- Воспитательные задачи:
- воспитание любви к своей земле, к своему народу;
- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
- пробуждение интереса к русскому фольклору , старинным русским обрядам.
- Образовательные задачи:
- познакомить с утраченными пасхальными традициями русского народа, отражёнными в народном календаре, с произведениями русского фольклора и поморскими “качульными” песнями;
обобщить знания по основным темам : “Мажор и минор”, “Формы музыки”, “Интонация”, "Развитие музыки”, “Музыка моего народа”;
- совершенствовать уровень исполнения русских народных песен, частушек, хороводов, игр и других жанров фольклора;
- закрепить умения и навыки игры на русских народных инструментах.
Развивающие задачи:
– формирование художественно – эстетического
вкуса
– развитие творческих способностей каждого
ребёнка
– активизация творческой фантазии и воображения
Оборудование:
– выставка детских рисунков
“Пасхальное яйцо”;
– выставка пасхальных открыток;
– русские народные инструменты: балалайка,
трещотки, ложки, треугольник, колокольчик,
ксилофон, свирели, пищалки;
– аккордеон;
– детская качель;
– веточки берёзы с листочками;
– оформленный уголок русской избы: окно, стол со
скатертью, самовар, “крашеные” пасхальные
деревянные яйца, домашняя утварь.
Оформленная доска:
Пасха рондо
волочебники | карбас |
колокола | трещиный (промысел) |
трезвон |
Дети в русских народных костюмах поделены на 2 группы: девочки и мальчики. В руках – веточки берёзы. Каждая группа заходит со своей закличкой.
Девочки:
– Ой, весна моя,
Ты весняночка!
Из – за тёмных лесов,
Из – за синих морей
Приходи!
Солнцем, светом озари!
Мальчики:
– Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Дети встают у расставленных полукругом стульев.
Учитель:
- У нас сегодня необычный урок. Вы, дети, зашли с закличками.
- Кого вы закликали? ( Весну )
Какие народные праздники приносит с собой весна? ( Вербное воскресенье, Егорьев день, Пасху)
- Мы живём на Севере, весна от нас далеко. Давайте ещё раз её покличем!
Все дети идут по кругу в левую сторону с общей закличкой.
Дети:
– Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С доброй радостью,
С великой милостью!
– Со льном высоким ( поднимают веточки) ,
С корнем глубоким ( приседают с веточками),
С дождями сильными ( идут в центр),
С хлебами обильными ( расходятся в круг)!
Дети поднимают веточки берёзы, образуя “воротики”.
“Звуки весеннего леса” ( аудиокассета для релаксации)
Входит в класс девочка – Весна, проходит через “воротики” несколько раз, останавливается в центре круга.
Дети:
– Весна – красна,
Где бывала?
Весна:
– В лесу зимовала,
Огород городила,
Капусту садила.
Дети:
– Весна – красна,
На чём пришла?
Весна:
– На сохе, бороне,
На кривой кочерге,
На жёрдочке,
На бороздочке,
На ржаном колоску,
На пшеничном пирожку!
Дети:
– Весна – красна,
Что нам принесла?
Весна:
– Соху, борону
И кобылку ворону.
Солнца клочок
И соломки пучок!
Дети:
– Весна – красна,
Что в подарок принесла?
Весна:
– Светлый праздник –
Святу Пасху!
Дети ставят веточки берёзы в большую вазу, садятся на места.
Учитель:
- Прочитаем на доске : Пасха. Это слово
образовалось от древнееврейского “песах”.
Праздник Пасхи – один из основных в народном
календаре. Он всегда выпадает на весенние дни.
Весна всегда связана со светлыми ожиданиями,
надеждами… Православная Церковь считает Пасху
главным христианским праздником. Этот праздник
символизирует победу добра над злом . Светлое
Христово Воскресение – день радостный, светлый.
Все события, связанные с ним, - огромное чудо!
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес! ( А. Майков )
– Как у каждого большого церковного праздника у Пасхи есть свои приметы – куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца. В старину накапливали по 100 – 200 яиц, окрашивали их в отваре луковой шелухи, натирали маслом, чтоб блестели. Посмотрите , какие красивые пасхальные яйца вы нарисовали!
- В Светлое Христово Воскресение верующие радостно приветствуют друг друга словами: “ Христос воскресе!” – и ответным : “Воистину воскресе!”
- На Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека. А недавно учёные установили, что музыка колоколов убивает микробы.
– Давайте и мы с вами послушаем прекрасную музыку звона колоколов.
Пасхальный перезвон ( аудиокассета )
Учитель:
- Какое у вас появилось настроение после звучания
колокольного звона?
( Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное ) - От чего зависит высота тона колокола? ( От металла, из которого отлит колокол )
- Почему мы говорим : “серебряный” звон?, “малиновый” звон?
- Исстари подмечено, что звук имеет цвет. “Малиновый” звон колокола ассоциируется с яркой малиновой рубахой, с праздником, с радостью.
- К числу оригинальных пасхальных обычаев русского народа относится хождение волочебников. Прочитаем на доске: волочебники. Слово это означает “поющие под окнами”. В русских деревнях на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование. Волочебники славили хозяев, поздравляли их с Пасхой, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Им выносили яйца, сало, молоко, пироги, деньги. Послушаем волочебников.
1 мальчик ( встаёт):
– Ну–те, братцы – товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пройдёмте в тое село,
Поздравим их с праздником,
С Христовым днём,
С красным яйцом!
2 мальчик:
– Не гуси летят, не лебеди –
Христос воскрес на весь свет!
Идут – бредут волочебники,
Волочебники – полуночники!
“Челом здоров , хозяинушка!
Чи спишь – лежишь аль спочиваешь?”
3 мальчик:
– Нам по чарке поднесёшь,
Своё счастье сбережёшь!
Не жалей, не береги,
По яичку одели!
Да пожалуй – ко яичко
Ещё красненькое,
Что на красном блюде
И при добрых людях!
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, от какого русского слова
образовано слово “волочебники”?
( “Волочить”, волочить ноги ) - Давайте исполним старинную песню волочебников.
Р. н. п. “Далалынь! По яиченьку!” (дети поют стоя)
Учитель:
- Какой характер этой русской народной песни ? (Напевный, торжественный, протяжный)
- Что свойственно этой русской народной песне ? (Своеобразный припев: “Христос воскрес, сыне божий!”, радостное пасхальное настроение)
- У крестьян существовало много примет и поверий, связанных с Пасхой. Знаете ли вы пасхальные приметы?
Дети:
- В нашей деревне пастухи верят, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.
- А у нас на Пасху деды расчёсывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
- А у нас девушки на Пасху желают: “Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!”
- Ежели на Пасху девица ушибёт локоть, значит, её вспомнил милый.
- А у нас считается, что ежели девица встанет на топор в Пасху, будет она крепкой и ладной !
- А у нас весёлые хороводы водят!
Р. н. п. “На горе – то калина ” ( круговой хоровод)
Учитель:
- С каким настроением вы водили этот хоровод? (С весёлым, радостным, светлым, озорным)
- В каком ладу звучит этот хоровод: в мажоре или миноре? (В мажоре)
- Дети, вы обратили внимание , что весну мы закликали – ходили по кругу, хоровод водили – тоже по кругу. Почему?
( Круг – символ солнца, он был для крестьянина магическим средством, способным ускорить пробуждение природы и рост растений, увеличить приплод скота) .
- Пасха – время первого весеннего гулянья на вольном воздухе: молодёжь затевала игры на лужайках, на лесных полянах. До наших дней дошли описания некоторых пасхальных игр, которые заканчивались словами: “Кто меня поцелует, тот и выручит”. В этих народных играх отражался пасхальный обычай троекратного поцелуя.
Р. н. игра “На калиновом мосту”
Дети встают в круг. В центре сидит девочка.
Девочка:
Я сижу одна, пылаю
На калиновом мосту.
Люблю молодца, страдаю,
Всё и думаю о нём.
Кто меня любит, тот и выручит,
Кто поцелует, тот и выкупит!
Выходит мальчик, “выкупает” (целует) девочку. Девочка встаёт в круг, а мальчик занимает её место.
Мальчик:
– Я сижу один, пылаю
На калиновом мосту.
Люблю девицу, страдаю ,
Всё и думаю о ней.
Кто меня любит, тот и выручит,
Кто поцелует, тот и выкупит!
Мальчика “выкупает” другая девочка.
Игра проходит 3 – 4 раза. Дети остаются в кругу.
Учитель:
- В традициях русского народа были и музыкальные игры, игры – пляски, весёлые и задорные, под гармошку. Давайте поиграем. Будем передавать с поклоном платочек на сильную долю такта. У кого останется платочек, когда музыка остановится, тому нужно будет сплясать “Русского”. А мы похлопаем.
Игра - пляска “Передача платочка”, р. н. мелодия
(Передача платочка – одна и та же плавная р. н. мелодия, пляска – различные плясовые р. н. мелодии).
Дети садятся.
Учитель:
– Настроение
в игре – пляске было всё время одинаковым? ( Нет,
оно менялось)
“Качельные частушки”, р. н. мелодия
Девочки по одной качаются на качели и поют:
– Вот и Пасха пришла,
Кто нас покачает?
Как у нонешних ребят
Верёвок не хватает!
Подкачнуся высоко
И увижу далеко,
Где мой братка гуляет,
Червоное яйко катает?
На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся!
– Раскачайте, раззыбайте,
Я скажу вам жениха:
Сане – то Кузеньку, ха – ха –ха,
Тане – то Витеньку, ха – ха –ха!
– Я качаюсь , нарываюсь,
Мне не надо жениха!
Я качаюсь , нарываюсь,
Мне не надо жениха!
– На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься!
Учитель:
- Какие чувства вызвали у вас “Качельные частушки”? ( Веселье, радость, смех )
- В чём заключается исполнительское развитие этих частушек? ( В каждом куплете – новый тембр, новый голос)
- Дети, хотите послушать поморские “качульные” песни, те частушки, которые, исполняли в старину у нас, на Севере?
“Поморские качельные частушки”, р. н. м. ( исполняет учитель)
– Весна красна на проходе,
Пасха на приходе,.
Сулился милый с моря быть,
Карбас* с моря приводить.
– На качуле я качаюсь,
Ой, скучаю без дружка.
Не пущу свово на Мурман,
Там крутые бережка.
– Светла Пасха приходи,
С моря весточку неси.
С морюшка со синего,
С промысла трещиного*.
Учитель:
– Какова музыка “Поморских качельных
частушек”? (Более
медленная, распевная, сдержанная)
карбас – беломорская лодка на 4 – 10 вёсел с парусами; на ней рыбаки – поморы охотились на морского зверя;
трещиный ( промысел) – промысел рыбы трески.
Учитель:
- В Пасху повсюду звучала музыка. Играли на разных русских народных инструментах. А какие знаете вы? ( балалайка, трещотка, деревянные ложки, треугольник, ксилофон, свирель, гусли, пищалки)
- Выходите, музыканты, поскорей!
В святу Пасху нам сыграйте веселей!
Р. н. м. “Калинка”
Исполнение в оркестре.
Учитель:
- Ребята! Какой характер р. н. мелодии “Калинка”? ( Напевный, песенный; плясовой, весёлый)
- Какая форма? Почему? ( Двухчастная; в музыке есть контрастная смена настроений)
- Музыка танцевальная или песенная? ( И танцевальная, и песенная )
- Дети, с каким праздником русского народа мы познакомились?
- Что вы узнали нового, интересного?
- Какое у вас сейчас настроение?
- Давайте закончим наш урок – концерт весёлой русской народной песней.
Р. н. п. “Пойду ль я”
Исполняется с ксилофоном.