Открытый урок. Тема: "Неопределенная форма глагола", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


“Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции”.

В. А. Сухомлинский

Урок родился около четырехсот лет назад. Л.А.Каменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.

Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать, Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.

Учебная проблема существует в двух основных формах:

* Как тема урока.

* Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.

Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах уроков:

* Актуализация знаний.

* Постановка проблемы.

* “Открытие” детьми нового знания.

"Открытие" детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Мышление необходимо привести в “форму”. Поэтому в актуализацию знаний надо включить задания типа:

найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.

В последнем задании запланировано "затруднение". Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией "затруднения" в деятельности. Существует три возможности постановки проблемы на уроке:

*Создание проблемной ситуации

*Подводящий диалог

*Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема

Первый путь создания проблемной ситуации

Наиболее характерной является проблемная ситуация с “затруднением”. В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала

Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы

Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог

В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.

Третий путь постановки учебной проблемы

Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: “яркое пятно” и “актуальность”. Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.

Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.

На уроках русского языка используются рассмотренные нами приемы создания проблемной ситуации с "затруднением". Типичным для данных уроков является также прием создания проблемной ситуации с "удивлением", где:

1) сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
2) обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на “ошибку”, потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Первое, с чем надо определиться учителю: какова тема урока (в некоторых случаях она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание (которое предстоит открыть).

Желательно для себя также уяснить тип вводимого знания – факт, правило, понятие, закономерность. Поиск решения может идти классическим методом через выдвижение гипотез и побуждающий к гипотезам диалог. Заканчивается поиск решения формулировкой темы урока или вопроса.

Предлагается урок русского языка в 3 классе.

Тема: “ НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА “

ЦЕЛИ УРОКА:

1 . ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

– познакомить учащихся с начальной формой глагола – неопределенной ;
– формировать умения находить неопределенную форму глагола;
– учить образовывать неопределенную форму с помощью вопроса

2 . РАЗВИВАЮЩИЕ

– развивать географическую зоркость, внимание, память;
– развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;

3 . ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

– воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащегося ;

ОБОРУДОВАНИЕ:

– текст стихотворения М. Моравской
– герои сказки “ Младший домовой Афанасий и его дедушка

Федор”.

ТИП ВВОДИМОГО ЗНАНИЯ – ПРАВИЛО.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

“Классический метод” постановки учебной проблемы – создание проблемной ситуации с удивлением, т.е. сталкиваются разные мнения учеников при выполнении практического задания.

В каких глаголах вы не смогли

не смогли определить время и число

 

На какие вопросы они отвечают?

- что делать?

Что общего у этих глаголов?

- имеют суффикс - ть

Давайте обратимся к упр .368

уч-ся читают текст упр.

Обратите внимание на выделенные глаголы

 

Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие?

- читать, знать, думать, понимать, чувствовать нельзя определить лицо, время.

Чем похожи все глаголы в этих предложениях?

отвечают на вопрос: что делать? Имеют суффикс -ть

Посмотрите на столбики слов

 

Нести Беречь

Идти Стеречь

Ползти Увлечь

Вести Печь

Везти Стричь

Войти Лечь

отвечают на вопрос что делать?

имеют суффикс - ти

и оканчиваются на -чь

Чем похожи данные глаголы?

 

Ребята, возникает ли у вас какой либо вопрос? И какой?

-да возникает что же это за глаголы?

ПОИСК РЕШЕНИЯ

(или открытие детьми нового значения)

 

Какие у вас будут мнения ?

Как же можно назвать эти глаголы?

глаголы, по которым нельзя определить ни лицо, ни время, ни число имеют суффиксы -ть, - ти, и оканчиваются на - чь.

Да верно, это неопределенная форма глагола. Ответ на вопрос найден.

неопределенные

Так кто же сформулирует тему сегодняшнего урока? И правило, "Что такое неопределенная форма глагола"?

Тема урока : "Неопределенная форма глагола".

1.На какие вопросы отвечает?

что делать?

что сделать?

2.Можно ли по ней определить время, лицо, число?

- нельзя определить время, лицо, число

3.Как она называется?

Неопределенной и начальной формой глагола

4.Какие суффиксы имеет, на что может оканчиваться?

на - чь, имеет суффиксы - ть, -ти

Ребята, так приведите примеры неопределенной формы глагола.

Пасти, бежать, жечь и т.д.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

 

Игра "Найди, четвертый лишний"

Определи лишний глагол в каждой группе. Объясни

1.играть, гулять, думал, петь

2.читает, пишет, считает, дружить

3.привезти, привести, отпустил, вынести

4.рассказал, поссорил, расцвести, рассадил

 
 

 

думал

дружить

отпустил

расцвести

ПРОДУКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ НА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ

Попробуйте сочинить сказку про “ неопределенную форму глагола”.