Пятибалльная система оценки была введена в России в 1837 году. В то время это была удобная, простая и выгодная система, которая позволяла оценивать качество успеваемости учащихся, характеризовала различие в успехах и была шагом вперед в педагогике того времени. С приходом Советской власти в 1917 году была попытка изменить действующую тогда балльную систему, в которой усматривались пережитки капиталистического строя, унижение баллами учеников и наказание. Балльная система была отменена, однако взамен ничего нового предложено не было, что привело к резкому снижению качества обучения, списыванию и обману учителей, ухудшению дисциплины. Многие же учителя все равно продолжали для себя вести балльную систему оценки каждого ученика, поскольку такая система позволяла следить за успеваемостью, иметь выраженный в цифрах показатель умений и навыков ученика по тому или иному предмету.
С 1935 года словесное выражение успеваемости было введено – “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “плохо” и “очень плохо”, а с 1944 года – пятибалльная система оценки вернулась на страницы классных журналов.
Тогда это была прогрессивная система, отвечающая потребностям времени, школьной программе и нагрузке. Однако, за последние 20-30 лет произошел мощный качественный и количественный скачок по объему и уровню знаний. Объем знаний, получаемых после 10 лет обучения в средней школе, несравнимо выше уровня знаний выпускника 100 лет назад, не говоря уже о новых учебных дисциплинах, появившихся за это время в школьных программах. Школа не может отставать от современной жизни и существующих современных технологий, к чему и должен быть подготовлен выпускник школы, вступающий во взрослую жизнь. Таким образом, предъявляемые к современному выпускнику требования несравнимо выше, чем ранее, и, следовательно, требования к ученику в школе должны быть совершенно иными. Сегодня же они остаются прежними, как и 150 лет назад, что само по себе уже вызывает серьезные размышления о правильности такой оценки сегодня.
Разговоры о других видах оценки идут в современной педагогике, как в России, так и за рубежом далеко уже не первый год. Многие школы уже пробуют и экспериментируют различные системы, и это значит, что поиск новых форм оценки идет, педагоги ищут и пытаются найти новые формы оценки, стимулирования и дифференциации в знаниях, умениях и навыках учащихся. Сегодня оценка учащегося фактически сводится не к пятибалльной оценке, а трехбалльной, реже к четырех балльной. Очень часто нет дифференциации уровня знаний учащихся, получающих оценку “отлично”. К тому же такой способ оценки уравнивает между собой учащихся с разными уровнями знаний в пределах этих оценок. Оценка потеряла свою значимость, учащиеся не имеют достаточной свободы выбора по заполнению пробелов в знаниях, влияния на свою оценку или выполнения заданий, соответствующих их уровню знаний. Конечно, окончательное слово в оценке знаний, умений и навыков ученика должно быть за учителем, однако ученик должен иметь определенную свободу в способности влиять на свою оценку. Сегодня нет проблему в том, чтобы получить знания, источников информации очень много, фактически можно и выучиться, не обучаясь в школе, получить не меньше знаний. Поэтому задача учителя сегодня видится в том, чтобы научить учащихся умению находить нужную информацию, анализировать ее и использовать по назначению. И система оценки должна следовать аналогичным целям.
Предметы “Теория и практика перевода” и “Английская литература” являются профильными, то есть они преподаются только на лингвистическом направлении в 10-11х классах гимназии № 47 г. Кургана. Если предмет “Английская литература” включает большой теоретический материал, то предмет “Теория и практика перевода” предполагает большой объем практического материала. В результате довольно большой объем материала рассчитан на самостоятельное изучение, как на уроках, так и в форме домашних заданий. Индивидуальный подход возможен при наличии заданий различного уровня сложности, причем, необходима гибкая система заданий и контроля знаний, позволяющая ученику самому выбирать формы контроля, отчета и тестирования по каждой теме.
В течение 1999 года нами изучалась литература по вопросу рейтинговой системы оценки, изучался опыт американской системы оценок в средних школах, колледжах и университетах. В результате сложилась система оценивания учащихся в баллах за различные виды деятельности, в зависимости от сложности выполненного задания и проявленной активности.
Весь учебный план на год разбит на темы по 5 учебных часов каждая. При изучении одной темы каждый учащийся набирает определенное количество баллов в зависимости от активности на уроке и выполнения разнообразных заданий (классных и домашних). В начале учебного года состоялась договоренность с учащимися, за какой вид деятельности, сколько будет присуждаться баллов (своего рода “прайс-лист”). Количество баллов определяется сложностью задания и количеством усилий, затраченных на его выполнение. Минимальное количество баллов можно получить за посещение урока, наличие тетради или учебника на уроке (+ 2 балла), за выполнение перевода повышенной сложности (предмет “Теория и практика перевода”) или анализ литературного произведения (предмет “Английская литература”) можно набрать максимальное количество баллов (+20). Причем количество заданий и уровень их сложности предусмотрен таким образом, чтобы при минимальном их выполнении набрать количество баллов, необходимое для получения оценки “три” было бы вполне возможно. Нет ограничений по количеству заданий при изучении одной темы – учащийся может взять для самостоятельного выполнения столько заданий, сколько он сочтет нужным для получения дополнительного количества баллов и получения более высокой оценки в конечном итоге. После изучения темы все баллы, набранные каждым учеником, суммируются и приводятся к пятибалльной системе оценок. Учащимся, пропустившим уроки по уважительным причинам, и не выполнившим тесты, контрольные работы и не имевшим возможности ответить устно, предоставляется право ответить позднее в течение определенного срока, чтобы получить баллы, необходимые для положительной итоговой оценки.
Первые месяцы работы показали, что учиться стало сложнее – теперь, например, на уроке “Английская литература” для получения оценки “пять” нужно не только один раз ответить устно биографию писателя, что является фактически исключительно репродуктивным видом, но и рассказать стихотворение, выполнить тест или дать анализ произведению. Кроме того, существует система поощрений при использовании дополнительного материала, найденного самостоятельного. Получаемая оценка стала более весомой и значимой, ученики имеют возможность увидеть разницу в своих знаниях, умениях и навыках даже в пределах одинаковой оценки, будь то “хорошо” или “отлично” в окончательном виде в классном журнале.
Сложнее стало и учителю, потому, что требуется значительная подготовка к каждому уроку, постоянно нужно следить за выполнением тематического плана. Больше появилось дополнительных занятий с пропустившими уроки учениками. Для того, чтобы получить хорошую или отличную оценку в журнал, им все равно приходится ответить пропущенный материал.
И в то же время, уроки стали интереснее, у учащихся появилась заинтересованность в том, какова будет итоговая оценка по теме, большее количество учеников стола обращаться к дополнительным источникам информации, поиске дополнительного материала по теме.
Рейтинговая система была введена нами в 2000-2001 учебном году впервые в 10-х и 11-х классах лингвистического направления. В 1999-2000 учебном году учащиеся 11-го класса учились по обычной пятибалльной системе оценок, эта группа учащихся могла сравнить две системы оценки по одному и тому же предмету. Учитель также имел возможность сравнить итоги работы каждого учащегося на его уроке, совпадают ли оценки, получаемые в этом году, с оценками, которые имел данный ученик по его предмету в прошлом учебном году. Первые результаты показали, что оценки, получаемые по рейтинговой системе, практически полностью совпадают с пятибалльной системой оценок.
Поскольку единая пятибалльная система не отменена и, в конечном итоге аттестат выдается выпускникам единого образца, то существовала проблема приведения рейтинговой системы оценок и баллов, полученных учениками за каждую тему, в существующей пятибалльной системе. Выставить набранные баллы в журнал и в аттестат об образовании было невозможно. Поэтому была разработана система, приравнивающая баллы каждого ученика к пятибалльной системе.
В 2001-2002 учебном году пришлось отказаться от рейтинговой системы в связи с сокращением количества часов на предметы. При одном учебном часе в неделю, и соответственно 17 часах в полугодии (максимально, если учебные дни не попадают на праздники, холода или карантин) довольно сложно разбить полугодие по темам и предложить достаточно разнообразное количество заданий, не обременяя учащихся домашними заданиями большого объема. И сразу почувствовалась большая разница в обучении, мотивации и отношении учащихся к предмету.
В 2003-2004 учебном году количество часов, отведенное на предмет “Теория и практика перевода”, увеличилось, соответственно появилась возможность вернуться к рейтинговой системе оценки. Конечно, потребуется более полный анализ эксперимента, внесение изменений и дополнений в систему. Но, уже подводя первые итоги, можно с уверенностью сказать, что в существующих условиях обучения на уроках предметов “Английская литература” и “Теория и практика перевода” рейтинговая система оценки полностью оправдывает себя.
Ниже приведены авторские разработки рейтинговой оценки и разбивка по темам и полугодиям в 10х-11х классах лингвистического направления гимназии 47 г. Кургана.
Система рейтинговой оценки учащихся по предмету “Теория и практика перевода” в 10-11х классах лингвистического направления.
Структура
Весь учебный план на год разбит на 12 тем по 5 учебных часов каждая. При изучении каждой темы каждый учащийся набирает определенное количество баллов в зависимости от активности на уроке и выполнения разнообразных заданий (классных и домашних). После этого все набранные баллы суммируются и приводятся к пятибалльной системе оценок. За каждое полугодие у каждого ученика будет по шесть оценок, по которым выводится итоговая пятибалльная оценка за полугодие. При пропуске темы по уважительной причине учащемуся предоставляется право сдать тему позднее.
Баллы:
Присутствие на уроке + 2
Наличие тетради/учебника + 2
Активную работу на уроке при обсуждениях + 3
Аккуратное и правильное ведение тетради + 5
Выполнение теста + 10
Выполнение перевода разных видов сложности
+ 10
+ 15
+ 20
Практическое задание разных видов сложности
+ 10
+ 15
+ 20
Дополнительные возможности получить баллы:
Устный ответ по теме + 10
Дополнительный перевод вне программы + 15
Штрафы:
Пропуск урока 0
Опоздание на урок без уважительной причины - 2
Отсутствие тетради/учебника - 2
Малозначительные ошибки в выполненном задании - 3
Существенные ошибки в выполненном задании - 5
Задание, выполненное на неделю позднее установленного срока, оценивается в 50%, на две недели – в 30%, позднее не оценивается вообще
Система подведения итогов по рейтингу
Посещение уроков 5 х (+2) = + 10
Проверка наличия тетради + 2
Аккуратное и правильное ведение тетради + 5
Выполнение теста + 10
Выполнение перевода или практического задания (в зависимости от сложности текста или задания) + 10/+15/+20
Итого: + 67
Соответствие пятибалльной системе должно быть следующим:
5 баллов – 60 – 67 баллов
4 балла – 49 – 59 баллов
3 балла – 21- 48 балла
2 балла – 0 – 20 баллов
Учащийся имеет право получить дополнительные баллы за выполнение задания или заданий по его выбору. В таком случае, общее количество баллов может превысить максимум +67/+72. Превышение +70 по трем темам суммируется и, если таковое имеет место, то ученику может быть выставлена дополнительная оценка. Если общая сумма составляет до +10, то ставится оценка “4”, если более +10, то “5”.
Система рейтинговой оценки учащихся по предмету “Английская литература” в 10-11х классах лингвистического направления.
Структура
Весь учебный год составляет 34 учебных недели. Программа на 1 год разделена на 6 основных тем по 5 часов на каждую тему.
Оценка по пятибалльной шкале выводится по итогам 5 учебных часов в соответствии со следующей шкалой:
Баллы:
Присутствие на уроке + 2
Наличие тетради + 2
Аккуратное и правильное ведение тетради + 5
Дополнительный вопрос по теме отвечающему устно + 2
Устный ответ
Наизусть стихотворение, монолог + 20
Биография писателя /литературное творчество + 10
Содержание произведения + 15
Анализ произведения, сравнение двух произведений + 20
Письменные работы
Практическая работа в классе + 10
Выполнение теста в классе + 10
Изложение на заданную тему + 15
Сочинение на заданную тему + 20
Самостоятельно подготовленное устное сообщение
С использованием дополнительного материала +20
Штрафы:
Отсутствие на уроке 0
Опоздание на урок - 1
Отсутствие тетради/учебника (случайная проверка)
- 2
Дополнительный вопрос задан не по теме или об
этом уже было сказано - 2
Малозначительные недочеты в ответе - 3
Существенные недочеты в ответе, тесте - 5
Отказ отвечать устно - 5
Задание, выполненное на неделю позднее установленного срока, оценивается в 50%, на две недели – в 30%, позднее не оценивается вообще.
Перевод в пятибалльную систему:
5 баллов – 60 – 70 баллов
4 балла – 49 – 59 балла
3 балла – 21- 48 балла
2 балла – 0 – 20 баллов
Сумма баллов складывается из:
Посещение уроков 5 х (+2) = + 10
Проверка наличия тетради + 2
Аккуратное и правильное ведение тетради + 5
Письменные виды контроля:
Тест + 10
Практическая работа в классе + 10
Устные виды контроля:
Наизусть стихотворение или монолог или два
теста + 20
Биография/Творчество или содержание
произведения + 10/+15
Итого: + 67/+72
Учащийся имеет право получить дополнительные баллы за выполнение задания или заданий по его выбору. В таком случае, общее количество баллов может превысить максимум +67/+72. Превышение над +70 по всем трем темам за полугодие суммируется и, если таковое имеет место, то ученику может быть выставлена дополнительная оценка, если общая сумма составляет до +10, то ставится оценка “4”, если более +10, то “5”.
Таким образом, за каждое полугодие каждый ученик получает минимально по три оценки (за тему – одна оценка), по которым выводится полугодовая отметка.
В случае пропусков по уважительной причине ученик имеет право сдать тему позднее.