Важнейшей целью воспитания толерантности признано утверждение ценности человеческого достоинства и неприкосновенности личности каждого. На мой взгляд, реализация принципов толерантности возможна только при возвращении характеру человека нравственных и этических черт. Сотни слов по этике и нравственности попадают в определённые моральные категории. Поэтому, ребёнку надо показать, научить видеть положительные качества, достоинства – свойства, характеризующие высокие моральные качества. (Достойный – справедливый, заслуженный, уважаемый, почтенный. Ожегов С. И.)
В своей работе для достижения результата применяю рассказы из Библии о чудесной жизни в Эдемском саду.
Адам и Ева жили праведно и свято. Животные не нападали друг на друга, так как Всевышний дал им в пищу разные плоды - зелень, корешки. Человек был царём над всеми, но он же хранил и возделывал сад. Труд был радостен.
В Раю росли два особенных дерева. Одно – дерево жизни - давало плоды, вкушая которые люди могли жить вечно. Другое – дерево познания добра и зла. Плоды его было заповедано не трогать, иначе люди умрут.
Что такое заповедь? Это не просто наказ, а неукоснительное правило поведения, которое надо исполнять, чтобы жизнь продолжалась в согласии.
Адам благоустраивал мир и вносил в него Божественную благодать. Благодать – это радость, которую даёт Бог, любовь, которую он изливает на каждого из нас, добро, которым он нас согревает.
По ходу рассказа на доске появляются слова, которые предлагаю заменить плодами и подумать: с какого они дерева? Единогласный ответ – с древа жизни.
Но вот в Рай пришла беда. В ангельском мире произошла война, и часть ангелов была изгнана с небес. Они превратились в злобных, тёмных духов. Главный из них – дьявол (Диавол) – стал завидовать первым людям, как хорошо им в Раю, как они послушны, и решил погубить их.
Он обернулся змеем (змей был одним из самых мудрых и красивых животных на земле), а когда Ева проходила мимо, заговорил с ней. То, что змей заговорил, Еву не удивило: в райском саду все друг друга понимали. Змей стал уговаривать Еву попробовать запретных плодов – и тогда люди сами станут как боги и будут жить хорошо (соблазн, обман). При этом он сказал, что ел запретные плоды и обрёл дар речи. Ева стала говорить с дьяволом – змеем, послушала его и съела запретный плод, и дала Адаму и он ел…
Что же произошло с Адамом и Евой? Они не умерли. Но они перестали чувствовать близость и любовь Божию, оскудела любовь и между людьми. Они испытали впервые в жизни стыд и страх. Раньше человек не знал этих чувств. Адам сразу же пожалел о случившемся, стал обвинять в этом Еву. Ева обвиняла змея. Они не признали своей вины, не попросили прощения у Бога.
Еве и Адаму пришлось уйти из чудесного сада. Они лишились плодов с дерева жизни – их ждали болезни, старость, тяжёлая работа.
Перед ребятами два дерева с яркой зеленью, густой листвой, сочными спелыми плодами (без слов и знаков запрета).
Предлагаю им взять плод с любого дерева и попытаться объяснить : почему с этого, а не с другого. Ребята снимают плоды с дерева жизни и говорят, что не хотят болеть, стареть, страдать. Тогда я беру по одному яблоку с деревьев, прошу закрыть глаза, потом показываю одно и спрашиваю, нравится ли им этот плод, возьмут ли его? Некоторые начинают сразу считать и пытаться высчитать, с какого дерева. Кто-то настороженно молчит. Недоумение. Теперь каждый знает, что есть хорошее и плохое, но распознать сразу не всегда удается.
Эти два дерева мы размещаем на боковой стене кабинета и обращаемся к их плодам после чтения произведений или поступков ребят.
В классе перестали обвинять друг друга, редко услышишь жалобы, что кто-то не делится запасной ручкой или “забыл альбом”. Ответ один : съел плод с запретного дерева.
Игра находит свое продолжение и на уроках русского языка. Вот пример.
Тема: парные согласные звуки в середине слова и обозначение их буквами. Этап проверки знаний и умений.
- Объяснить правописание орфограмм.
- Смысловая группировка.
Любо(ф,в)(ь), вра(к,г), т(и,е)рпение, ла(т,д), мудрос(д,т)(ь), капри(с,з), лес(д,т)(ь), (и,е,я)вление, ло(ш,ж)ь, сп(о,а)ситель.
– На какие две группы можно распределить данные слова?
Дети : = с парными согласными и безударными гласными;
= с мягким знаком “Ь” на конце и без;
= которые начинаются с гласной и с согласной…
Прошу вспомнить Эдемский сад и два дерева в нём. Предлагаю представить эти слова в виде плодов этих деревьев.
– С каких деревьев эти плоды?
Группы слов по данному распределению можно подобрать на все правила.
Тема: жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Прощ(а,я)ю, ч(у,ю)жой, закрич(а,я)л, мщ(ю,у), постуч(а,я)л, ож(и,ы)вляет, слыш(ы,и)т, печ(я,а)ль.
Тема: мягкий знак после шипящих.
Грабеж(ь), товарищ(ь), помощ(ь), плач(ь), неуч(ь), лож(ь), роскош(ь), галдеж(ь), страж(ь)…
Тема: непроизносимые согласные.
Радос(т)ное, бессовес(т)ный, ярос(т)но, завис(т)ливый, счас(т)ливый, ужас(т)ный, доблес(т)ный, бесчес(т)ный, чу(в)ственный, опас(т)ный, здра(в)ствуй…
Тема: проверяемые безударные гласные в корне слова.
Пр(а,о)вдивость, д(о,а)брота, н(а,о)гловатый, вр(о,а)чевать, зав(е,и)сть, р(а,о)птать, ог(а,о)рчение, пож(а,о)леть, кр(е,и)щение, вр(е,и,я)дитель…
Тема: правописание суффиксов –еньк-, -ость-, -оват-, -лив-, -ник-.
Помощн(е,и)к, хитр(и,е,я)нький, аккуратн(я,е,и)нький, подл(а,о)сть, талантл(е,и)вый, вежлив(а,о)сть, скуп(а,о)сть, трус(а,о)ватый, жертв(а,о)вать, жадн(а,о)сть, защитн(е,и)к…
Тема: твердый знак “Ъ”.
на(Ъ,Ь)ябедничать, без(Ъ,Ь)ответственный, раз(Ъ,Ь)единение, без(Ъ,Ь)оружный, об(Ъ,Ь)едаться, раз(Ъ,Ь)умный, вз(Ъ,Ь)ярённый, с(Ъ,Ь)ехидничать, раз(Ъ,Ь)яснить, об(Ъ,Ь)яснение, из(Ъ,Ь)учить, раз(Ъ,Ь)ум, с(Ъ,Ь)язвить, об(Ъ,Ь)учение.
Тема: мягкий знак “Ь”.
б(Ъ,Ь)ет, прощен(Ъ,Ь)е, умен(Ъ,Ь)е, беспеч(Ъ,Ь)ный, учен(Ъ,Ь)е, вежливост(Ъ,Ь), мрач(Ъ,Ь)ный,
вз(Ъ,Ь)ерошить, ныт(Ъ,Ь)ё, здоров(Ъ,Ь)е, смелост(Ъ,Ь)ю, печал(Ъ,Ь)ный, радост(Ъ,Ь)ю.
Тема: удвоенные согласные.
а(л,лл)е(р,рр)гия, гри(п,пп)овать, те(р,рр)о(р,рр), (с,сс)о(р,рр)а, о(т,тт)олкнул, бе(сс,с)овестный, бе(сс,с)ердечный, по(дд,д)разнить, а(к,кк)тивный,
а(к,кк)у(р,рр)атный, г(р,рр)а(м,мм)отей, си(л,лл)(ь)ный, и(н,нн)те(л,лл)игент, а(п,пп)етит, све(ж,жж)ий, по(дд,д)лечить.
Слова для разбора по составу.
выгонять очистить добренький пожарище
заболел строгость пожалеть синяк
варварство весёленький гостюшка грабеж
скупость богиня ласковый тупица
творец трусость
Тема: приставки и предлоги
(на)бросился (на)кошечку, (за)кричал (на)соседа, (на)ворчал (на)сестричку, (с)(ъ,ь)ел (с)жадностью, (по)ставил (под)ножку, (по)смотрел (с)завистью.
(от)тащил (от)пропасти, (за)живет (при)певаючи, (по)смотрел (по)сторонам, (об)(ъ,ь)яснил (за)дачу, (о)чистил (от)шелухи, (на)крыл (на)стол
Тема: приставки на А, О, Е.
д(о,а)казать (о,а)берегать б(е,и,я)звредный п(о,а)дбодрить п(о,а)знание п(е,и,я)р(е,и,я)мирие п(о,а)каяние |
п(а,о)бьёт з(а,о)сорить п(а,о)д(а,о)рвать б(е,и,я)зделье б(е,и,я)зграмотный пр(а,о)ворчать б(е,и,я)ззаботный з(а,о)хватчик |
Такая работа помогает ребятам разобраться в понятиях “добро” и “зло”, учит группировать качества на положительные и отрицательные . Естественно, порой мнения могут оказаться противоречивыми. Ошибочное мнение подвергнется обсуждению, не следует только осуждать ученика за ошибку. Нужно его и других учеников подвести к правильному выводу. Но ни в коем случае учитель не должен преподносить детям готовый вывод. Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно думать, сравнивать различные ситуации, характеризующие взаимоотношения людей, видеть их противоречивость и давать правильную оценку. Нравственная норма, осмысленная в беседе, становится регулятором отношений детей в их практической деятельности, помогает школьникам в усвоении общих моральных норм.