Мы — как радуги цвета…

Разделы: Внеклассная работа


“ Мы как радуги цвета…”

Современная школа, освобождаясь от авторитарных моделей образования, имеет право на выбор вариантов собственного развития и конструирования новых. Зарождение, становление и развитие воспитательно-образовательной системы школы всегда были этапами длительного и сложного процесса, происходящего под влиянием множества объективных и субъективных факторов и вносящего существенные изменения в жизнедеятельность учебного заведения и окружающего социума.

МОУ Кокошкинская средняя общеобразовательная школа №2 свою историю отсчитывает с 1955 года. Школа находится в поселке Кокошкино, в 17 километрах от Москвы. Поскольку поселок всегда считался “спальным районом”, в нем практически отсутствуют промышленные предприятия и развита только сфера обслуживания. Московские театры, музеи, кинотеатры – активные помощники в удовлетворении интеллектуальных и эстетических потребностей учащихся и преподавателей, однако близость столицы оказывает негативное влияние на воспитательно-образовательную среду школы.

Великие педагоги-гуманисты с древнейших времен и до наших дней считали, что “..любить ребенка, значит сделать его счастливым.” Воспитательно-образовательная система школы должна позволять “..учить всех и учить хорошо”, учиться радостно. Эта проблема решается в мировой педагогике несколькими путями:

– создание ситуации успеха
– реализация идеи радости познания
– создание творческой обстановки в школе.

Системообразующим фактором в воспитательной работе является деятельность по формированию реального жизненного опыта, коммуникативных и коммуникабельных навыков, укреплению личного статуса, восстановлению, сохранению развитию физического, психического и социального здоровья, по формированию творческого потенциала личности, умения владеть собой и выживать в экстремальной ситуации.

Организация работы по этим направлениям помогает учащимся решать проблемы реабилитации и адаптации, снимает у подростков высокий уровень тревожности и агрессивности, синдром дефицита внимания, длительные состояния депрессии, связанные с неприятием мира и себя.

Основная проблема школьников - неумение адаптироваться в окружающей среде, неумение вести здоровый образ жизни.

Цель воспитательной системы школы: создать условия для развития личности, способной вписаться в меняющийся социум

1. Задачи:

– формирование позиции как системы отношения к себе и общечеловеческим ценностям
– восстановление, сохранение и развитие физического, психического, социального здоровья
– формирование творческого потенциала личности, стремления к самореализации
– формирование коммуникативных навыков конструктивного взаимодействия, изменение внутригрупповых форм общения, гармонизация, оптимизация связей.

2. Формы и методы:

1. Коллекивные творческие дела
2. Групповые дискуссии
3. Учебно-развивающие занятия, взаимообучение в разновозрастных группах, организация работы кружков и клубов.
4. Игры, с четко оговоренными правилами и поставленными целями, как способ социализации личности, изменения позиции, корректировки взаимоотношений.
5. Традиционные и общественно-значимые дела школы, изучение Государственной символики, работа по созданию символов и традиций школы
6 . Система соуправления.

3. Основное содержание.

Программа “Радуга” будет реализована в три этапа.

1 этап

– создание единого воспитательно-образовательного комплекса школы.(2002-2003 уч.г., 2003-2004 уч. г.)

Задачи первого этапа:

– определение путей развития
– определение и отбор содержания деятельности детей и взрослых в классе, досуговом объединении, школе, социуме.
– определение путей взаимодействия всех структур.

Результатом совместной деятельности должны стать:

– Определение содержания воспитательных программ
– определение ключевых общешкольных дел, разработка тематических блоков
– создание и развитие досуговых объединений по интересам
– проработка технологий педагогического воздействия
– обучение кадров.
– выявление потребностей детей и взрослых.

2 этап–апробация развития технологий 2004–2005 , 2005–2006 учебный год.

– создание системы взаимоотношений детей и взрослых (взрослый –старший друг или консультант, но не командир)
– творческий характер совместной деятельности –использование дискуссионных, тренинговых, игровых программ, новых форм организации занятий, взаимообучения в группах
– развитие символов и традиций школы, общих законов и правил
– выявление поля интересов детей и взрослых
– привлечение специалистов для проведения совместных мероприятий, совместная работа с различными молодежными и творческими объединениями
– выезд в оздоровительные лагеря различного типа

3. этап – технологизация, анализ, обобщение.

Диагностика по изучению интересов и потребностей учащихся, педагогов, а также возможностей окружающего социума показала, что основными системообразующими факторами должны стать: патриотическая, оздоровительная и эстетическая деятельность. На основании этого в школе проводится работа по определению блока традиционных общешкольных мероприятий и проектов воспитательно-образовательных программ “Здоровье” и “Возрождение”.

Большое внимание на разных этапах создания воспитательной системы школы следует уделить созданию и развитию системы соуправления и детских объединений по интересам, а также их взаимодействию. В организации внешкольной деятельности большое внимание уделяется разработке и осуществлению совместных программ с другими общественными организациями (“Оздоровительно-просветельский Фонд “Радость”, Совет ветеранов, Эколого-туристический лагерь “Родники”, Военно-патриотический клуб “Кречет”)

Приложения Программа работы клуба самореализации “АМРИТА”.

Автор: Еремин В.В.

Цель: Создать условия для психологического и физического совершенствования личности, осознания и понимания свободы в осуществлении личностных устремлений.

Задачи:

  • предоставлять знания о развитии, поддержании, восстановлении и сохранении физического, психологического ( психика и интеллект ) и социального ( условия самореализации) здоровья.

  • создать условия для формирования навыков коммуникабельности и коммуникативности, для чего необходимо:

  • улучшать качество образования членов клуба;
  • поддерживать в членах клуба стремление к физическому совершенствованию;
  • оказывать помощь в реализации личностных устремлений;
  • предоставлять знания об информационных носителях, их видах и о том, как пользоваться тем или иным видом носителя, для того чтобы извлечь в нужный момент времени необходимую информацию;
  • создать систему управления и администрирования в клубе;
  • способствовать формированию умения конструктивного взаимодействия;
  • способствовать изучению изменения внутригрупповых форм общения;
  • создать условия для формирования чувства патриотизма, любви к Родине и уважения законов, традиций и символики.

Формы и методы: кружковая работа, лекции, семинары, дискуссии, практические занятия, игры, обучение и взаимообучение в разновозрастных группах, соревнования, фестивали, сборы ( местные и выездные ) членов клуба, общественно-полезные дела.

Предлагаемые темы и направления занятий в рамках программы клуба самореализации “АМРИТА”.

Формы для физического развития:

  • комплекс утренней гимнастики, разработанный на основе парадоксального дыхания ;
  • джаз-класс (основы движения и ритмики) ;
  • основы самообороны (без предметов, с предметами) ;

Предлагаемые дискуссионные вопросы:

  • Кто Я?
  • Понимание свободы в выборе направления устремлений.
  • Формы зависимостей.
  • Формы проявления сознания.
  • Теория основ физиологического существования человека (законы физики, физиологии, биохимии, биомеханики).
  • Теория музыки.

Программа, рассматривающая основу, виды и возможности использования игровой деятельности. Предлагается тем, кто предпринимает попытки создать условия для нее, кто реализует личностные устремления для успешного прохождения и завершения ими этапа развития, обозначенного как ИГРА

Вступительная часть.

В процессе возрастного развития своего тела, личность проходит через различные этапы, поступательно возникающие на пути реализации своих устремлений. Один из важнейших этапов – ИГРА.

ИГРА – это вид свободного моделирования возможных различных ситуаций. В ней возможно нахождение путей решения различных проблем и закрепление опыта, полученного в результате восприятия свободно выдуманных мыслеформ. В результате участия в игре, смоделированной по установленным правилам и имеющей определённую цель, единую для всех участников, для каждого, отдельно взятого участника, появляется возможность получить неповторимый эмоциональный личный опыт в мироощущении и формировании своего внутреннего мира.

В связи с этим подход к ИГРЕ не должен иметь вид поверхностного коллекционирования различных игр, а должен быть направлен на изучение и рассмотрение игры, как средства, используемого при создании условий более полной реализации личностных устремлений, на игровом этапе возрастного развития. В предлагаемой программе мы попытаемся это сделать.

Цель программы:

изучение механизма игры, её основ, законов и причин, в соответствии с которыми выстраивается моделирование той или иной ситуации.

Задачи:

формирование умения конструктивного взаимодействия личности с окружающими социальными и природными условиями;осознание необходимости серьёзного изучения любого вида деятельности;формирование навыков коммуникабельности и коммуникативности;

Формы и методы:

изучение различного методического материала по теме и поиск совершенных форм для создания условий; практическое применение игровых технологий и анализ их результатов

Основное содержание.

Перед тем как использовать технологию игры, необходимо учесть особенности физиологического и интеллектуального развития личности, поставленную задачу в игре, место и время проведения игр.

В основном все игры имеют схожий механизм, меняются только условия и порядок действий, в зависимости от того, какой от игры ожидается результат.

Учитывая всё это, можно использовать общепринятую градацию игр:

  • развивающие игры;
  • психологические игры и упражнения ;
  • игры на знакомство (коммуникативные);
  • социально-ориентирующие (мировоззренческие);
  • игры, направленные на преодоление состояния инертности путем смены деятельности;
  • другие виды игр;

Названия игр могут варьироваться бесконечно, но каждая игра опирается на фундамент, смысл которого сводится к тому, что, зная основные законы создания игровых условий при моделировании, точно сформулировав задачу, поставленную перед тем, как смоделировать необходимую ситуацию, и учитывая этапы возрастного развития, можно использовать игровые технологии для решения социально-педагогических задач. Эту программу возможно использовать при создании условий распространения игровых технологий и их работы в учреждениях.

 

Проект лагерной смены

“Мой выбор”

Предлагаемый проект апробируется в палаточном лагере “Родники” и рассчитан на 10-ти дневной срок. Проект основан на программе работы клуба самореализации “АМРИТА” и ставит перед собой задачи:

1. ознакомление подростков 13–16 лет со способами реализации своих личностных устремлений ;
2. ознакомление с различными формами проведения досуга, которые направлены на восстановление и поддержание здоровья, как физического, так и психического;
3. предоставить условия для того, чтобы у подростка появилось желание прикладывать усилия для улучшения качества своего образования, и ощущение гармонии своей личности с окружающим миром;

Занятия будут проводиться комплексом, состоящим из упражнений, соответствующих поставленным задачам в рамках программы клуба “АМРИТА”. При этом подростки будут привлечены к максимально эффективному использованию времени на занятиях для того, чтобы научиться получать в полной мере необходимую информацию из разнообразных источников, а также научатся пользоваться полученными сведениями для решения поставленных задач и приобретут ясное видение и понимание изучаемого.

Кроме того, за время лагерной смены будут предложены занятия, проводимые по другим схемам и разработанные на основе других программ, для ознакомления с различными формами проведения досуга. Эти занятия будут проводиться в виде лекций, игр, тренингов, тренировок по конкретной специализации.

Для проведения всех целевых занятий в день отводится 1,5–2 ч до обеда и 2 ч после обеда. Спецификация занятий, их темы и специализация будут указываться в сформированном распорядке, конкретно на каждый день.

Ожидаемый результат:

В результате деятельности клуба станет возможным процесс формирования модели здорового общества, способствующей развитию личности стремящейся к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации для достижения гармонии с окружающим миром.

Совместные программы

– “Содружество” (эколого-туристический лагерь “Родники”, тверская городская общественная организация военно-патриотический клуб “Кречет”)

Программы реализуются при совместной работе в каникулярное время в палаточном лагере “Родники” и, частично, во внеурочное время.

Цель: Организация отдыха и досуга учащихся.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Цель: формирование эстетического отношения детей к действительности.

Вертушка: знакомство с особенностями работы музыкального направления (занятия по интересам, игра на струнных инструментах, участие в фестивалях авторской песни и в музыкальных конкурсах), законами песни и законами орлятского круга. Разучивание песни "Замыкая круг". Знакомство с ребятами (игра "мой звук"). Разучивание отрядной песни. Подбор репертуара для проведения вечера авторской песни "Сверим наши песни", "Наполним музыкой сердца" (магнитофон) и разучивание песен под караоке. Блок вечерних костровых песен (гитара).Большой секрет "для маленьких"...Инсценировка и шумовое оформление веселых детских песен. Повторение блока вечерних песен. Разучивание музыкальных кричалок и скороговорок.Авторская песня. Второй секрет "для маленьких"...Шуточные и сюжетные песни. Подготовка к вечеру авторской песни. Современные направления в музыке. Танцевальный марафон. Музыкальная эстафета. Вечер песен - "Землянка", "Мои палаточные города", "Песенная мозаика".

ВОДНЫЙ ТУРИЗМ

Цель: познакомить ребят с основами водного туризма

Вертушка: знакомство ребят с общим планом работы по данному направлению (итоговые соревнования в течение смены, дальнейшее освоение водной техники, участие в городских соревнованиях), с правилами поведения на воде и занятиях по водному туризму.

Занятия:

Вводное занятие.Теоретическая часть: знакомство с разборными плавательными судами типа "Таймень", личным и общественным водным снаряжением. Освоение терминов и понятий, используемых при управлении байдаркой.

Практическая часть:

Игра. Отработка техники работы веслом (корпус, движения руками). Разноуровневое занятие.

Теоретическая часть: проверка теории. Правила управления двухместной байдаркой (капитана и матроса). Решение задачи "разворот". Практическая часть: отработка навыков управления байдаркой (прохождение вешек носом и кормой), согласованная работа команды (капитана и матроса).Разноуровневое занятие. Практическая часть: соревнования по технике выполнения разворота, прохождения ворот, на скорость прохождения водной трассы (младшие ребята).Знакомство с заданиями. Занятие по топосъемке. Поход. Начало маршрута верховье р. Тьмы. Сплав по р. Тьма – р. Волга до Дуденевского заказника. Сроки: 1–2 суток. Количество участников: 2 инструктора и 12 детей.

ГЕРАЛЬДИКА

Цель: познакомить ребят с основами геральдики родного края.

Задачи:

1. Ознакомить ребят с основными понятиями геральдики
2. Принципы составления эмблем и гербов

Занятие № 1. Вводное. Возникновение, развитие и значение гербов и флагов. Цвета геральдики.

Занятие № 2. Государственные символы России. История Герба и Флага..

Занятие № 3 Эмблема и символы. Их различия.

Творческие вечера:

1. Рыцарский турнир
2. День России

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Идея: опереться в воспитании на вечную тягу ребят к игре и волшебную силу искусства. Занятия: Знакомство с ребятами ("Снежный ком", "Переходы"). Театр как вид искусства. Виды театров: драматический театр, кукольный театр, музыкальный театр – опера, балет, оперетта, мюзикл. Театр снаружи и изнутри, словарь театральных терминов. Культура поведения в театре (театр начинается с вешалки, зрительская культура)

Знакомство ребят с видами театральной деятельности.

Обучение основам драматического театра. Развитие пластики ("Этюд – экспромт", "Этюд на прорастание"), голоса и речи ("Здравствуйте", "Лиса Алиса и кот Базилио", упражнения на речевое дыхание, на опору дыхания, артикуляционная гимнастика, скороговорки).

Театр кукол. Основные принципы работы с куклой (виды кукол, изготовление из подручного материала). Театр теней. Основные принципы работы (ширма, работа с перспективой, техника изготовления кукол).Творческие вечера. Детский спектакль. Ситуационные игры"Поле сказок"

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Цель: воспитание убежденности в необходимости охраны природных объектов и их изучение. Формирование целостного восприятия природы

Задачи:

1. Ознакомить ребят с объектами экологии (организм, популяция, вид, экосистема, биосфера).
2. Овладеть основными методами изучения природных объектов.
3. Познакомить ребят с нормами поведения в природе.
4. Понимание многосторонних ценностей природы для человека
5. Развить у ребят творческий подход к решению экологических задач

Занятия:

Основные понятия экологии и природопользования. Методы экологических исследований – работа с микроскопом.

Экологическая игротека. Игры "Тревожный сигнал", "Операция лес", "Биогеохимические круговороты", "Пирамида" и др.

Экологические тропы – охранная, шуточная, зеленая аптека, "Учитесь слушать лес", насекомые, злые тропы.

Природоохранная деятельность. Кружковая и клубная деятельность. Индивидуальные и групповые проекты.

Методы экологических исследований – работа с микроскопом, закладка геоботанических площадок и методика их описания, основы видовой индикации. Экологический дневник.

Экологический мониторинг (водная лаборатория, лехиноиндикация, микоиндикация)

Посещение и работа на особо охраняемых природных территориях (ООПТ).

Творческие вечера