Пасхальные традиции русского народа (урок-концерт)

Разделы: Музыка, Начальная школа


  1. Воспитательные задачи:
  • воспитание любви к своей земле, к своему народу;
  • приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
  • пробуждение интереса к русскому фольклору , старинным русским обрядам.
  1. Образовательные задачи:
  • познакомить с утраченными пасхальными традициями русского народа, отражёнными в народном календаре, с произведениями русского фольклора и поморскими “качульными” песнями;
  • обобщить знания по основным темам : “Мажор и минор”, “Формы музыки”, “Интонация”, "Развитие музыки”, “Музыка моего народа”;

  • совершенствовать уровень исполнения русских народных песен, частушек, хороводов, игр и других жанров фольклора;
  • закрепить умения и навыки игры на русских народных инструментах.

Развивающие задачи:

– формирование художественно – эстетического вкуса
– развитие творческих способностей каждого ребёнка
– активизация творческой фантазии и воображения

Оборудование:

– выставка детских рисунков “Пасхальное яйцо”;
– выставка пасхальных открыток;
– русские народные инструменты: балалайка, трещотки, ложки, треугольник, колокольчик, ксилофон, свирели, пищалки;
– аккордеон;
– детская качель;
– веточки берёзы с листочками;
– оформленный уголок русской избы: окно, стол со скатертью, самовар, “крашеные” пасхальные деревянные яйца, домашняя утварь.

Оформленная доска:

Пасха рондо

волочебники карбас
колокола трещиный (промысел)
трезвон

Дети в русских народных костюмах поделены на 2 группы: девочки и мальчики. В руках – веточки берёзы. Каждая группа заходит со своей закличкой.

Девочки:

– Ой, весна моя,
Ты весняночка!
Из – за тёмных лесов,
Из – за синих морей
Приходи!
Солнцем, светом озари!

Мальчики:

– Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

Дети встают у расставленных полукругом стульев.

Учитель:

  • У нас сегодня необычный урок. Вы, дети, зашли с закличками.
  • Кого вы закликали? ( Весну )
  • Какие народные праздники приносит с собой весна? ( Вербное воскресенье, Егорьев день, Пасху)

  • Мы живём на Севере, весна от нас далеко. Давайте ещё раз её покличем!

Все дети идут по кругу в левую сторону с общей закличкой.

Дети:

– Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С доброй радостью,
С великой милостью!

– Со льном высоким ( поднимают веточки) ,
С корнем глубоким ( приседают с веточками),
С дождями сильными ( идут в центр),
С хлебами обильными ( расходятся в круг)!

Дети поднимают веточки берёзы, образуя “воротики”.

“Звуки весеннего леса” ( аудиокассета для релаксации)

Входит в класс девочка – Весна, проходит через “воротики” несколько раз, останавливается в центре круга.

Дети:

– Весна – красна,
Где бывала?

Весна:

– В лесу зимовала,
Огород городила,
Капусту садила.

Дети:

– Весна – красна,
На чём пришла?

Весна:

– На сохе, бороне,
На кривой кочерге,
На жёрдочке,
На бороздочке,
На ржаном колоску,
На пшеничном пирожку!

Дети:

– Весна – красна,
Что нам принесла?

Весна:

– Соху, борону
И кобылку ворону.
Солнца клочок
И соломки пучок!

Дети:

– Весна – красна,
Что в подарок принесла?

Весна:

– Светлый праздник –
Святу Пасху!

Дети ставят веточки берёзы в большую вазу, садятся на места.

Учитель:

  • Прочитаем на доске : Пасха. Это слово образовалось от древнееврейского “песах”. Праздник Пасхи – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами… Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом . Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо!
    Вот просыпается земля

И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес! ( А. Майков )

– Как у каждого большого церковного праздника у Пасхи есть свои приметы – куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца. В старину накапливали по 100 – 200 яиц, окрашивали их в отваре луковой шелухи, натирали маслом, чтоб блестели. Посмотрите , какие красивые пасхальные яйца вы нарисовали!

  • В Светлое Христово Воскресение верующие радостно приветствуют друг друга словами: “ Христос воскресе!” – и ответным : “Воистину воскресе!”
  • На Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека. А недавно учёные установили, что музыка колоколов убивает микробы.

– Давайте и мы с вами послушаем прекрасную музыку звона колоколов.

Пасхальный перезвон ( аудиокассета )

Учитель:

  • Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона?
    ( Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное )
  • От чего зависит высота тона колокола? ( От металла, из которого отлит колокол )
  • Почему мы говорим : “серебряный” звон?, “малиновый” звон?
  • Исстари подмечено, что звук имеет цвет. “Малиновый” звон колокола ассоциируется с яркой малиновой рубахой, с праздником, с радостью.
  • К числу оригинальных пасхальных обычаев русского народа относится хождение волочебников. Прочитаем на доске: волочебники. Слово это означает “поющие под окнами”. В русских деревнях на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование. Волочебники славили хозяев, поздравляли их с Пасхой, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Им выносили яйца, сало, молоко, пироги, деньги. Послушаем волочебников.

1 мальчик ( встаёт):

– Ну–те, братцы – товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пройдёмте в тое село,
Поздравим их с праздником,
С Христовым днём,
С красным яйцом!

2 мальчик:

– Не гуси летят, не лебеди –
Христос воскрес на весь свет!
Идут – бредут волочебники,
Волочебники – полуночники!
“Челом здоров , хозяинушка!
Чи спишь – лежишь аль спочиваешь?”

3 мальчик:

– Нам по чарке поднесёшь,
Своё счастье сбережёшь!
Не жалей, не береги,
По яичку одели!
Да пожалуй – ко яичко
Ещё красненькое,
Что на красном блюде
И при добрых людях!

Учитель:

  • Ребята, как вы думаете, от какого русского слова образовано слово “волочебники”?
    ( “Волочить”, волочить ноги )
  • Давайте исполним старинную песню волочебников.

Р. н. п. “Далалынь! По яиченьку!” (дети поют стоя)

Учитель:

  • Какой характер этой русской народной песни ? (Напевный, торжественный, протяжный)
  • Что свойственно этой русской народной песне ? (Своеобразный припев: “Христос воскрес, сыне божий!”, радостное пасхальное настроение)
  • У крестьян существовало много примет и поверий, связанных с Пасхой. Знаете ли вы пасхальные приметы?

Дети:

  • В нашей деревне пастухи верят, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.
  • А у нас на Пасху деды расчёсывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
  • А у нас девушки на Пасху желают: “Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!”
  • Ежели на Пасху девица ушибёт локоть, значит, её вспомнил милый.
  • А у нас считается, что ежели девица встанет на топор в Пасху, будет она крепкой и ладной !

- А у нас весёлые хороводы водят!

Р. н. п. “На горе – то калина ” ( круговой хоровод)

Учитель:

  • С каким настроением вы водили этот хоровод? (С весёлым, радостным, светлым, озорным)
  • В каком ладу звучит этот хоровод: в мажоре или миноре? (В мажоре)
  • Дети, вы обратили внимание , что весну мы закликали – ходили по кругу, хоровод водили – тоже по кругу. Почему?

( Круг – символ солнца, он был для крестьянина магическим средством, способным ускорить пробуждение природы и рост растений, увеличить приплод скота) .

  • Пасха – время первого весеннего гулянья на вольном воздухе: молодёжь затевала игры на лужайках, на лесных полянах. До наших дней дошли описания некоторых пасхальных игр, которые заканчивались словами: “Кто меня поцелует, тот и выручит”. В этих народных играх отражался пасхальный обычай троекратного поцелуя.

Р. н. игра “На калиновом мосту”

Дети встают в круг. В центре сидит девочка.

Девочка:

Я сижу одна, пылаю
На калиновом мосту.
Люблю молодца, страдаю,
Всё и думаю о нём.
Кто меня любит, тот и выручит,
Кто поцелует, тот и выкупит!

Выходит мальчик, “выкупает” (целует) девочку. Девочка встаёт в круг, а мальчик занимает её место.

Мальчик:

– Я сижу один, пылаю
На калиновом мосту.
Люблю девицу, страдаю ,
Всё и думаю о ней.
Кто меня любит, тот и выручит,
Кто поцелует, тот и выкупит!
Мальчика “выкупает” другая девочка.

Игра проходит 3 – 4 раза. Дети остаются в кругу.

Учитель:

  • В традициях русского народа были и музыкальные игры, игры – пляски, весёлые и задорные, под гармошку. Давайте поиграем. Будем передавать с поклоном платочек на сильную долю такта. У кого останется платочек, когда музыка остановится, тому нужно будет сплясать “Русского”. А мы похлопаем.

Игра - пляска “Передача платочка”, р. н. мелодия

(Передача платочка – одна и та же плавная р. н. мелодия, пляска – различные плясовые р. н. мелодии).

Дети садятся.

Учитель:

– Настроение в игре – пляске было всё время одинаковым? ( Нет, оно менялось)

  • Какая форма музыки в этой русской народной игре? ( Рондо )
  • Посмотрите на доску, вспомним : рондо. Рефрен здесь – передача платочка, эпизоды – ваши танцевальные импровизации.
  • Какая музыкальная интонация основная? ( Задорная, весёлая, радостная )
  • Пасхи в старину не бывало без качелей. Загодя вкапывали столбы, навешивали верёвки, прикрепляли доски. Качались все желающие! Качели или качули были чрезвычайно любимы и популярны на Пасху. Качаясь, девицы распевали “качульные” песни – пасхальные частушки.

“Качельные частушки”, р. н. мелодия

Девочки по одной качаются на качели и поют:

– Вот и Пасха пришла,
Кто нас покачает?
Как у нонешних ребят
Верёвок не хватает!

Подкачнуся высоко
И увижу далеко,
Где мой братка гуляет,
Червоное яйко катает?

На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся!

– Раскачайте, раззыбайте,
Я скажу вам жениха:
Сане – то Кузеньку, ха – ха –ха,
Тане – то Витеньку, ха – ха –ха!

– Я качаюсь , нарываюсь,
Мне не надо жениха!
Я качаюсь , нарываюсь,
Мне не надо жениха!

– На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься!

Учитель:

  • Какие чувства вызвали у вас “Качельные частушки”? ( Веселье, радость, смех )
  • В чём заключается исполнительское развитие этих частушек? ( В каждом куплете – новый тембр, новый голос)
  • Дети, хотите послушать поморские “качульные” песни, те частушки, которые, исполняли в старину у нас, на Севере?

“Поморские качельные частушки”, р. н. м. ( исполняет учитель)

– Весна красна на проходе,
Пасха на приходе,.
Сулился милый с моря быть,
Карбас* с моря приводить.
– На качуле я качаюсь,
Ой, скучаю без дружка.
Не пущу свово на Мурман,
Там крутые бережка.
– Светла Пасха приходи,
С моря весточку неси.
С морюшка со синего,
С промысла трещиного*.

Учитель:

– Какова музыка “Поморских качельных частушек”? (Более медленная, распевная, сдержанная)

  • В каком ладу прозвучали поморские частушки? ( В мажоре )
  • Понравились вам поморские “качульные” песни?
  • В поморских частушках встречается много новых слов. Посмотрите на доску:
    карбас – беломорская лодка на 4 – 10 вёсел с парусами; на ней рыбаки – поморы охотились на морского зверя;

трещиный ( промысел) – промысел рыбы трески.

Учитель:

  • В Пасху повсюду звучала музыка. Играли на разных русских народных инструментах. А какие знаете вы? ( балалайка, трещотка, деревянные ложки, треугольник, ксилофон, свирель, гусли, пищалки)
  • Выходите, музыканты, поскорей!

В святу Пасху нам сыграйте веселей!

Р. н. м. “Калинка”

Исполнение в оркестре.

Учитель:

  • Ребята! Какой характер р. н. мелодии “Калинка”? ( Напевный, песенный; плясовой, весёлый)
  • Какая форма? Почему? ( Двухчастная; в музыке есть контрастная смена настроений)
  • Музыка танцевальная или песенная? ( И танцевальная, и песенная )
  • Дети, с каким праздником русского народа мы познакомились?
  • Что вы узнали нового, интересного?
  • Какое у вас сейчас настроение?
  • Давайте закончим наш урок – концерт весёлой русской народной песней.

Р. н. п. “Пойду ль я”

Исполняется с ксилофоном.