Работая с классом в течение I полугодия, я убедилась, что учащиеся отличаются друг от друга по тому, насколько они легко, прочно и глубоко овладевают новыми знаниями. Возникла проблема, как грамотно организовать управление развитием учащихся. Вследствие чего, были поставлены задачи:
1. Изучить индивидуально-познавательные процессы учащихся (об итогах диагностики довести до сведения самих учащихся, родителей и учителей, работающих в этом классе).
2. Наметить пути решения проблемы, с последующим воплощением в процесс обучения.
Проработав соответствующую литературу, я остановилась на изучении индивидуальных особенностей познавательных процессов. Совместно с психологом была разработана программа исследования основных параметров познавательных процессов, таких как:
– изучение особенностей
сосредоточенности, устойчивости,
переключаемости, распределенности внимания
учащихся на уроке;
– определение преобладающего типа памяти
школьников (слуховая, зрительная,
моторно-слуховая или комбинированная);
– выявление особенностей выделения школьниками
признаков понятий и протекания у них процессов
сравнения и обобщения;
– определение общего коэффициента
интеллектуального развития.
Результат исследования отображен в виде столбчатой диаграммы. Такое изображение позволяет наглядно проанализировать данные результаты.
Следующим этапом работы было ознакомление учащихся и родителей с полученными итогами исследования. Психологом даны устные рекомендации, как для детей, так и для родителей на развитие тех или иных индивидуальных познавательных процессов. Учащимся рекомендовали составить индивидуальный план действий на развитие внимания, мышления и памяти.
По результатам психолого-педагогической работы был проведен педагогический консилиум с учителями-предметниками, работающими в этом классе. Анализируя данные диагностики и результаты учебной деятельности, консилиум пришел к выводу, что необходимо усилить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении с последующим выбором оптимального пути обучения всего класса.
Выявлены следующие критерии, которые были положены в основу разделения школьников на группы, в зависимости от особенностей, проявляющихся в процессе обучения:
– особенности умственной
деятельности, характеризующиеся уровнем
умственного развития и степенью обучаемости;
– направленность личности, включая мотивацию,
отношение к учению.
Совместно с психологом разработан блок занятий по развитию памяти, внимания, логического мышления. Блок включает в себя ряд упражнений, задач, развивающие игры и комплекс интеллектуальных игр. С периодичностью один раз в неделю на уроках провожу интеллектуальные разминки, где использую этот материал.
Примерные задания на развитие мышления, внимания и памяти:
Задание 1. Всего за 1 секунду, но внимательно посмотрите, какие числа написаны на приведенном здесь рисунке, ''рис.1'':
Теперь, не открывая рисунка, скажите, на каких фигурах какие числа были написаны?
Задание 2. Прочтите внимательно, но только один раз, и постарайтесь запомнить числа:
64 93 57 68 46 37 39 52 74 49
Запишите те из них, которые вы запомнили, по возможности в том же порядке.
Задание 3. Если вы найдете закономерность, которой подчиняются тройки чисел в первых двух кругах, то написать недостающее число в нижнем секторе третьего круга несложно. Какое же это число?
Задание 4.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
а б в к м н о л д т
В течение 3 минут внимательно смотрите на верхние строчки и попытайтесь запомнить, какие цифры соответствуют помещенным под ним буквам. А затем, не смотря на условие обозначения, впишите в таблицу вместо тире необходимые цифры.
Анод 1 6 7 9 Лава -- -- -- --
Окно 7 4 6 7 Вода -- -- -- --
Блок -- -- -- -- Кант -- -- -- --
Атом -- -- -- -- Нота -- -- -- --
Болт -- -- -- -- Овал -- -- -- --
Ватт -- -- -- -- Волк -- -- -- --
Танк -- -- -- -- Банк -- -- -- --
Планирую учебный процесс, учитывая особенности класса, например:
1. Для развития внимания использую рецензирование ответов учащихся, при проведении математического диктанта стараюсь не повторять задания дважды.
2. С целью улучшения качества логического, нестандартного, творческого мышления на уроке пользуюсь частично-поисковыми, проблемными методами, стараясь создавать более сложные ситуации. Но, так как общий уровень мышления средний, то много времени не трачу на решение проблемы, а наводящими вопросами, опираясь на тех учащихся, у которых развито мышление, пытаюсь вместе с классом искать пути решения проблем. Часто использую сравнения, систематизацию (составление таблиц), требую аргументированности в доказательстве теорем, решении задач. Систематически даю дополнительные задания учащимся, в которых необходимо применение знаний в новой ситуации. На уроках решаю нестандартные задачи, предлагаю составлять алгоритм выполнения определенного задания, пользуюсь методом мозгового штурма.
По каждой теме провожу обобщающие уроки, готовясь к ним, предлагаю учащимся составлять кроссворды, объявляю конкурсы на оригинальное решение нестандартных задач и прочее.
- В целях повышения интеллектуального уровня учащихся, провожу разного вида состязания на уроках и вне, например, математические бои, КВН, уроки дидактической игры, домашние олимпиады и др.
- При изучении трудных тем программы опираюсь на то, что наиболее развита комбинированная память учащихся (т. е. предлагаю слушать, смотреть и записывать основное, делать выводы и т. д.).
Проработав год в этом направлении, мною была проведена повторная диагностика, что позволило сделать выводы об изменении индивидуальных познавательных процессов учащихся(см.диаграмму). Поэтому работа будет продолжена, так как способствует решению как типичных, так и нестандартных психолого-педагогических задач по проблеме обучения, воспитания и развития.
Актуальность проделанной работы заключается в том, что в процессе ее повышается мотивация учащихся, желание улучшить прежние результаты. Все это, в целом, объединяет коллектив как ученический, так и педагогический, обеспечивает взаимопонимание учителей и учеников.
Практическую значимость проделанной работы можно оценить изменением психологического климата в классе на уроке и вне урока, сбалансированностью отношений: ученик-учитель, учитель-родитель, ученик-родитель.