Цели:
- Создать условие для раскрытия детьми одуванчика как лекарственного растения.
- Продолжить работу по изучению и применению лекарственных растений, укрепляющих здоровье.
Оборудование: гербарии цветов.
Организация учебного сотрудничества: работа в группах (по 4 человека).
На партах - гербарии и адаптированные статьи о растениях.
Ход урока
1. Создание ситуации успеха
Звучит этюд Чайковского “Времена года”.
Скажите, какое ваше самое любимое время года? Конечно, лето.
Ребята, представьте себе, что сейчас жаркое лето, поют птицы. На дворе много разных цветов. На партах лежат гербарии растений, собранные вами, они напоминают о лете.
Какие это растения, назовите их? (Тимьян, череда, пижма, щавель, одуванчик).
Что мы знаем об этих растениях? (Это лекарственные растения).
- Что такое лекарственное растение?
- Какими лечебными свойствами оно обладает? (По мере ответов открываем на доске карточки: применяется для ванн при диатезах; отхаркивающее при кашле; при заболеваний печени; для лечения кожных заболеваний; обладает успокаивающими, укрепляющими, повышающими иммунитет свойствами).
Давайте докажем, что мы не ошиблись.
Используя эти карточки, расскажите в своих группах все, что знаете об этих растениях. (Обсуждение в группах, попарная работа, защита своих рассказов перед классом, дополнение и исправления других групп).
Дети, о каком лекарственном растении нам мало известно?
Разрыв знаний
Оказывается, мы мало знаем об одуванчике.
А хотите узнать о нем побольше? (Да).
1. Постановка учебной задачи.
Обратимся к теме урока “Одуванчик – лекарственное растение”. Попытаемся ответить на вопрос, что мы должны узнать на этом уроке? Мы должны узнать, что всем нам известный одуванчик - лекарственное растение. И узнать, при каких заболеваниях и как он применяется. (На доске вопросы сегодняшнего урока)
2. Решение учебной задачи.
Ребята, чтобы лучше ответить на эти вопросы, я пригласила одного Знакомого. Ваши ответы внимательно слушает всеми любимый сказочный герой. Узнайте его: герой увлекательной сказки Корнея Чуковского, добрый, внимательный, лечит всех больных зверей.
Я рада, что вы его узнали. Да, это добрый доктор Айболит! Он будет нам сегодня помогать, дополнять ответы, давать советы.
Доктор Айболит:
- Этому красивому и очень полезному для здоровья цветку наши поэты, композиторы посвятили много стихов и песен. Одуванчик растет посвюду, он неприхотлив, растет и у нас во дворе. Правда? Если мы обратимся к нему, то он нам скажет: “Узнай меня поближе, подружись со мной и никогда не хворай1” Знаете ли вы, ребята, что одуванчик в народе называют ЭЛЕКСИР жизни. (На доске открывается запись из толкового словаря). И у вас, в вашей родной Якутии, одуванчик пользуется большим успехом. Он признанный помощник сохранения и укрепления нашего здоровья. Я хочу показать вам книгу ученого, врача А.А.Макарова “Лекарственные растения Якутии”. Из этой удивительной книги вы узнаете много полезного, нового.
- Найдите отрывки из книги Макарова, прочитайте, задумайтесь над текстом. (Работа в группах – рефлексия с опорой на поставленные вопросы урока).
Подытожим наши знания об одуванчике ответами на вопросы Айболита.
За правильный ответ раздаются жетоны.
- Как выглядит одуванчик?
- Когда появляется рассыпающийся седой шар?
- В какое время цветет?
- Где растет?
- Какие части растения используются для лечебных целей?
- Время сбора?
- Какими лечебными свойствами обладает?
Спасибо, спасибо вам, ребята. Вы обрадовали меня, старика. Я очень рад, что вы много узнали об одуванчике. А знаете ли вы, что одуванчик еще применяется в пище. Из свежих листьев готовят салат, из поджаренных корней готовят заменитель кофе, цветочные почки маринуют и добавляет в винегреты, блюда из дичи. А вы все знаете, что из одуванчика готовят такое лакомство как мед?
И в благодарность вашим матерям за то что вы такие любознательные,добрые ,хочу подарить им рецепт салата из одуванчика.. А вам, дети, – варенье из одуванчика. Давайте все вместе попробуем. Вкусно?
Давайте все поблагодарим Доктора Айболита за то, что мы очень много узнали об одуванчике. Уважаемый Доктор Айболит! Мы обязательно будем обращаться за помощью к одуванчику. Большое вам спасибо!
2. Постановка учебной задачи к следующему уроку
Сегодня у нас в гостях отличник Здравоохранения республики Саха (Якутия) К.П.Токумова. Слово предоставляется ей.
К.П.Токумова: Я вижу, вы знаете, что растительный мир Якутии, несмотря на суровый климат, достаточно богат. Богата и лекарственная флора, почти все растения Якутии обладают лечебными свойствами. Постоянно испытывая нужду в медицинской помощи, в лекарствах, якуты искали свои народные средства.
Например, вам уже известно:
- при нарезах к свежей ране прикладывали листья табака и подорожника;
- в случаях ожога обожженнную кожу смазывали теплой кровью, выжатой из сердца только что убитого дятла или давали облизать собаке;
- при заболевании желудка и горла применяли водный раствор медвежьей желчи;
- при кашле во внутрь применяли почечный и сердечный жир диких и домашних животных.
Травы, водолечение, закаливание, советы известных знахарей – все это апробировано десятками поколений, живших до нас, это мудрость наших предков, о которой мы не должны забывать.
Лекарственные растения обладают ценнейшими качествами. Этим они выгодно отличаются от химических препаратов. Сбор лекарственных растений, сушка, хранение, способы приготовления – это очень ответственная работа. Любое растение при неправильном назначении и применении может стать причиной осложнений. И вы, дети, должны знать, что собирать и употреблять лекарственные растения надо с родителями.
Со мной к вам на урок пришла кукла Маша. Что же с ней случилось? Почему она плачет? Да у нее на ногах свежая рана. Давайте поможем. Чем и как будем лечить?
Среди растений дети быстро находят листья подорожника и предлагают свои варианты лечения: накладываем на рану и кровь остановится.
Да, наши мамы, когда мы кашляем, тоже дают нам настои из листьев подорожника, лука, крапивы, яйца, сметаны.
Дорогие дети, если вы хотите еще больше узнать о подорожнике, то я рекомендую вам читать вместе с родителями мою книгу “Целебная сила природы”. Из этой работы вы узнаете, как собирать, готовить целебные растения нашего края и при каких болезнях использовать. Природа бесплатно дарит нам свои сокровища, но как бы природа ни была щедра, на каждом из нас лежит ответственность за правильное использование богатств родной природы.
Учитель: Большое Вам спасибо, Клара Петровна. Дорогие дети, поблагодарим нашего гостя. А на следующий урок подготовьте, пожалуйста, рассказ о подорожнике.
3. Итоговая рефлексия
- Чем мы занимались на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Как работали группы на уроке?
- Чем мы будем заниматься на следующем уроке?
Спасибо, ребята, за работу! Молодцы!
Литература
Макаров А.А. Лекарственные растения Якутии.
Токумова К.П. Целебная сила природы.