Проект: "Дошкольное образовательное учреждение с билингвальным и поликультурным компонентами воспитания и образования"

Разделы: Иностранные языки, Работа с дошкольниками, Администрирование школы


Актуальность темы: Многообразие мира, языков, культур определяет в настоящее время философию межкультурного взаимодействия. При этом языковое многообразие рассматривается как один из наиболее ценных элементов культурного наследия. Закон “О языках народов РСФСР”, принятый 25.10.1991 года, объявляет все языки народов России национальным достоянием, историко-культурным наследием. Государство гарантирует поддержку в организации различных форм воспитания и обучения, создания необходимых условий для поддержки и развития языков.

Город Энгельс исторически сложился как центр немецкого Поволжья. Здесь проживают семьи, в которых дети воспитываются в условиях двуязычия. В связи с утратой немцами родного языка не в каждой семье могут обеспечить полноценное воспитание ребенка, приобщение его к национальной культуре, родному языку. Существующая проблема заставляет родителей искать те учреждения образования, где в полной мере могли бы удовлетворить их социальный заказ на образовательные услуги. В городах и райцентрах Саратовской области по проблеме введения в учебно-воспитательный процесс немецкого языка работают 4 детских сада. В ДОУ № 75 г. Энгельса эта деятельность развернута с 1998 года во взаимодействии и при участии специалистов Центра немецкой культуры г. Энгельса. Закон “Об образовании РФ” рекомендует создание целостной образовательной системы, обеспечивающей развитие ребенка в пределах единого социокультурного и образовательного пространства. Сложившаяся ситуация подсказывает, что необходимо создать сеть образовательных учреждений, которые с позиции научности, компетентности могли бы обеспечить систему непрерывного образования детей через интеграцию связей детского сада № 75 с учреждением дополнительного образования и общеобразовательной школой в городе Энгельсе.

ДОУ “Детский сад № 75”, учреждение дополнительного образования, средняя школа, заключив договор о взаимном сотрудничестве и преемственности, совместно проводят работу по приобщению детей дошкольного возраста к немецкому языку в игровой форме. Практическая деятельность показала большую популярность проводимой работы среди родителей, так как их дети без ущерба для здоровья, без интеллектуальных перегрузок изучают иностранный язык, участвуя в праздниках, концертах, спектаклях, проводимых на немецком и русском языках. Новизна и сложность задач, объем и характер предстоящей работы, отсутствие методических рекомендаций требуют экспериментальной проверки вариантов решений возникшей проблемы. Настало время теоретически обосновать пользу проводимой работы и на основании диагностических исследований изучить вопросы обучения детей раннего возраста второму языку. Специалисты, работающие в ДОУ № 75 по проблеме обучения детей дошкольного возраста немецкому языку, имеют высокий образовательный уровень, постоянно повышают квалификацию на разных семинарах, в том числе г. Москвы в образовательном и информационном центре Института им. Гете. ДОУ № 75 неоднократно посещали гости из Германии с целью ознакомления с системой обучения детей в детских садах Российской Федерации. Наши воспитанники продемонстрировали достаточные знания. Назрела необходимость создания опытно-экспериментальной площадки на базе ДОУ № 75, разрабатывающей тему “Создание модели дошкольного образовательного учреждения с билингвальным (русский и немецкий языки) и поликультурным компонентами образования” с целью развития ребенка в условиях тесного взаимодействия с культурой народов-соседей и мировой культурой, овладения вторым языком.

Цели проекта

  1. Формирование у ребенка дошкольного возраста качеств, способствующих ориентации в современном поликультурном обществе.
  2. Воспитание у детей толерантного отношения к культуре других народов.
  3. Раннее обучение детей иностранному языку в интеграции с музыкой.

Задачи проекта

  1. Определение эффективных форм развития языковых способностей детей.
  2. Осуществление пропедевтического курса немецкого языка.
  3. Разработка программы с поликультурным и билингвальным компонентами воспитания и образования, обеспечивающими принцип преемственности дошкольного и начального школьного образования детей.
  4. Анализ и выбор оптимальных приемов, средств, технологий воспитания и обучения.

Объект исследования

Процесс поликультурного воспитания и билингвального обучения детей дошкольного возраста.

Методы исследования

Изучение нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы по теме эксперимента, анализ учебно-воспитательных планов диагностических данных, психолого-педагогическое наблюдение, маркетинг и мониторинг, рейтинг, изучение и обобщение опыта, моделирование, сравнение.

Участники эксперимента

Родители, дети, педагоги ДОУ, средней школы, Учреждение дополнительного образования, Центр методики Э. Нотдорф при кафедре методики художественного воспитания и вокально-хоровых дисциплин педагогического института, кафедра немецкого языка педагогического института.

Организаторы эксперимента

Администрация ДОУ № 75, Учреждение дополнительного образования г. Энгельса, Управление образования Администрации ОМО Энгельсского района и г. Энгельса, Научно-методический центр по изучению методики Э. Нотдорф.

Руководители Эксперимента

Научные работники педагогического института.

Гипотеза исследования

Более эффективное умственное, физическое, нравственное, эстетическое развитие ребенка возможно обеспечить при условии:

  1. Раннего обучения второму (немецкому) языку, контрастивному знакомству с двумя культурами в социальном окружении ребенка (русской и немецкой) в деятельной форме на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду.

  2. Организации участия педагогов дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе детского сада.

  3. Обеспечения единства обязательных и дополнительных форм учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Критерии эффективности

  1. Показатели роста навыков и умений детей к концу учебного года при отсутствии роста заболеваний.
  2. Наличие материалов, констатирующих динамику развития способностей детей.
  3. Создание условий, обеспечивающих оптимальное развитие детей.
  4. Данные маркетинговых исследований, подтверждающих удовлетворенность всех участников учебно-воспитательного процесса проводимой работой.
  5. Установление преемственности содержания программы с включением поликультурного и билингвального компонентов воспитания и образования ДОУ “Детский сад № 75” и средней школы.
  6. Наличие желания детей и родителей продолжать изучение иностранного языка в начальной школе.

Разработка комплексно-целевой программы эксперимента

ЭТАПЫ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

КАДРОВЫЕ ЗАДАЧИ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ФИНАНСОВЫЕ ЗАДАЧИ

МОТИВАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. Подготовительно организационный (2001-2002 г.г.) Создание условий, необходимых для работы ДОУ в режиме эксперимента. Создание потребности у педагогов и возможности к работе в условиях инновационного режима развития. Теоретическая подготовка педагогов по проблеме бикультурного развития ребенка в ДОУ. Укрепление материально-технического состояния ДОУ с целью создания условий для экспериментальной работы. Проектирование финансовой деятельности для обеспечения эффективности проведения эксперимента. Создать эффективную систему управления ДОУ в условиях эксперимента
2. Констатирующий 2002-2004 г.г. Укрепление связей с учреждениями дополнительного образования начальной школой, научными руководителями, ДОУ области, работающих по аналогичной проблеме. Обеспечить формирование и развитие творческой атмосферы в пед. коллективе, повышение квалификации педагогов на проблемных курсах, семинарах и т. д. Выявление эффективных технологий, режима работы Развивать материально-техническую базу для обеспечения функционирования поисковой деятельности педагогов и открытой среды для детей. Развивать финансовую базу ДОУ для обеспечения работы в условиях эксперимента. Уточнять и разрабатывать основные необходимые направления в деятельности ДОУ с целью привлечения материальных и интеллектуальных средств.
3. Заключительный 2004-2005 г.г. Выявление соответствия результатов работы в условиях эксперимента поставленным целям. Создание эффективной системы управления инновационным учреждением. Расширить условия для стимулирования роста мастерства педагогов и их исследовательской и экспериментальной деятельности. Оформление результатов эксперимента. Изучение, распространение педагогического опыта. Создание единой комплексной программы в тесном взаимодействии со структурными службами и учреждениями-партнерами. Разработка рекомендаций по обеспечению немецкого этнокультурного компонента образования в ДОУ и их внедрение в практическую деятельность. Совершенствовать материально-техническую базу ДОУ для обеспечения эффективной работы в условиях инновационного режима. Совершенствовать финансовую деятельность с целью эффективности работы. Создать систему стимулирования продуктивной деятельности ДОУ

Организация педагогического процесса

  1. Организация интегрированных занятий 1 раз в неделю длительностью 25 минут в 1-ой половине дня в старшей и подготовительной к школе группах.
  2. Проведение факультативного интегрированного занятия по подгруппам во 2-ой половине дня длительностью 25 минут в тех же группах.
  3. Включение в занятия по музыке элементов методики и произведений Э. Нотдорф.
  4. Изучение немецкого языка в пассивной форме с детьми 3-ех и 4-ех лет посредством слушания немецких песен, присутствия на праздниках, концертах, спектаклях, проводимых старшими дошкольниками на немецком языке.
  5. Введение в режимные моменты игр, игрушек, иллюстрированного материала, настольно-печатных игр, прослушивание записей сказок, стихов на изучаемом языке.
  6. Организация экскурсий в Центр немецкой культуры г. Энгельса с целью знакомства с культурой, историей страны, в которой говорят на изучаемом языке.
  7. Действенно-ориентированное общение: совместное участие в инсценировках, в ролевых играх, в концертной деятельности, просмотр мультфильмов на немецком языке.
  8. Организация открытых мероприятий для родителей с целью демонстрации результатов проводимой работы по их заказу на образовательные услуги.
  9. Встреча с гостями их Германии.

Прогноз негативных явлений

  1. Отсутствие подготовленности и заинтересованности в ходе исследования у отдельных участников эксперимента.
  2. Недостаточность финансирования.
  3. Несоответствие программ реальным условиям учебно-воспитательного процесса.
  4. Отсутствие точных критериев и обоснованности методики их использования при оценке уровня развития детей.
  5. Необъективность анализа полученных данных в ходе эксперимента.

Корректировка эксперимента

  1. Предоставление резервного времени (летние каникулы) на каждом этапе исследования для устранения негативных последствий и закрепления пройденного материала.
  2. Корректировка плана исследования в зависимости от полученных результатов.

Список литературы

  1. Концепция национального образования и подготовки кадров российских немцев.
  2. - Москва, 1998.

  3. К.Ю. Белая. 200 ответов на вопросы заведующей дошкольным садом. - Москва. Изд. АСТ. 1997.
  4. Р.Б. Стеркина Дошкольное образование в России. – Москва, Изд. АСТ, 1997.
  5. Т.И. Оверчук. Дошкольное образование в России. – Москва, 2001.
  6. Л.К. Гребенкина, Н.С. Анциперова. Технология управленческой деятельности. - Москва, Центр "Педагогический поиск" 2000.