Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, укреплению и повышению ее роли и значимости в воспитании детей; с другой же стороны, все более обозначаются социальные проблемы: падение жизненного уровня, увеличение числа неполных семей и семей, имеющих одного ребенка. Естественно, что в таких сложных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Решать проблему развития личности школьника можно только в процессе взаимодействия педагогов и родителей.
Конференция является одной из форм психолого-педагогического просвещения и предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.
Конференция требует тщательной подготовки педагогического коллектива и, конечно же, активного участия родителей. Как правило, в ходе подготовки к конференции проводится анкетирование учащихся, дети готовят рисунки на определенную тему, записываются видеосюжеты, интервью учащихся, учителей и родителей, составляется проект обращения участников конференции, готовится специальный выпуск лицейской газеты для родителей и т.д.
Схема проведения конференции может быть традиционной: перед началом всем участникам предлагается анонимно ответить на вопросы анкет, результаты которых оглашаются в конце встречи. Конференция открывается вступительным словом ведущего, затем постепенно происходит обсуждение ключевых вопросов по теме. Как правило, по каждому вопросу предварительно готовятся несколько человек, а в ходе конференции слово предоставляется всем желающим. По завершении ведущий подводит итоги и предлагает проект обращения участников конференции для согласования и принятия. Текст обращения можно поместить на информационном стенде с тем, чтобы и родители, и учителя, и дети могли с ним ознакомиться.
Мы считаем, что родительская конференция является такой формой взаимодействия, при которой обсуждение нравственных, общечеловеческих, социальных и других проблем сближает семью и школу и не позволяет взрослым оставаться равнодушными к будущему нашего общества.
СЦЕНАРИЙ КОНФЕРЕНЦИИ “ИСТОКИ ДОБРОТЫ”
План проведения конференции
1. Регистрация родителей.
2. Вступительное слово ведущего:
• о проведении конференции;
• о понятии “доброты”, о значении доброты в воспитании детей;
• знакомство с анкетами учащихся.
3. Диалог с залом:
• выступления родителей после прослушивания записанного на магнитофон интервью с учащимися;
• мнение классных руководителей о добром отношении между родителями и детьми.
4. Обращение учащихся к родителям, учителям и ко всем взрослым.
5. Результаты анкетирования родителей.
6. Завершение конференции.
Накануне конференции среди учащихся проводится анкетирование. Предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Мир, в котором ты живешь, добрый или нет?
2. Можешь ли ты назвать себя добрым человеком?
3. Кого ты встречал чаще: добрых или недобрых людей?
Учащимся младших классов можно предложить нарисовать своих родителей, когда они бывают в хорошем настроении и когда сердятся.
Самые интересные ответы на вопросы (анонимно) и самые интересные рисунки представляются для родителей на стендах в зале.
Записанное на магнитофон интервью учащихся:
1. Как ты понимаешь значение слова “добрый человек”?
2. Что надо делать, чтобы быть добрым человеком?
3. Что ты чувствуешь, если вдруг родители сердиты, не добры к тебе?
Непосредственно перед началом конференции родителям предлагается анонимно ответить на вопросы анкеты:
1. Наказываете ли вы своих детей? (да, нет, иногда)
2. Целуете ли вы своих детей? (да, нет, иногда)
3. Проводите ли вы свободное время вместе с детьми? (да, нет, иногда)
Итак, родители - в зале, “эксперты” обрабатывают результаты анкет родителей, конференция начинается.
ВЕДУЩИЙ: Каждый из родителей мечтает вырастить своих детей добрыми, счастливыми людьми. Никто из родителей не хочет воспитать плохого человека. Однако, одного желания мало. Просчеты, ошибки взрослых не так уж редко оборачиваются нравственными недостатками в их детях. Среди многих ценных человеческих качеств доброта - главный показатель развитости человеческого в человеке. Поэтому необходимо в семье каждый день, каждый час, всем образом жизни формировать в детской душе доброту. Успех этой трудной и важной работы во многом зависит от правильного представления родителей о доброте. Очень важно, чтобы родители понимали - благороднее этой задачи нет ничего в семейном воспитании.
Далее ведущий знакомит присутствующих с результатами анкет учащихся.
ВЕДУЩИЙ: (зачитывает наиболее интересные ответы учащихся на вопросы анкеты).
После знакомства с ответами учащихся вокальная группа исполняет песню “Дорогою добра”.
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра...
Ведущий приглашает присутствующих к диалогу.
ВЕДУЩИЙ: Наш первый вопрос залу: “Как вы понимаете значение слов - добрый человек?” Но прежде предлагаю прослушать ответы учащихся на этот вопрос, которые мы записали на магнитофон.
После обсуждения в зале ведущий подводит итог.
ВЕДУЩИЙ: Понятие “добрый человек” - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, своему народу, рядом живущим людям, активное стремление делать добро и способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, чувство долга, справедливость. Главная особенность этой гаммы – их неразрывность.
На обсуждение выносится следующий вопрос:
“Что надо делать, чтобы быть добрым человеком?”
ВЕДУЩИЙ (подводит итог): Защитить, помочь, обогреть, утешить, уберечь, поделиться последним - вот стремления доброго человека, обусловленные его нравственными потребностями. Таких людей издавна ценили. Это о них говорили: “Добрый человек последним куском хлеба поделиться, последнюю рубашку отдаст”.
На обсуждение предлагается очередной вопрос:
“Что чувствует ребенок, если вдруг родители сердиты, не добры к нему?”
ВЕДУЩИЙ (подводит итог):
...Отругаю сына от души и грубо,
А потом кусаю исступленно губы... (Л.Воропаева)Нельзя воспитывать щенков
Посредством криков и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй, подзови щенка! (С. Маршак)
Следующий вопрос ведущий задает классным руководителям:
“Можно ли по поведению ученика определить как к нему относятся дома? Каковы взаимоотношения в семье?”
ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ. ЭКСПЕРТЫ ЗНАКОМЯТ ПРИСУТСТВУЮЩИХ С РЕЗУЛЬТАТАМИ АНКЕТ РОДИТЕЛЕЙ (в числовом отношении).
ВЕДУЩИЙ: ...
Целуют родители нас.
В неловкости мы каменеем.
И с детства, в который уж раз,
Добром отвечать не умеем… (Н. Зиновьев)
Разрешите ознакомить вас с обращением учащихся к родителям, учителям и ко всем взрослым. Это обращение составлено также на основе анкет учащихся.
Зачитывается текст Обращения.
ОБРАЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К РОДИТЕЛЯМ, УЧИТЕЛЯМ И КО ВСЕМ ВЗРОСЛЫМ
Любимые мамы и папы!
Помните, что мы – самое дорогое и ценное, что есть у вас. Берегите нас, ваших детей. Прислушивайтесь к нашему мнению, советуйтесь с нами, доверяйте нам. Нам порой не хватает понимания, вашего участия в решении наших проблем. Станьте внимательнее и ласковее. Поверьте: мы очень вас любим, нам хочется больше времени проводить с вами, видеть вас в хорошем настроении.
Дорогие учителя!
От вас мы ждем поддержки, уважения, справедливости. Постарайтесь увидеть в нас лучшие стороны. Любите и понимайте нас – ваших учеников.
Уважаемые взрослые!
Станьте добрее друг к другу и к нам, детям! Так хочется слышать вокруг добрые, вежливые слова, видеть улыбающиеся лица, чувствовать, что рядом есть люди, которые всегда могут помочь тебе, понять тебя, дать добрый совет.
ВЕДУЩИЙ (завершает конференцию): Любовь и вера родителей имеют исключительное значение для воспитания в детях доброты. Любовь родителей к ребенку делает его уверенным в себе, раскованным, свободным. Ребенок, получивший много любви в семье, будет щедро делиться ею с людьми всю жизнь.
СЦЕНАРИЙ КОНФЕРЕНЦИИ “РОДИТЕЛЬСКОЕ СЧАСТЬЕ”
План проведения конференции
1. Регистрация родителей.
2. Вступительное слово ведущего:
- о проведении конференции;
- о трудных путях к родительскому счастью, об ответственности семьи за воспитание детей;
- знакомство с анкетами учащихся.
3. Диалог с залом: обсуждение проблемных вопросов конференции.
4. Принятие обращения участников конференции к родителям лицея.
5. Результаты анкетирования родителей – участников конференции.
6. Завершение, подведение итогов.
Накануне конференции среди учащихся проводится анкетирование. Предлагается ответить на следующие вопросы:
1. В чем, на ваш взгляд, заключается родительское счастье?
2. Можете ли вы с уверенностью сказать, что ваши родители счастливы?
3. Хотели бы вы повторить судьбу своих родителей?
Можно сделать видеозапись – обсуждение некоторых вопросов.
Непосредственно перед началом конференции родителям предлагается анонимно ответить на вопросы анкеты:
1. Считаете ли Вы свою семью счастливой? (да, нет, не знаю.)
2. Претворяются ли в Вашей семье мечты о родительском счастье? (да, нет, не знаю.)
3. Ощущаете ли Вы себя продолжателями рода, хранителями семейной чести? (да, нет, не знаю.)
Итак, родители – в зале, эксперты обрабатывают результаты анкет родителей, конференция начинается.
ВЕДУЩИЙ: Известный роман великого русского писателя Л.Н. Толстого “Анна Каренина” начинается словами: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья – несчастна по-своему”. Готовясь к этой конференции, я мысленно представляла себе многих родителей, которые, прочитав слова “родительское счастье”, могли бы лишь горько усмехнуться: несбыточная, скажут, мечта. Что ж, если понимать это счастье как состояние полной безоблачности, нескончаемой радости, то счастливых семей действительно не так уж и много. И стали они такими не вдруг: родительское счастье – это прежде всего преодоление драматических обстоятельств, без которых не обходится воспитание. Даже самый талантливый воспитатель переживает минуты отчаяния: кажется, все труды были напрасны и вырос человек не таким, как представлялось когда-то. Но наступает полоса “ясной погоды”, и при солнечном свете многое видится по-другому.
Так или иначе, но в разговоре о родительском счастье не обойтись без размышлений о трудностях и заблуждениях, о причинах, мешающих порой достижению семейной гармонии.
Далее ведущий знакомит присутствующих с результатами анкет учащихся.
ВЕДУЩИЙ: В документальных архивах есть очень известная фотография Горького, на которой еще молодой, но уже известный писатель изображен с маленьким сыном. Под снимком подпись: “Максим Горький и его лучшее произведение”. Так осознавал свое отцовство человек, чьими творениями уже зачитывалась вся Россия.
Итак, отцовство. Мужская рука. Мужской подход. А, может быть, воспитание вообще не знает деления на мужское и женское? Может ли быть женское воспитание полноценным? Я приглашаю к разговору мужчин.
Обсуждение первого вопроса в зале.
Резюме к вопросу о мужском воспитании.
Загляните в школьный класс где идет родительское собрание. В основном за партами конечно же мамы. А где отцы?
Принято считать, что рано обзаведясь семьей, молодой человек во многом себя обделяет. Как родители предостерегают взрослого сына от тягот брака? Часто ли можно услышать, чтобы родители внушали сыну, что радость отцовства не сравнима ни с какой другой.
Великий Лев Толстой признавался, что ни одно дело в мире, включая писательство, не захватывало его так, как воспитание детей.
Мы еще не способны даже просчитать отдаленные последствия того обстоятельства, что воспитание детей стало по преимуществу женским делом.
Кое-что дает знать о себе у же сегодня – это неготовность к отцовству, к родительской должности.
ВЕДУЩИЙ: Любая современная женщина рано или поздно задает себе вопрос: как соединить одержимость профессией, желание – такое естественное! – реализовать себя в ней с полноценным материнством?
Каждый понимает – предпочтительнее, чтобы ребенок знал одни руки. Плохо, конечно, когда сначала за ним приглядывает тетя Маша, которая все разрешает, а потом тетя Даша, которая все запрещает. Одни руки… Но чьи? Нынче мать может целых три года, не работая, провести с ребенком. Однако, есть профессии, таящие в себе опасность отставания. И три года здесь очень ощутимы. Как же быть?
Обсуждение второго вопроса в зале.
ВЕДУЩИЙ: Авторитет родителей в семье. Из чего он складывается, кем поддерживается? Что оказывает влияние, служит примером для наших детей? Правы ли те, кто говорят, что счастье детей возможно только, если родители были счастливы?
Просмотр видеосюжета - обсуждение письма девушки-старшеклассницы о нетерпимом отношении отца к матери.
Резюме к вопросу об авторитете родителей.
Авторитет отца в семье в огромной мере зависит от того, поддерживается ли он женой, матерью, отношения которой с детьми обычно ближе, непосредственней.
Умная женщина всегда представит отца своих детей так, чтобы высветить для них все лучшее, что в нем есть, за что она сама его когда-то полюбила.
Даже самое скрытое неуважение, которое ощущается в семье, наносит детям ничем невозместимый урок, лишая их самого большого счастья – считать, что им достались лучшие на свете родители.
ВЕДУЩИЙ: Учителя почти всегда безошибочно узнают детей из счастливых семей. По глазам, по манере держаться и отвечать у доски. По какому-то совершенно особому выражению внутреннего покоя. Словно в каждый свой миг такие дети ощущают под ногами твердую почву, словно неколебимость, прочность их семейного мира постоянно с ними.
Обсуждение вопроса для классных руководителей.
Резюме к вопросу для классных руководителей.
Жестокий закон о счастье.
Если вы бездарны, вы не можете создать ни музыки, ни стихов, ни бессмертных полотен. Но если вы несчастливы сами, если вы когда-то ошиблись в выборе , если дом вам не в радость, не обольщайтесь: вряд ли вам удастся преподать науку быть счастливым своим детям.
ВЕДУЩИЙ: Родительское счастье… Из чего оно складывается? Могут ли отразиться на семейном счастье внешние факторы, социальные проблемы? Одинаково ли родительское счастье в семьях с одним, двумя, тремя детьми? Когда родители в полной мере осознают свое отцовство, материнство? Трудно ли сейчас многодетным семьям?
Обсуждение вопроса в зале. Выступление многодетных родителей.
ВЕДУЩИЙ: Мы живем в двадцать первом веке. Но значит ли это, что, наследуя нашу фамилию, наши дети не должны усваивать понятие “фамильная честь”, обязывающего каждого из нас помнить, чей он сын и чей внук, какой яблони яблоко?
Наверное, вот это четкое осознание своих корней становится одновременно и мощным побудителем: я не могу совершить поступка, который позорит семью, ложится на нее пятном, и я хотел бы совершить нечто такое, что послужит семейной чести.
Обсуждение вопроса в зале. Семьи-династии.
Резюме к вопросу о фамильной чести.
Все дети – это эхо своих родителей. Очень важно, чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, чтобы именно в доме, в семейном кругу укреплялись правила жизни, преступить которые немыслимо не из страха перед наказанием, а из уважения к устоям семьи, к тому, что в ней принято, а что отвергается.
ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ. ЭКСПЕРТЫ ЗНАКОМЯТ
ПРИСУТСТВУЮЩИХ С РЕЗУЛЬТАТАМИ АНКЕТ РОДИТЕЛЕЙ.
ВЕДУЩИЙ: Подходит к концу очередная наша встреча. Конечно же, говорить о родительском счастье можно долго и много. Но все мы должны отдавать себе отчет в том, что воспитывая ребенка, мы тем самым вносим свой особый вклад в общественное развитие, а потому всем нам необходимо понимать, что труд родителей предоставляет свои особые возможности для творчества, фантазии, самоутверждения.
Разрешите зачитать подготовленный проект обращения от вашего лица (участников конференции) ко всем родителям лицея.
ОБРАЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ.
Мы отдаем себе отчет, что дети, вырастая, уже не принадлежат безраздельно своим родителям. Нам не безразлично, какими людьми вырастут они, станут ли наши дети настоящими гражданами своей страны. Мы понимаем, что и завтра растить детей будет также непросто, как и вчера. Но для нас, людей обыкновенных, дети – наш главный след на земле: они совершат то, чего мы не успели, в них воплотится все, о чем мы мечтаем. Именно они делают нас предками, продолжают историю рода человеческого. Так давайте же растить их с полным осознанием значимости своего вклада в эту историю – каждый из нас, отцов и матерей, вписывает в нее неповторимую страницу.