Звездное небо

Разделы: Астрономия


Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию разработку урока по астрономии «Звездное небо».Проведение подобного урока считаю необходимым, так как зачастую ребята, несмотря на прослушанный учебный курс астрономии , остаются равнодушными к звездному небу или абсолютно не ориентируются по нему , хотя у многих есть такое желание – поближе познакомиться с созвездиями. Такой урок, также, дает возможность поставить много оценок учащимся (что немаловажно ввиду ограниченного числа занятий): за поиск информации, за сделанные доклады, за оформление урока…Возможно на основе этого занятия проведение интегрированного урока «астрономия + литература», т.к. в творчестве поэтов Серебряного века (которое как раз в это время изучают одиннадцатиклассники) есть множество произведений, связанных с космосом, мирозданием, философским осмыслением места человека во Вселенной.

Звездное небо

  • Длительность урока – два учебных часа, можно сделать его внеклассным мероприятием, тогда длительность – на усмотрение организаторов.
  • Необходимое оборудование: карта звездного неба, два диапроектора, наборы слайдов («Созвездия» и репродукций различных художников), магнитофон и кассета с записью «космической» музыки.

Первая часть

Введение (учитель): краткие сведения о звездах (яркость, светимость, звездная величина, цвет, двойные звезды, скопления); что такое созвездие, сколько их, древнейшие названия, зодиакальные созвездия; переход к основной цели урока (познакомиться с некоторыми созвездиями, научиться находить их на звездном небе, величие которого вдохновляло поэтов и художников).

Вторая часть

Знакомство с картой небесной сферы (учитель – структура карты), затем слово ученикам:

Большая Медведица (рассказывает ученик – расположение созвездия, основные звезды, их название, интересные особенности, легенда, связанная с названием созвездия, изображение его на арте Гевелия, интересные объекты в зоне этого созвездия).

Малая Медведица (ученик – по той же схеме).

Учитель показывает созвездия Дракона и Кассиопеи.

Лира (ученик по схеме).

Лебедь (аналогично).

Учитель показывает созвездие Орла («летний треугольник»).

Возвращаемся к созвездию Большой Медведицы, и ученик рассказывает о созвездии Волопаса по той же схеме.

Рассматриваем звездную карту правее Большой Медведицы: созвездие Льва (ученик по той же схеме).

Близнецы (- // -).

Орион (- // -).

Большой Пес (- // -).

Кратко о неназванных ранее зодиакальных созвездиях (учитель или ученик).

Третья часть

Для того, чтобы ученики научились ориентироваться на звездном небе, показываю им со слайда фрагмент карты, а затем рядом с другого слайда изображение (фото) этого же района звездного неба. Пытаемся находить нужные объекты. И так далее, участок за участком рассматриваем и изучаем.

Четвертая часть

Завершаю урок параллельным показом участка звездного неба, и слайдовых репродукций картин известных художников (например, Н.Рерих, С.Рерих, К.Васильев, С.Дали…). Сопровождается показ чтением «Звездного венка» сонетов М.Волошина и тихой музыкой (например, Д.Маруани «Волшебный полет»). По окончании показа можно обсудить, что такое «венок сонетов».

P.S.: Набор обсуждаемых созвездий составляется по желанию учителя и учеников.

Список литературы

1. Дагаев М.М. «Книга для чтения по астрономии» М.: «Просвещение», 1984.

2. Максимачев Б.А., Комаров В.Н. «В звездных лабиринтах». М.: «Наука», 1978.

3. «Энциклопедия для детей. Астрономия». М.: «Аванта +», 1997.