О целях обучения, которые мы ставим (прием мотивации школьников)

Разделы: Математика


Для чего и ради чего мы учимся математике? В чем состоят цели математического образования? Такие вопросы задают не учителя математики. Чаще всего эти вопросы адресованы учителям математики.

Цели математического образования сформулированы и зафиксированы. В частности, в программе по математике определены такие цели: овладение конкретными математическими знаниями, интеллектуальное развитие учащихся, формирование представления о математике, как о форме описания и метода познания действительности, формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры.

Однако этими фразами нельзя пользоваться, отвечая на вопросы учеников, особенно если речь идет о подростках. Одно дело для учителя прописать тему разрабатываемого урока, и совсем другое – сделать изучение предмета внутренней необходимостью учеников. Хочу предложить вниманию прием, использованный мной в 9 классе. В начале изучении очередной темы был затронут вопрос о ее значимости в структуре математических знаний. Тогда возникла совместная с учениками идея узнать “мнение народа” о целях изучения математики вообще. На одном из классных часов нами был составлен опросник, состоящий из одного единственного вопроса (Какая цель обучения математике, по-Вашему мнению, наиболее значима?) с большим выбором возможных вариантов ответа (вариантов целей обучения математике) и просьбой выбрать 5 наиболее значимых. Необходимо отметить, что в формулировках предусматривалось два типа целей. Первый тип – это цели обучения, касающиеся содержания школьного предмета; второй тип – общие цели, преследующие развитие личности. Опрос решили провести среди старшеклассников школы, учителей, родителей. Сразу возникла необходимость разобраться с понятиями “репрезентативная выборка” и др. В таблицах 1 и 2 представлены категории опрашиваемых респондентов этого нехитрого исследования. Ими оказались представители различных возрастных категорий (от 16 до 55 лет) и профессиональных групп.

Таблица 1. Количество опрашиваемых (по возрастным группам), чел.

  

школьники

студенты

Преподаватели вузов и школ

представители

технических специальностей

нетехнических специальностей

16-25 лет

30

30

3

     
26-35 лет      

9

10

10

36-45 лет      

9

10

10

46-55 лет      

9

10

10

Таблица 2. Количество опрашиваемых (по профессиональным группам), чел.

Школьники

студенты

преподаватели

представители

технических специальностей

нетехнических специальностей

30

30

30

30

30

Итак, опросив 140 человек, в число которых входили люди разных возрастов и профессиональных групп, можно сделать некоторое обобщение, не претендующее, впрочем, на полноту и абсолютную истину (таблица 3).

Таблица 3. Процент выбора целей математического образования респондентами.

  Школьники студенты преподаватели

представители

технических специальностей

нетехнических специальностей

1. Пополнение общего объема знаний

30%

30%

13%

16%

37%

2. Личностное развитие ребенка

-

-

16%

20%

27%

3. Формирование конкретных математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности

97%

93%

60%

90%

77%

4. Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как форме описания и метода познания действительности

-

27%

13%

3%

40%

5. Формирование понимания значимости математики для общественного прогресса

-

-

10%

-

-

6. Формирование представлений о математике как о части человеческой культуры.

-

-

27%

37%

30%

7. Обеспечение изучения смежных дисциплин.

80%

70%

70%

7%

28%

8. Развитие чувств, эмоций, творческих способностей, мотивов деятельности учащихся.

-

23%

10%

3%

16%

9. Подготовка к поступлению в ВУЗ, продолжение обучения (в профильных классах и т.д.)

100%

90%

60%

80%

70%

10. Формирование критичности мышления, умения аргументировать.

-

60%

70%

87%

57%

11. Обогащение запаса историко-научных знаний

-

-

13%

-

16%

12. Освоение этических принципов человеческого общения (интеллектуальная честность, объективность, стремление к постижению истины)

-

-

7%

7%

10%

13. Интеллектуальное развитие (логическое, абстрактное мышление, пространственное воображение и т.д.)

100%

100%

70%

77%

37%

14. Воспитание способностей к эстетическому восприятию мира (постижение красоты интеллектуальных достижений, идей и концепций, познание радости творческого труда)

-

-

27%

-

37%

15. Приобретение сообразной возрасту компетентности в сфере математики.

93%

7%

33%

73%

20%

Итак, опрашиваемые дружно проголосовали за цели, которые можно объединить словом “прагматические”:

- формирование конкретных математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности (97%, 93%, 60%, 90%, 77% соответственно);

- подготовка к поступлению в ВУЗ, продолжение обучения (в профильных классах и т.д.). Это 100%, 90%,60%, 80% и 70%.

В ранжировании остальных целей математического образования мнение опрашиваемых разошлись. Так, например:

- цель “формирование критичности мышления, умения аргументировать” из всех опрашиваемых групп не выбрали только школьники, которые, видимо, не считают математику “причастной” к этому;

- только 7% студентов упоминают математику, как науку, способствующую приобретению математической компетентности, сообразной возрасту обучающегося;

-только около трети опрошенных представителей нетехнических специальностей считают, что математика способствует развитию интеллектуальному развитию;

- только взрослая часть опрашиваемых выбрала такие цели математического образования, как “формирование представлений о математике как о части человеческой культуры” и “Освоение этических принципов человеческого общения (интеллектуальная честность, объективность, стремление к постижению истины).

Вообще же, ответы преподавателей, среди которых были не только преподаватели математики, отличаются в целом от ответов тех, кого они учат и учили. Преподаватели – это единственная группа опрошенных, выбравшая все предложенные цели обучения математике (хотя каждый выбирал только по пять ответов). Лишь они солидарны с представителями нетехнических специальностей в выборе целей “Воспитание способностей к эстетическому восприятию мира (постижение красоты интеллектуальных достижений, идей и концепций, познание радости творческого труда)” и “Обогащение запаса историко-научных знаний”. Только преподаватели выбрали такую цель, как “Формирование понимания значимости математики для общественного прогресса”. А при выборе целей №1,2,3,6,9 мнение преподавателей разошлись с другими категориями опрашиваемых, т.к. в этом случае они сделали меньше всех выборов.

Парадоксальная получается ситуация: те, кто учит и те, кто учится или учился, по-разному смотрят на то, зачем это происходит. Думается, более целесообразно преподавателям в своей работе отталкиваться все же от т.н. “социального заказа”, т.е. мнения тех, на кого направлен и ради кого организуется процесс обучения.

А мои “исследователи” оказались чрезвычайно довольны проделанной работой: и любопытство удовлетворили, и на школьной конференции с результатами исследования выступили, да и математику по-другому оценивать стали.