Цель:
- Познакомить детей с понятием «духовная литература»;
- Познакомить с основными ее жанрами;
- Выявить особенности литературы, вобравшей в себя все духовные знания о Боге, мире и человеке, собранные церковью за всю ее историю.
Словарная работа.
Говори правильно!
- Житие – знамение
- Евангелие – иконопись
Связь литературы с живописью.
На доске репродукции картин:
Святой Иероним переводит Священное писание (Библию). Картина неизвестного художника (рис. 1).
Рис. 1
Андрей Рублев «Спас» (рис. 2).
Рис. 2
«Троица» (рис. 3).
Рис. 3
В.М. Васнецов «Богоматерь с младенцем» (рис. 4).
Рис. 4
Иллюстрации к библейским сюжетам.
«Притчи Иисуса Христа» (рис. 5), (рис. 6), (рис. 7), (рис. 8).
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
«Для Бога нет ничего невозможного».
Первая часть
Вступительная беседа учителя на тему «Духовная (религиозная) литература – основа мировой литературы».
Запись в тетрадь:
Вся духовная литература опирается на:
- Священное Предание (устное) слово и пример, передаваемые из поколения в поколение.
- Священное Писание (письменное) (Библия).
Библия (греч.) – книги. Книга книг.
Библия – древнейший памятник письменности (около 2000 лет), где собраны разнообразные религиозные произведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода – с XII века до нашей эры по II век нашей эры.
- Библия:
легенды
притчи - Молитвы
житие
повесть
Верующие люди считают Библию самой главной книгой, происходящей от Самого Бога.
Библия – литературный, исторический источник сведений о религиозных представлениях о жизни и быте, мировоззрении и морали людей минувших эпох.
Из Библии на протяжении многих веков поэты и живописцы, музыканты и скульпторы черпали вдохновение. Без знания библейских сюжетов трудно проникнуть в смысл множества крылатых слов, образных выражений, украшающих нашу речь.
Задание. Определить значение некоторых речевых оборотов:
- Богу – божье, Кесарю – кесарево.
- Блажен кто верует.
- Не хлебом единым…
- Пришло время очистить зерна от плевел.
- Мытарить душу.
- Заблудшая овца.
- Блудный сын.
Вторая часть
Книги Священного Писания написаны разными людьми и в разное время, но все они делятся на две части [1]:
Запись в тетрадь:
Библия
- Ветхий Завет (до Рождества Христова)
- Новый Завет (после Рождества Христова)
Завет – завещание.
Главная идея Ветхого Завета – идея покорности Всевышнему. Человек ощущает себя еще очень малым и ничтожным перед великими и таинственными силами природы, с которой отождествляет Бога. Он ждет от природы и благ и несчастий, поэтому стремится умилостивить Бога – хвалой, гимнами, молитвами, жертвоприношениями.
Легенды сохранили много прекрасных примеров героизма, стойкости человека, его самопожертвования за род, племя, народ, за ближнего своего. В Библии – это Самсон, один боровшийся с филистимлянами, могучий и благородный герой.
Работа с учебником. Стр. 56-60
Новый Завет. Зачем сошел на Землю Господь наш Иисус Христос.
Главное содержание Нового Завета состоит в том, что Бог действительно даровал людям обещанного Спасителя, Иисуса Христа, который принес людям
Евангелие (благую весть о спасении).
Чтение и обсуждение Нагорной проповеди Иисуса Христа. Стр. 61.
Третья часть
О святых людях.
Верующие люди считают, что как небо расцвечено звездами, так церковь – своими святыми. За веру и любовь к Богу, за доброту к другим людям их называют «земными ангелами, или небесными человеками». Они помогают живущим на земле, ибо молятся о нас Богу. На иконах и картинах вокруг головы святого изображается сияние – нимб. Это как бы видимый свет от человека, преображенного Святым Духом.
Святых людей называют по-разному: пророками, мучениками, святителями, преподобными, бессребрениками, блаженными, праведными и апостолами.
Пророки, обычно, предсказывали будущее, говоря от имени Бога и объявляя его волю (Иоанн Богослов).
Мучениками называли тех христиан, которых преследовали за их веру и даже предали смерти (Святой Стефан).
Люди, творившие при жизни чудеса и даже после смерти своей помогавшие тем, кто обращается к ним с молитвой об исцелении души и тела, назывались святителями (чудотворец Николай).
Тех, кто отказывался от жизни в семье и миру, называли преподобными. Посвящая себя Богу, эти люди уходили в монастыри (Серафим Саровский, Сергий Радонежский).
Бессребрениками считались те, кто без всякой платы врачевал болезни (Целитель Пантелеймон).
Блаженными, или юродивыми назывались люди, которые принимали вид безумного человека. Этим подвижникам было возможно во всеуслышанье, открыто говорить правду сильным мира сего (Василий Блаженный, Иоанн Московский).
Некоторых святых, которые не уходили в монастырь, а жили, как и все мы, в миру, но только очень праведной жизнью, совершенствуясь в любви в Богу и людям, называли праведными.
Апостолами назывались ученики Христа, проповедовавшие христианскую веру по всем странам мира. Одни люди, слушая их, поверили в Бога, а другие же озлобились и захотели их погубить. Многие из апостолов закончили свою земную жизнь, как и Иисус Христос, на кресте или же в темнице [2].
Апостол (греч.) – посланник.
Двенадцать апостолов Иисуса Христа:
- Петр
- Иоанн
- Матвей
- Симон Зилот
- Андрей
- Филипп
- Фома
- Иуда Иаковлев
- Иаков
- Варфоломей
- Иаков Алфеев
- Иуда Искариотский
Работа с учебником. Избрание двенадцати апостолов. Стр. 60-61
Рассказ о чудесном спасении апостола Петра.
По указанию царя солдаты схватили апостола Петра, заковали в цепи и заперли в тюрьме, чтобы на следующий день убить. Но ночью в камеру, не отворяя дверей, вошел Ангел, разбудил Петра и сказал: «Встань и иди за мной». При этих словах цепи сами упали с его рук и ног. Ангел шел впереди, а Петр за ним. Казалось, что все происходит во сне, потому что стража у дверей их не видела и не слышала. А когда они добрались до высоких ворот, те сами отворились, и они вышли…
Утром тюремщики пришли за Петром, чтобы отвести его на казнь, но нашли помещение пустым, хотя двери по-прежнему были заперты, а цепи целы.
Четвертая часть. Урок-путешествие
Станция 1. «Картинная галерея»
- Андрей Рублев «Троица», «Спас».
Материал для «экскурсовода».
Дрогнуло и побежало татарское войско, не выдержав натиска русских на Куликовом поле. Впервые за много веков Русь вздохнула свободно. Это было время, когда на Руси начался расцвет искусства. В Москве возводились белокаменные кремлевские соборы:
- Успенский
- Благовещенский
- Архангельский
Для их украшения приглашали лучших русских, греческих и итальянских художников.
Жил тогда замечательный русский художник Андрей Рублев. Как и многие художники того времени, Рублев был монахом. Свою молодость он провел под Москвой в Троице-Сергиевском монастыре. Там он учился живописи. Дарование художника заметили. Его пригласили в Кремль для росписи Благовещенского собора. Он работал вместе с другими знаменитыми художниками.
В это время в России существовала только церковная живопись. Весь свой талант художники отдавали церкви. Они расписывали стен храмов и создавали иконы.
Иконопись.
Иконы – это живописные произведения на религиозную тему.
Их писали на деревянных досках специальными красками, приготовленными на яичных желтках. На иконах художники изображали святых и ангелов, сцены из библейских легенд, а иногда и исторические события, битвы.
Святые на иконах часто похожи на простых людей. Иконы украшали и большие соборы, и маленькие церкви.
Самое замечательное творение Рублева – его «Троица». Она написана на библейскую легенду о том, как древнему старцу Аврааму под видом странников пришли три ангела. Рублев изобразил ангелов как стройных юношей. Они сидят за столом. Крылья у них золотистого цвета, а одеяния – серебристо-зеленое, голубое и сиреневое.
Для плаща среднего ангела Рублев взял драгоценную тогда ярко-синюю краску – Ляпис-лазурь.
«Троица» Рублева наполнена нежностью и тишиной, его краски светлы и радостны. Она словно поэтический призыв художника к миру и дружескому единению.
Много произведений А. Рублева погибло, но то, что осталось, хранится как гордость русского искусства. («Спас»).
Подобный рассказ можно подготовить о картине В.М. Васнецова «Богоматерь с младенцем».
Станция 2. «Угадай-ка» (по страницам притч)
Предварительная работа: чтение притч из «Детской Библии».
Задание. Узнать название притчи по предложенным иллюстрациям, пересказать содержание, определить смысл.
Притча – иносказательный рассказ с нравоучением.
Станция 3. «Поэтическая». Выразительное чтение наизусть
Из духовной поэзии
М.Ю. Лермонтов
Молитва
В минуту жизни трудную
Теснится ли в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых, .
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839 г.
Е. Баратынский
Молитва
Царь небес! Успокой
Дух болезненный мой!
Заблуждений земли
Мне забвенье пошли,
И на строгий твой рай
Силы сердцу подай
1843 г.
* * *
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые цветы меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
И.А. Бунин
1918 г.
* * *
Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет;
Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет!
Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы,,. Умел, любя, страдать,
Чужие врачевать недуги
Своим страданьям умел,
Кто душу положил за други
И до конца все претерпело.
Ф.И. Тютчев
Станция 4. «Праздничная»
Предложить ребятам назвать различные христианские праздники, рассказать о некоторых из них:
- Благовещение
- Вознесение
- Рождество Христово
- Троица
- Крещение
- Преображение
- Сретение Господне
- Успенье
- Вербное воскресенье
- Воздвиженье
- Пасха
Составляем красочный календарь.
В конце урока предлагаю ответить на вопрос:
- Почему мы изучаем Духовную литературу?
Варианты ответов:
Мы изучаем духовную литературу, потому что нам это интересно. В этой литературе собран весь опыт предшествующих поколений. Духовная литература читается легко, язык прост и понятен, если вдуматься в смысл каждого слова. Литература учит быть культурным, образованным человеком и стремиться научить хорошим делам окружающих людей.
Немчинова Катя, 10 лет
Мы изучаем духовную литературу, чтобы узнать происхождение мира, человека. Она учит быть добрым, справедливым, миролюбивым. Библию создавали Святые люди, они записывали в книги самое главное. Она служит человеку около 2000 лет! А может ли служить обычная книга так долго? Конечно же, нет!
Пальцев Антон, 10 лет
Духовную литературу мы изучаем для того, чтобы не быть плохими людьми, чтобы всегда оказывать друг другу помощь, выручать в беде. Читая Библию, мы старались жить честно, не совершать преступлений и любить друг друга. Духовные книги учат нас терпению примером Христа. И обращаясь к Библии, мы успокаиваемся и находим в себе силы жить дальше.
Покидько Дима, 10 лет
Литература
1. В мире литературы. 5 кл. Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. в 2 ч. Ч.1 Авт.-сост. А.Г. Кутузов.
2. Материал Н.Алеевой, опубликованный в детском журнале «Трамвай».