“Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции”.
В. А. Сухомлинский
Урок родился около четырехсот лет назад. Л.А.Каменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.
Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать, Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
* Как тема урока.
* Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.
Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах уроков:
* Актуализация знаний.
* Постановка проблемы.
* “Открытие” детьми нового знания.
"Открытие" детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Мышление необходимо привести в “форму”. Поэтому в актуализацию знаний надо включить задания типа:
найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.
В последнем задании запланировано "затруднение". Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией "затруднения" в деятельности. Существует три возможности постановки проблемы на уроке:
*Создание проблемной ситуации
*Подводящий диалог
*Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема
Первый путь создания проблемной ситуации
Наиболее характерной является проблемная ситуация с “затруднением”. В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы
Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.
Третий путь постановки учебной проблемы
Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: “яркое пятно” и “актуальность”. Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.
Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.
На уроках русского языка используются рассмотренные нами приемы создания проблемной ситуации с "затруднением". Типичным для данных уроков является также прием создания проблемной ситуации с "удивлением", где:
1) сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
2) обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на “ошибку”, потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Первое, с чем надо определиться учителю: какова тема урока (в некоторых случаях она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание (которое предстоит открыть).
Желательно для себя также уяснить тип вводимого знания – факт, правило, понятие, закономерность. Поиск решения может идти классическим методом через выдвижение гипотез и побуждающий к гипотезам диалог. Заканчивается поиск решения формулировкой темы урока или вопроса.
Предлагается урок русского языка в 3 классе.
Тема: “ НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА “
ЦЕЛИ УРОКА:
1 . ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
– познакомить учащихся с начальной формой глагола – неопределенной ;
– формировать умения находить неопределенную форму глагола;
– учить образовывать неопределенную форму с помощью вопроса
2 . РАЗВИВАЮЩИЕ
– развивать географическую зоркость, внимание, память;
– развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;
3 . ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
– воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащегося ;
ОБОРУДОВАНИЕ:
– текст стихотворения М. Моравской
– герои сказки “ Младший домовой Афанасий и его дедушка
Федор”.
ТИП ВВОДИМОГО ЗНАНИЯ – ПРАВИЛО.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
“Классический метод” постановки учебной проблемы – создание проблемной ситуации с удивлением, т.е. сталкиваются разные мнения учеников при выполнении практического задания.
В каких глаголах вы не смогли не смогли определить время и число |
|
На какие вопросы они отвечают? |
- что делать? |
Что общего у этих глаголов? |
- имеют суффикс - ть |
Давайте обратимся к упр .368 |
уч-ся читают текст упр. |
Обратите внимание на выделенные глаголы |
|
Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие? |
- читать, знать, думать, понимать, чувствовать нельзя определить лицо, время. |
Чем похожи все глаголы в этих предложениях? |
отвечают на вопрос: что делать? Имеют суффикс -ть |
Посмотрите на столбики слов |
|
Нести Беречь Идти Стеречь Ползти Увлечь Вести Печь Везти Стричь Войти Лечь |
отвечают на вопрос что делать? имеют суффикс - ти и оканчиваются на -чь |
Чем похожи данные глаголы? |
|
Ребята, возникает ли у вас какой либо вопрос? И какой? |
-да возникает что же это за глаголы? |
ПОИСК РЕШЕНИЯ (или открытие детьми нового значения) |
|
Какие у вас будут мнения ? Как же можно назвать эти глаголы? |
глаголы, по которым нельзя определить ни лицо, ни время, ни число имеют суффиксы -ть, - ти, и оканчиваются на - чь. |
Да верно, это неопределенная форма глагола. Ответ на вопрос найден. |
неопределенные |
Так кто же сформулирует тему сегодняшнего урока? И правило, "Что такое неопределенная форма глагола"? |
Тема урока : "Неопределенная форма глагола". |
1.На какие вопросы отвечает? |
что делать? что сделать? |
2.Можно ли по ней определить время, лицо, число? |
- нельзя определить время, лицо, число |
3.Как она называется? |
Неопределенной и начальной формой глагола |
4.Какие суффиксы имеет, на что может оканчиваться? |
на - чь, имеет суффиксы - ть, -ти |
Ребята, так приведите примеры неопределенной формы глагола. |
Пасти, бежать, жечь и т.д. |
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ |
|
Игра "Найди, четвертый лишний" Определи лишний глагол в каждой группе. Объясни 1.играть, гулять, думал, петь 2.читает, пишет, считает, дружить 3.привезти, привести, отпустил, вынести 4.рассказал, поссорил, расцвести, рассадил |
думал дружить отпустил расцвести |
ПРОДУКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ НА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ
Попробуйте сочинить сказку про “ неопределенную форму глагола”.