Урок МХК "Русская культура, XIV—XVII вв. Иконопись"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: Русская культура ХIV-ХVПвв. Иконопись

Цели:

  • Формирование у учащихся представления о древнерусской иконописи;
  • Познакомить с творчеством художников иконописцев;
  • Формировать умение делать художественный анализ произведения;
  • Развитие образного, абстрактного логического мышления;
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков, развитию речи;
  • Развивать интерес к изучению данного предмета.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: книги, тетради, карточки, репродукции, магнитофон, компьютер, свечи.

План урока

Этапы урока Логическая увязка Активизация деятельности учащихся
1 Литературный эпиграф Направляет мысль учащихся на осознание важности этого урока Формирование целей урока
2 Блиц-опрос Связь предыдущего материала с новым . Ответы учащихся
3 Демонстрация слайда храма Покрова, звучит отрывок из оперы Мусоргского «Борис Годунов» Связь исторического периода с темами творчества художников Литературная композиция Д.Кедрин «Зодчие»
4 Работа в группах Постановка проблемных вопросов в карточках-заданиях Составить самостоятельный анализ, предложенных учителем работ художников
5 Защита своих размышлений Работа в тетрадях: запись зрительного ряда, основной идеи произведения Выводы учащихся
6 Итог урока. Домашнее задание Закрепление нового материала Написать эссе «Как создавалась древнерусская икона?»
7 Финал урока: праздничный колокольный звон, горящие свечи, на фоне, которых еще раз демонстрируется слайд-фильм. Закрепление впечатления от встречи с искусством иконописи


Сценарий урока.

На доске запись темы урока и эпиграф:

Живопись – есть мышление красками. П.Чистяков.

На основе эпиграфа учащиеся выводят цель урока: учиться анализировать живописные работы художников-иконописцев.

Блиц-опрос рассчитан на четкие и краткие ответы учащихся.

Примерные вопросы:

Перечислите названия мировых религий.

Какое вероисповедание у русичей ?

Откуда христианство пришло на Русь?

Как образовалось государство Византия?

Назовите самый яркий архитектурный памятник Византии.

Что такое мозаика?

Что такое фреска?

Как называется первая икона, попавшая на Русь?

Типы византийских храмов.

Какая конструкция легла в основу католических храмов?

Какая конструкция легла в основу православных соборов?

На мониторе компьютера собор Василия Блаженного

Литературная композиция связывает историческую обстановку данного периода с сюжетами художников. Класс разбивается на 5 групп, каждая группа работает с репродукцией школы и карточкой-заданием.

Ребята высказывают свое мнение о смысле икон.

В конце урока делается вывод, что основным видом искусства в Древней Руси является иконопись, дается домашнее задание.

Финал урока закрепляет впечатление от общения с Древнерусским искусством.

Карточки - задания

I. Первая половина 15в. Новгородская школа

Икона «Чудо Георгия о змие »

1. Сделайте простое описание иконы:
а) Что на ней изображено;
б) Есть ли ощущение движений;
в) Каков колорит: радостный, тревожный, умиротворенный, воинственный и т.д.

2. Известно, что Святой Георгий был воином и пострадал за веру Христа . На иконах обычно изображают его поражающим змия. Как вы думаете, что символизирует змий?

3. Какая часть иконы верхняя или нижняя светлые? Почему?

II . «Спас Нерукотворный» Симон Ушаков 1658г.

1. Сделайте простое описание иконы:
а) Что на ней изображено;
б) Есть ли ощущение движений;
в) Каков колорит: радостный, тревожный, умиротворенный, воинственный и т.д.

2. Как вы думаете икона « Спасс » Симона Ушакова – это произведение, которое появилось в период творчества Андрея Рублева или позже? Почему?

3. Художник, по вашему мнению, передает конкретного человека или образ? Что нового появляется в манере Симона Ушакова?

III. Новгородская школа 15в.

Икона «Чудо о Флоре и Лавре»

1. Сделайте простое описание иконы:
а) Что на ней изображено;
б) Есть ли ощущение движений;
в) Каков колорит: радостный, тревожный, умиротворенный, воинственный и т.д.

Сияющий золотой фон на верху, в середине фигура архангела Михаила, мощные крылья которого подчиняют себе всю композицию; по бокам Флор и Лавр.

2. О чем в иконе говорят люди, кони, уступчатые скалы и кустики?

IV . «Троица» Андрей Рублев 1420г.

1. Сделайте простое описание иконы:
а) Что на ней изображено;
б) Есть ли ощущение движений;
в) Каков колорит: радостный, тревожный, умиротворенный, воинственный и т.д.

2. Известно, что в искусстве художники используют различные символы:

круг – вечность;

гора- знак возвышенного ;

дерево-упоминание о деревянном кресте на котором был распят Иисус;

дом – устроение вселенной;

Использовал ли эти символы художник и для чего?

3. Живописи Андрея Рублева характерна философия добра, красоты, гармонии, духовного и материального начал. Как эта характеристика отражена в иконе «Троица»?

V. Икона «Распятие». Дионисий 1500г.

1. Сделайте простое описание иконы:
а) Что на ней изображено;
б) Есть ли ощущение движений;
в )К аков колорит: радостный, тревожный, умиротворенный, воинственный и т.д.

2. Прямоугольник – символ устойчивости, незыблемости. Почему композиция иконы напоминает прямоугольник? Белый цвет – знак частоты духовной.

3. Почему искусствоведы считают: праздничность, нарядность основой настроения иконописи Дионисия.

4. Изящный изгиб тела Иисуса отражает, по вашему мнению, земную муку или высокую идею подвига Богочеловека?

5. Почему икона вызывает чувство умиротворения и величия?