (интеллектуальная честность, объективность, стремление к постижению истины).
Вообще же, ответы преподавателей, среди которых были не только преподаватели математики, отличаются в целом от ответов тех, кого они учат и учили. Преподаватели – это единственная группа опрошенных, выбравшая все предложенные цели обучения математике (хотя каждый выбирал только по пять ответов). Лишь они солидарны с представителями нетехнических специальностей в выборе целей “Воспитание способностей к эстетическому восприятию мира (постижение красоты интеллектуальных достижений, идей и концепций, познание радости творческого труда)” и “Обогащение запаса историко-научных знаний”. Только преподаватели выбрали такую цель, как “Формирование понимания значимости математики для общественного прогресса”. А при выборе целей №1,2,3,6,9 мнение преподавателей разошлись с другими категориями опрашиваемых, т.к. в этом случае они сделали меньше всех выборов.
Парадоксальная получается ситуация: те, кто учит и те, кто учится или учился, по-разному смотрят на то, зачем это происходит. Думается, более целесообразно преподавателям в своей работе отталкиваться все же от т.н. “социального заказа”, т.е. мнения тех, на кого направлен и ради кого организуется процесс обучения.
А мои “исследователи” оказались чрезвычайно довольны проделанной работой: и любопытство удовлетворили, и на школьной конференции с результатами исследования выступили, да и математику по-другому оценивать стали.