На изучение второго иностранного языка в школе времени, как известно, отводится немного. Но учитывая большой интерес старшеклассников к языкам, можно и на этом поприще добиться неплохих результатов. Как же это можно сделать?
В своей работе я давно пришла к такой мысли, что материал любой лексической и грамматической трудности легче усваивается только при базировании на интересном тексте.
Итак, отбор учебных текстов, где обязательно имеется интрига, животрепещущий и актуальный для современной молодежи сюжет, – вот один из краеугольных камней моей методики.
Второй момент – обучение извлечению информации из объемных текстов , с помощью которой мы затем будем строить высказывания по данной проблеме.
С опытом работы сложилась приблизительно такая схема совместной деятельности учителя и учащихся:
1. Определение темы и проблемы беседы (урока).
2. Изучение опорного текста
а) ознакомительное чтение (кто? где? когда? зачем? вывод)
б) чтение по параграфам, выделяя основную мысль каждого(обязательное требование – “своими словами”).
3. Обсуждение прочитанного – “управляемые монологи”. Я ими управляю с помощью опорных конструкций, словосочетаний, фото, рисунков, схем и т.д.
4. Живое общение, когда ученик думает лишь о содержании своей мысли , а не о языковых средствах, с помощью которых он будет строить свою речь.
Для обсуждения выбранной проблемы, естественно, нужна огромная база лексического и грамматического материала, целый арсенал антонимов и синонимов, поговорок и фразеологизмов, умения определять значения слов новых с помощью словообразовательных элементов, контекста, опираясь на запас знания английского языка, международных слов, умения перефразировать , четкая логика высказывания и еще многое другое. Особое внимание уделяю содержанию высказывания. Не секрет, часто школьники и на родном языке плохо представляют себе, что необходимо сказать по данной проблеме. Давая зрительную опору (картинки, схемы, таблицы, фото), а также лексическую, учитель “ведет” ученика к наиболее полному освещению темы беседы.
На примере проведенного мною открытого урока в школе с углубленным изучением английского языка (урок проводился в рамках окружного тура конкурса “ Учитель года-2003”),где французский язык изучается как второй ( третий год обучения) я попробую продемонстрировать такую работу. В короткой статье сложно охватить все этапы своей работы, но мне кажется, с данной схемой работать учителю удобно, а детям интересно.
Во всяком случае, мы с ребятами получили обоюдное удовольствие от работы на уроке. А это главное- устойчиво положительный интерес к тому, что делаешь.
Урок французского языка в 10 классе ( второй иностранный язык)
по теме “ Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили”.
Комментарии к уроку.
Данный урок запланирован как урок- общение, на котором учащиеся познакомятся с интересной информацией, обобщающей и углубляющей их знания о взаимосвязи всего живого в мире и научатся обмениваться мнениями по различным аспектам проблемы сосуществования человека и прирученных когда-то им животными.
Воспитание гуманизма, сочувствия к ближнему и к братьям нашим меньшим, бережное и разумное отношение к экосистеме мира – как никогда актуальны сегодня в современном обществе. На занимательном материале показано, насколько цельным и в то же время хрупким является мироздание, как легко разрушить его, приведя к катастрофическим последствиям, и, как трудно восстановить мудрое природное равновесие…
В ходе урока ведется хоровая, индивидуальная и групповая формы работы. Учащиеся используют и совершенствуют умения вести монолог и диалог. Предлагаются упражнения на расширение словаря, на развитие навыков аудирования. Широко используется метод видеоализации информации.
Цели урока:
1) Образовательная : повышение коммуникативной (дискурсивной) и лингвистической компетенции учащихся, обучение работе со страноведческим материалом и неподготовленному монологическому и диалогическому высказыванию на основе прочитанного и услышанного на уроке.
2) Развивающая: совершенствование речевых навыков с использованием лексики по теме “Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили”,способствующих социализации личности школьников.
3) Воспитательная: воспитание гуманизма, ответственного и терпимого отношения к слабым и зависимым существам; воспитание интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка.
Оборудование:
Доска, на которой написана тема-эпиграф урока “Tu deviens responsable pour toujours de ce que tu as apprivoise”.
На доске: репродукции портретов кардинала Ришелье, короля Франции Людовика XIV, Наполеона Бонапарта, а также фотографии некоторых исторических мест, связанных с содержанием изучаемого опорного текста.
Оформлены стенды с фотографиями различных пород собак и кошек, а также набор фотографий, иллюстрирующих современные профессии собак.
На доске также интересная информация в цифрах и статистических данных об этих животных в современном мире и их роли в воспитании детей.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Обычное начало урока, настраивающее учащихся на “французскую волну”. На столе у каждого учащегося лежит распечатка учебного материала к уроку, который включает в себя текст, лексико-грамматические упражнения, опорные слова и выражения, позволяющие построить свои высказывания при обсуждении.
2. Речевая зарядка.
Учащиеся совместно с учителем определяют тему урока и определяют вопросы и проблемы, которые будут обсуждаться на занятии.
Учащиеся читают высказывание французского писателя–гуманиста Антуана де Сэнт-Экзюпери, ставшего эпиграфом к уроку. Зачитывают вслух имена персонажей, задействованных в уроке и названия пород собак и кошек.
3. Работа с текстом.
1) Учитель предлагает прочитать про себя текст, просит обратить внимание на то где, когда происходит действие, кто является главными персонажами.
2) Чтение по параграфам и обсуждение главной мысли каждого из них.
“Tu deviens responsable pour toujours de ce que tu as apprivoise”.
“Le petit Prince”, Antoine de Saint-Exupery.
Pendant des siècles les chats et les chiens jouaient un rôle important dans la vie des hommes. On aimait les chiens pour leurs fidelité à l'homme et son amitié profonde;on appreciait les chats pour leurs mystere et indépendence.
Les pharaons égyptiens adoraient le chat, ils le croyaient un animal sacré, parce qu'il tuait les rats, les souris et même les serpents.
II existe une légende, selon laquelle, les Perses ont pris en 525 avant J.C.la ville égyptienne de Peluse, en tenant des chats sur leur poitrine; les Egyptiens n'ont pas ose tirer de peur de blesser les chats, sacrés pour eux.
Au Moyen Age les gens étaient peu instruits et se mefiaient des chats. On les chasse, on les torture, on les tue…Et pendant ce temps-lа les rats se multiplent!
Dans tous les pays on invente toutes sortes d'histoires sur les chats,surtout les chats noirs, qu'on croyait les camarades du Diable et des sorcières.
A Paris, par exemple, la nuit se Saint-Jean, on enfermait des chats dans un sac avant de les brûler vifs. Le roi lui-même venait allumer le bûcher. Cette tradition cruelle existait depuis des siècles et à ete interdite en 1648.
Dans les Flandres, dans la ville d'Ypres on les jetait du haut d'une tour.
A cette époque-là l'Europe souffre de la peste. Cette maladie se transmet par les puces des rats. Vers 1350, une seule épidemie tue 2/3 (deux tiers) de la population. S'il y avait plus de chats….!
Mais peu à peu, au XVII siècle on redecouvre les bonnes qualités du chat. Depuis, le petit animal a lui aussi sa place dans la grande Histoire.
Le puissant cardinal de Richelieu (1585–1642) est le grand amoureux des chats. II en emmène à la cour du roi Louis XIII des dizaines, il introduit la mode aux chats.
Louis XIV, le Roi-Soleil,en 1660, ordonne aux capitaines des navires avoir au moins 2 chats pour tuer les rats. Et gare au capitaine qui ne respecte pas la loi!
Napoléon Bonaparte, lui, est allergique aux chats, il ne les supporte pas. Mais la peste (toujours la peste!) menace son armée et Napoléon ordonne elever les chats par milliers.
Au XIX siècle, Louis Pasteur découvre l'existence des microbes et les gens commencent à se méfier de tous les animaux. Sauf le chat. Parce qu'il est bien propre et passe ses journées à se nettoyer! Alors on enferme les chats dans les maisons et depuis ils n'en sortent plus!
Aujourd'hui, dans la ville d'Ypres, chaque année à mi-mai on organise la fête des chats. Les participants du carnival se déguisent en “minets” de toutes les couleurs et chantent et dansent au son des fanfares.
4. Работа с использованием материалов, расположенных на доске.
На доске написана следующая информация: “Сегодня в мире 500 млн. собак и 400 млн. кошек”. “В семьях, где есть собаки и кошки, дети лучше организованы и меньше болеют” (последние исследования ученых) .
Обсуждение вопросов, для чего сегодня человек заводит себе лохматого друга, что дает общение с животным.
Учитель: Vous aimez les animaux? Vous avez un chat ou un chien, bien sûr! Vous connaissez, que dans le monde entier il y a 400 millions de chats et 500 millions de chiens! Pourquoi, comment pensez-vous ? (Iis sons mignons? Sympas? Intelligeants? Mysterieux? Ce sont de vrais amis, qui ne trahissent jamais?).
Учитель обращает внимание на следующие опорные выражения, словосочетания, которые помогут рассказать ученикам о своем четвероногом друге.
Voulez-vous parler de votre petit ami? Comment il est? (pour vous aider:
– Mon chat (chien) est sage, mignon,
– il est ( noir, blanc…..),
– il aime jouer avec moi,
II a un caractère difficile ( sympa) et il est:
– un pharaon capricieux?
– Une victime du Moyen Age?
– Un chasseur des rats et des souris?
– Un enfant aimé et gвte
– I'enfant terrible qui se balance aux rideaux ?(qui a mangé tous les souliers)?
– II a sa place à lui;
– II dort ou il veut;
– Aime les conserves et on n'a pas de problèmes avec son repas;
– Déteste les conserves;
– Mange avec la famille et demande de petits morceaux de ton dîner?
5. Выполнение лексико-грамматического упражнения.
1) Учитель сообщает учащимся, что во французском языке исторически сложился интерес к собакам, и особенно к кошкам. В языке слово “ кот” образует десятки устоeчивых словосочетаний, фразеологизмов, пословиц и поговорок, о них поют песни и читают стихи. Только в Париже можно встретить не одно кафе, в названии которых фигурирует слово “кот”.
Учитель: II faut savoir que dans la langue francaise les mots “le chats” et “le chien” forment plusieures locutions, aphorismes et proverbes. Lisez les expressions suivantes et dites, comment vous les comprenez?
3) Par exemple:
– La nuit tous les chats sont gris /on confornd/ путают/les personnes et les choses dans l'obscuruté);
– Quand le chat n'est pas là, les souris dansent ;
– Chat échaude craint l'eau froide (Une mésaventure rend prudent à l'exces);
– Etre(vivre) comme chat et chien (éprouver de l'antipatie l'un pour l'autre);
– Ecrire comme un chat……
– Avoir un chat dans la gorge (avoir mal à la gorge)
– J'ai d'autres chats à fouetter ( J'ai d'autres choses à faire)
– être chatte ( être tres gentille)
– on dit aussi: “Un temps de chien”, “ un froid de chien”….
6. Современные “ профессии” собак.
С помощью зрительной опоры предлагается учащимся назвать и прокомментировать роль собаки в современном мире.
Учитель: Donc, actuellement, le chat a trouvé sa place, son milieu d'or, et reste là, tout à fait heureux. Regardez les photos et dites, si vous connaissez les races des chats?
Учащиеся называют породы( подписи на фото), цвет, характерные для нее, длину шерсти…
Et le chien? Lui, il a toujours ete et reste aujourd'hui le compagnon de l'homme. II a trouve d'autres professions. Regardez les photos et parlez s.v.p. , sв vous donne quelques idées?
На доске выставлены фото различных собак и их профессий: пастух, овчарка, пожарный, полицейские собаки; кадры хроники времен Великой Отечественной войны, где собаки выступали в роли санитаров; собаки- поводыри
6. Следующий этап урока посвящен развитию диалогической речи.
Le dialogue. La situation: Vous vous promenez dans la rue avec votre chien. Vous rencontrez un ami, qui vous questionne sur le chien.
7. Аудирование.
Прослушивание песни. Чтобы придать беседе более непринужденный характер предлагается ребятам послушать шуточную песню “Ma mère m'a donné un petit chat”, в тексте которой учащиеся должны услышать о проблемах содержания кошки в доме.
8. Проблемы содержания животных в большом городе.
a)Les animaux à la campagne c'est tout à fait naturel, mais en villes,telles que Moscou ca pose beaucoup de problemes. Etes-vous d'accrd? Parlez-en!
Опорные фразы, предложеные ребятам, чтобы помочь построить высказывания.
(pour vous aider;
– il faut vacciner les animaux chaque année;
– il faut les promener dans la rue 2 fois par jour;
– dans les villes il y a peu d'endroits organizés pour ces promenades;
– des gens utilisent pour cela les terrains sportifs, oщ jouent les enfants;
– certains gens, qui ne peuvent plus garder leurs chiens, les chassent dans la rue et aujourd'hui il y a des milliers de chies errants(бродячие).
b) Comment peut-on resoudre ce problèmes?
Aves-vous jamais été en Grande Bretagne? Savez-vous que les habitants de Londres peuvent promener leurs chiens dans le parc royal? Comment on a organisé les promerades à Londres? Parlez, s.v.p.!
Обязательно в классе найдется ученик, бывавший в Лондоне, где невозможно не обратить внимание на множество собак и чистоту города.
9. Обобщающий этап урока.
Учащиеся разбиваются на группы и готовят текст “ открытого письма” к москвичам о необходимости сохранения чистоты и порядка в столице, о мерах безопасности совместного проживания животных и человека в крупном мегаполисе.
Примерный текст “письма”.
Nous habitios une trиs belle ville-Moscou.
Aujourd'hui on a la possibilité de nous addresser à tous les Moskovites et leur écrire une lettre ouverte. Quels conseils vous pouvez donner aux maоtres des chiens?
Зачитывают вслух, вывешивают плакат на доску.
Chers Moskovites!
Nous habitions la meilleure ville dans le monde!
II y a des siècles, que nous avons apprivoise des chats et des chiens. Iis sont entres dans notre vie et il est impossible de l'imaginer sans ces animaux. On aime les chats pour leur mystère et independence et les chiens pour leur fidelité. Actuellement, le chien a trouvé de nouvelles professions; il y a des chiens policiers, des chiens antidrogues, des sauveurs et des pompiers. Le chien guide des personnes aveugles et défend notre maison.
Mais, la vie des bêtes dans une grande ville ce n'est pas la même chose que dans la nature. Nous sommes responsables de ces animaux et, pour sauvegarder la capitale belle et propre, il faut organiser des terrains pour les promenades des chiens, les vacciner chaque année, mettre aux grands chiens des muselieres, construire des chenils pour les chats et les chiens errants.
В зависимости от языковой подготовки учеников текст “ письма” может быть другим. В случае, если учитель почувствует невозможность такого финала урока, можно дать группам задание быстро нарисовать плакат-постер, где подписями к их рисункам послужат советы и призывы к жителям города
10. Подведение итогов урока. Домашнее задание.