Проблемы самоопределения сельских подростков в Республике Саха (Якутия)

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблемы подготовки выпускников школ к жизненному самоопределению, к осознанному выбору будущей профессии занимают важное место в деятельности образовательных учреждений. Профессиональная ориентация призвана помочь школьнику преодолеть на пути к жизненному самоопределению психологические, социальные, экономические трудности, разобраться в своих личностных особенностях и стремлениях.

В силу недостаточного жизненного опыта школьнику сложно осуществить выбор собственной стратегии жизни и будущей профессии. В этот возрастной период наиболее важно создать благоприятные условия для его личностного развития. Здесь очень многое зависит от семьи. Во–первых, в семье ребенок включается в полезную трудовую деятельность, что формирует его общее отношение к труду. Во–вторых, родители играют существенную роль в определении жизненного плана ребенка.

Изучение своеобразия процесса самоопределения учащихся показывает, что существенное влияние на выбор старшеклассниками жизненного пути и будущей профессии оказывает этнокультурный фактор, учитывающий своеобразие различных культур, особенности народной педагогики.

Приобщение к национальной культуре, народным истокам духовности служит началом для вхождения личности во взрослую жизнь, мир труда и профессий.

В начале 90-х годов произошли большие изменения в системе образования. Так была принята Концепция обновления и развития национальных школ республики Саха (Якутия), Программа развития личности ребенка “Эркээйи”. Тогда были введены такие курсы, как “Ураанхай саха оото”, “Кыыс Куо”, Урун Уолан”, “Национальная культура коренных народов Якутии”, “Русская национальная культура” и другие. Эти учебные дисциплины изучаются, начиная с первого класса. Дети с большим интересом изучают эти предметы, так как они тесно связаны с жизнью нашего народа. В якутских семьях большое внимание уделяется трудовому воспитанию детей. Якуты приучали детей к труду с самого раннего детства. Характерной чертой якутского народного воспитания является дифференцированный подход к воспитанию девочек и мальчиков. Трудовая подготовка осуществлялась в сочетании с физической подготовкой. Для укрепления здоровья и физического развития применялись различные упражнения, национальные виды спорта (кылыы – прыжок разбега на одной ноге, ыстанга – прыжок в длину с разбега, мас тардыьыы – перетягивание палки между двумя участниками, хапсагай – разновидность вольной борьбы, куобах, кылыы и другие)

Одним из основных направлений профориентационной работы в школе является изучение индивидуально–психологических особенностей учащихся. Для определения профессионального выбора мы использовали методику американского психолога Голланда. Он полагает, что все люди делятся на 6 разных типов: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый и артистический. Каждый тип личности характеризуется:

    • определенными чертами характера и складом ума,
    • способностями к определенным видам деятельности,
    • предпочтениями определенного рода деятельности,
    • содержанием увлечений,
    • профессиональными возможностями.

Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий, а также определенные типы профессиональной среды. В том случае, если человек выбирает профессию, соответствующие типу его личности, то он может достичь в ней определенных результатов и получить наибольшее удовлетворение от работы.

Наибольшее количество старшеклассников нашей школы можно отнести к предприимчивому типу личности. Они отличаются предприимчивостью, энергией, импульсивностью, готовностью к риску, оптимизмом, хорошими организаторскими качествами. Это могут быть будущие бизнесмены, маркетологи, менеджеры, заведующие, журналисты и другие. Здесь важно отметить то, что сейчас нашему обществу нужны предприимчивые молодые люди, которые способны управлять республикой, всей страной.

44% учащихся относятся к социальному типу. Для людей этого типа характерны умение общаться, гуманность, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, хорошо развитые вербальные способности. Решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться. Среди наиболее предпочитаемых занятий – врач, учитель, психолог и другие.

Среди учащихся есть те, которые относятся к конвенциональному типу. Для этого типа характерны такие качества, как способность к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, исполнительность, преобладание математических способностей. Предпочитают профессии, связанные с “канцелярской работой” и расчетами: бухгалтерия, экономика, машинопись и другие.

Выбор профессии – это длительный поэтапный процесс. Для того, чтобы узнать профессиональные склонности и способности учащихся старших классов нашей школы мы провели анкету “Ориентация”.

Учащиеся имеют определенные интересы к профессиям типа “Человек –Техника”, а также “Человек – Человек”. Все это может быть связано с тем, что наш район относится к сельскохозяйственным, и наиболее востребованными являются профессии типа “Человек –Человек” и “Человек – Техника”. А также профессиональная направленность более выражена к типам профессий “Человек – Природа”. Интересы учащихся к природе могут быть связаны с тем, что Якутия, в частности, Таттинский улус, отличается очень красивой и многогранной природой. Здесь имеется многообразный животный и растительный мир.

Что касается склонностей, то большинство учащихся имеют способности к профессиям типа “Человек – Человек” (51%) и “Человек – Техника” (29%). У большинства оптантов интересы совпадают со способностями. Это говорит о том, что им нравится делать то, что они умеют делать. Поэтому можно ожидать, что выбрав ту или иную профессию, учащиеся могут добиться в этой профессии не только достаточно высоких успехов, но и получить большее удовольствие. У некоторых учащихся (27 %) интересы не совпадают со способностями. Это может быть связано с тем, что людям не всегда нравятся те виды деятельности, которые у них лучше всего получаются. Не существует правил, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии – склонностям или способностям. Тем более, что в ходе жизни они часто сближаются. Если человеку нравится какой–либо вид деятельности, то он занимается им в течение долгого времени и при том успешно. Но можно сказать и обратное. Если у человека есть какие–то способности к определенным видам деятельности, то он может работать с большим удовольствием.

В целях развития у учащихся познавательных, профессиональных интересов у нас проводятся развивающие игры, конкурсы, профориентационные беседы, встречи со специалистами, содействующие самостоятельному изучению особенностей избираемой профессии.

Таким образом, в качестве ориентира нужна выработка у учащихся оптимистического отношения к будущему, что, в свою очередь, возможно при условии успешности в образовательных достижениях учащихся, в активной позиции в жизнедеятельности школы, проблемного осмысления жизненной перспективы, доброжелательных отношений с учителями.