Тип урока:
урок обобщения, систематизации знаний.
Тема урока:
“Тригонометрические уравнения и способы решения”
Цель урока:
- усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки;
- осуществлять их перенос в новые условия;
- применять обобщенные знания, умения и навыки на практике.
Оборудование:
- доска (в начале класса)
- доска (в конце класса)
- кодоскоп, экран
- 5 карточек для опроса
- 20 карточек для программированной работы.
Ход урока:
Организационный момент: вступительное слово учителя о типе и целях урока.
План урока:
Подготовительная часть урока: опрос учащихся – пятеро учащихся готовят ответы на вопросы карточек на доске в конце класса.
Задание: определить способ решения и решить уравнения.
Карточка №1 a) asin2x + bsinx + c= 0 b) sin22x – 3 sin2x+2= 0 |
a) Аsin2x+ Вsinx cosx+Сcos2х= 0 b) sin2x –5 sin2x+21cos2x= 0 |
||
Карточка№ 3 a) asinx+bcosx= 0 b) cos2x+sin2x =0 |
Карточка №4 sin2x=a cos2x=a tg2x=a ctg2x=a cos2(3x- )= |
Карточка №5 sinx=siny cosx=cosy tgx=tgy sin=cos |
Повторение (фронтальная работа)
Заполнить таблицу (таблица проецируется через кодоскоп на экран)
Заслушать ответы по карточкам 5–ти учащихся.
Далее учащимся предлагаются уравнения различного вида:
Определить способ решения данных уравнений и привести их к решению простейших уравнений
1) 6 sin2t-5 sint+1=0
2) sin2t cost+sin2t=0
3) sin2t+3sint cost+6cos2t-5=0
4) sin x + cos x=
5) sin2x+sinx=0
Задание на дом: по учебнику Н.Я. Виленкин 10 кл.
а) повторить способ универсальной подстановки: п. 6 стр.298, № 661 (2;4;5);
б) повторить формулы для кратных углов: п.6 стр.267, № 601 (14;18).
В конце урока проводится программированная работа. Учащиеся подробно решают в рабочих тетрадях, а на отдельном листке заполняют таблицу. Эту таблицу оставляют себе, а тетради сдают на проверку.
ПРОГРАММИРОВАННАЯ РАБОТА по теме “Тригонометрические уравнения”.
Решить уравнение:
I вариант.
1) cos 0,5x= -1
ответ:
а) х=3n, n Z
б) x=+2 n, n Z
в) x=2+4n, n Z
г) x=+, n Z
2) 2cos2 x=3sinx
ответ:
а) x= + 2 n, n Z
б) x= (-1)n + n, n Z
в) x= + n, n Z
г) x= –+ n, n Z3) 3–4cos2x=0
ответ:
а) x=+2 n, n Z
б) x= + n, n Z
в) нет решения
г) x= 5 +2 n, n Z4) 3cos x–sin2x=0
ответ:
а) x=+2 n, n Z
б) x= 2 n, n Z
в) x= +, n Z
г) x=+ n, n Z5) tg x+ ctg x=2
ответ:
а) x=+ n, n Z
б) x=+2 n, n Z
в) x=+2 n, n Z
г) x=2 n, n Z
II вариант
1) sin 0,5x = -1
ответ:
а) x= -+ n, n Z
б) x=+2 n, n Z
в) x= -+4 n, n Z
г) x= -+ n, n Z
2) 2sin2x–5= –5cosx
ответ:
а) x=n, n Z
б) x=+2 n, n Z
в) x= (-1)n+1 + n, n Z
г) x= (-1)n+1 + n, n Z
3) 1–4sin2x=0
ответ:
а) нет решения
б) x =+2 n, n Z
в) x= (–1)n + n, n Z
г) x= + n, n Z
4) 4sin x + sin2x=0
ответ:
а) нет решения
б) x= 2 n, n Z
в) x= n, n Z
г) x= +n, n Z
5) ctg x+ tg x= -2
ответ:
а) x=+n, n Z
б) x= – +2 n, n Z
в) x= +n, n Z
г) x= –+ n, n Z
Таблица ответов:
задание вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I |
в |
б |
б |
г |
а |
II |
в |
г |
г |
в |
г |
По окончанию решения работы учащиеся сдают тетради на проверку, а потом сверяют свои
ответы в таблице через проекцию кодоскопа на экран.
ИТОГ УРОКА: учитель оценивает учащихся за работу на уроке.