Цель: Обогатить знания детей о понятиях “живая – неживая” природа. Закрепить умения узнавать и правильно называть лекарственные травы. Формировать представления о лесе, как доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой. Воспитывать понимание недопустимости разрушения этих взаимосвязей. Уточнить знания о правилах поведения в лесу, учить осознанно применять их.
Словарная работа: лекарственные растения, настои, отвары.
Предварительная работа: экскурсия в уголок леса на территории детского сада, беседа о лекарственных растениях Урала, разучивание стихотворений и загадок, словесная игра “Хорошо – плохо”, чтение художественной литературы на познавательную тему.
Материал: засушенные пучки лекарственных трав, плакаты “Правила поведения в природе”, цветок – ромашка, грамзапись “Звуки леса”, конверт с подбором картинок, природный материал, пластилин.
Ход:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель:
“Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по лесным тропинкам нашего края, Урала. Закройте все глаза и сосчитайте до пяти. Раз – два – три – четыре – пять. Посмотрите, мы на лесной полянке. Какая она красивая. Давайте сделаем глубокий вдох и скажем, чем может пахнуть в лесу? (Ответы детей). Кругом высокие деревья и кусты. Как много красивых цветов. И все это делает чистым, свежим, ароматным наш воздух. Давайте с вами вспомним правила поведения в лесу (рассматривание и обсуждение плаката “ Правила поведения в природе” с использованием художественного слова):
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Гнездо на ветке – птичий дом,
Вчера птенец родился в нем.
Ты птичий дом не разоряй
И никому не позволяй.)
Ребята, а какие грибы вы знаете? (Ответы детей). А если вы в лесу увидите несъедобный гриб, как вы поступите? Пройдете мимо или растопчите? Объясните, почему в лесу нельзя сбивать несъедобные грибы? (Ответы детей). Правильно, эти грибы служат для животных лекарством и пищей. Посмотрите, ребята, кто это катится там по дорожке? (Колобок).
Колобок:
Здравствуйте, ребята! Я катался по полям, лугам, дорогам, собрал много лекарственных растений, а как они называются, я не знаю, помогите мне.
Воспитатель:
Давайте поможем колобку и назовем растения, которые собрал колобок. (Показ засушенных трав: ромашка, тысячелистник, мать-и-мачеха, крапива, мята). (Чтение стихотворения “Что растет”
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий,
Клевер – кашка.
Что еще?
Гвоздика, смолка, колокольчик,
Хвощ, как елка.
А еще?
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Еще много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых и пушистых!
Разноцветных и душистых! )
Ребята, а кто знает, как хранятся травы? (Ответы детей). Правильно. Засушенные растения упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Потом их помещают на склады, в аптеки, где они хранятся в хорошо проветриваемых помещениях. Дома их надо держать в сухом месте, оберегая от солнечных лучей.
Колобок:
Ребята, а у меня есть необычная ромашка, на каждом лепестке у нее лекарственное растение. Вам надо назвать и рассказать, что вы знаете об этом растении.
Тысячелистник. Растет на открытых местах, отвар пьют для аппетита.
Календула. В медицине используют цветки, отваром полощут горло.
Подорожник. Растет вдоль дорог, тропинок. Собирают весной. Листочки прикладывают к ранке.
Мята. Приготавливают успокаивающий чай.
Ромашка. В медицине используют цветки. Отваром лечат простудные заболевания. Заваривают успокаивающий чай.
Стихотворение “Лес – зеленая больница”
Лес – зеленая больница,
Лес – как сказочное царство:
Тут кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке,
И микстура, и таблетки.
Молодцы, ребята! А давайте сейчас поиграем (физминутка “Одуванчики”). Повторяйте за мной. Дождик поливает, солнышко припекает, одуванчики на полянке растут, становятся все больше (дети сидят на корточках, затем постепенно поднимаются). Вдруг налетел ветер, стал дуть на одуванчики (дети раскачивают поднятые вверх руки), ветер подул еще сильнее (дети разбегаются и бегают на носочках). Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашутики (дети приседают).
А сейчас, дети, я приглашаю вас на лесную полянку, где мы с вами поиграем в игру “Живое – неживое” (дети садятся вокруг колобка). Назовите признаки живого? А что значит неживая природа? (Ответы детей). Правильно, растения и животные дышат, растут, питаются и размножаются (детям показываются картинки, если изображено “живое” - поднимают руки вверх, “неживое” – руки внизу).
А сейчас я приглашаю вас в гости к белочке. Вот ее домик.
Белочка:
Здравствуйте, ребята. А вы любите мастерить? Мои бельчата приготовили вам природный материал. Я предлагаю вам украсить лесные полянки. Что можно сделать из шишек, полочек, мха? (Детей разделить на две команды). Приступайте к работе, а потом мы посмотрим, у кого получилась красивая полянка. Работайте, не мешая друг другу (включается грамзапись “Звуки леса”). Молодцы! Какие красивые полянки у вас получились. Приглашаю вас к себе в гости на чай, который называется “Здоровье” (фиточай). Я заваривала его из разных лекарственных трав, которые лечат разные болезни.
Воспитатель:
Вот и пришло к концу наше путешествие.
Я на кусте у родника
Не тронул сети паучка,
Я поглядел на муравьев
У них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал,
И никого не напугал,
Нигде воды не замутил
В лесу я просто погостил.
Давайте попрощаемся с белочкой и колобком, закроем глаза и сосчитаем до пяти. Раз – два – три – четыре – пять, вот и в группе мы с вами опять.