Формирование исследовательских навыков на уроках МХК

Разделы: МХК и ИЗО


Одним из важнейших требований, предъявляемых к общему образованию в настоящее время, является повсеместный учет перспектив развития современной цивилизации: возросшей динамики социальной жизни, глубинных перемен, переживаемых человеческим сообществом на заре ХХ1 века.

Современная социальная динамика предъявляет новые требования к молодому человеку как личности и гражданину, способному соизмерять и сочетать свои личные и корпоративные интересы с общечеловеческими ценностями, осознающему свою ответственность за судьбы человечества. Следовательно, речь идет не просто о возрастании значимости общей образованности и эрудиции и резкому повышению в обучении и образовании доли и роли гуманитарной составляющей, а о целостном формировании новых мировоззренческих и общеметодологических ориентиров. Однозначно, что только человек с высокой мировоззренческой и общеметодологической культурой будет способен в своей жизни не только свободно ориентироваться в проблемах и перспективах техногенной и информационной цивилизации, но и адекватно решать сложнейшие жизненные проблемы.

На протяжении ряда лет я создавала свою авторскую программу по предмету МХК. Программа к учебному курсу “Мировая художественная культура” разработана мной для учащихся 5-11-х классов общеобразовательной школы (1 час в неделю). Программа строится по принципу преемственности культур в хронологическом порядке. Учащиеся должны представлять художественную культуру, как в ее исторической последовательности, так и во взаимосвязи, в диалоге ее отдельных звеньев, а также развивать современное понимание культуры.

В построении каждого раздела программы я учитывала психологические особенности возраста учащихся, использовала различные педагогические приемы и технологии.

Курс “Мировая художественная культура” ставит своей задачей выявить логику художественного развития человечества через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть ведущие его закономерности, показать основные этапы и периоды становления системы художественно-образного видения мира в разные эпохи у народов Земли.

Мир художественной культуры необычайно широк и невозможно за отведенное учебное время охватить все области этого предмета. В своей работе я ищу эффективные формы, методы и приемы обучения основам художественной культуры. Большое значение я придаю организации самостоятельной поисковой и исследовательской работе учащихся, результатом которой является подготовка и защита реферативных работ. При этом у учащихся формируется умение отстаивать свою позицию и видение проблемы в определенной области исследования, а также стимулируется социальная адаптация подростка. Этим видом работы мы с ребятами начинаем заниматься с 7-го класса. В течение 3-х учебных четвертей учащимся предстоит выполнить несколько этапов работы.

1 этап (подготовительный) – 1 четверть.

  1. Выбор темы реферата.
  2. Тема реферата должна соответствовать теме, изучаемой в этом году. Она должна быть очень конкретной и относиться к определенной сфере культуры и искусства.

    Например, тема года “Культура русского средневековья”. Примерные темы ученических рефератов: “Лебединая песня русской архитектуры” (Храм Покрова на Нерли); “Троица” (иконопись Андрея Рублева); “Русский сарафан” (особенности национальной одежды); “Крещение Руси” и т.д.

  3. Написание введения к своей будущей работе, в котором обязательно нужно осветить такие вопросы:
    • чем заинтересовала выбранная тема;
    • почему знания по выбранному вопросу можно считать актуальными и в наши дни;
    • какую цель ты преследуешь в своей работе, и какие задачи тебе предстоит решить.

Объем введения 1 печатный лист. Эта работа оценивается, при необходимости учитель вносит дополнения и исправления.

  1. Составление плана работы.

План к своей работе ученики составляют по определенной схеме:

  1. Введение.
  2. Основная часть работы.
  1. Вступление.
  2. Части работы.
  3. Заключение.
  1. Вывод.
  2. Глоссарий.
  3. Список литературы.
  4. Иллюстрации.

Эта работа оценивается, при необходимости учитель вносит изменения.

  1. Подбор материала, работа в библиотеках.

2 этап (выполнение письменной работы) – 2 четверть.

  1. Выполнение письменной работы.
  2. Объем 5-7 печатных листов (не более 10).

  3. Составление глоссария.
  4. Объем не менее 20 слов.

    Сначала ребята должны подчеркнуть в своей работе все встречающиеся термины, выписать их в глоссарий, при помощи толкового словаря дать им объяснение. (Недостающие термины выписывают из толкового словаря в соответствии с выбранной ими темой реферата). Эта работа оценивается.

  5. Составление списка литературы.
  6. В своей работе учащиеся должны использовать не менее 5 источников.

  7. Завершение работы выводом, в котором обязательно должны быть освещены такие вопросы:
    • какая польза извлечена из проделанной работы;
    • что узнали нового и чему научились;
    • кому благодарны за помощь.

    Эта работа оценивается, при необходимости учитель вносит дополнения, исправления.

    3 этап (защита реферата) – 3 четверть.

    1. Оформление работы.
    2. Ребята могут напечатать свои работы при помощи компьютера, а могут написать и оформить их от руки.

    3. Выполнение наглядного материала и подбор иллюстраций.
    4. Подготовка устного доклада.
    5. Выступления докладчиков на защите не должны превышать 5-7 мин.

    6. Защита реферата перед одноклассниками.

    В конце 3-й четверти учебного года проходит серия семинаров по защите ученических рефератов. Ребята встают на место учителя, раскрывают перед своими одноклассниками заинтересовавшую их тему, демонстрируют подобранный для урока наглядный материал (репродукции, альбомы, видеоматериала, аудиокассеты и т.д.), отвечают на вопросы. Этот этап работы я считаю самым главным. На защиту каждой работы отводится 10-15 мин. Остальные учащиеся класса не просто слушают предоставленную информацию, а активно участвуют в работе. Не задействованные в данной защите учащиеся делятся на 3 группы:

      • провокаторы (задают вопросы по прослушанной теме);
      • критики (анализируют работу и отмечают её недостатки);
      • эксперты (отмечают достоинства каждой работы).

    Во время защиты реферата учащиеся класса кратко конспектируют каждую работу, отмечая ее достоинства и недостатки, записывают возникшие по ходу защиты вопросы.

    По окончании защиты мы приступаем к анализу и оценке прослушанных работ. За умение анализировать и оценивать чужую работу, за умение задавать грамотные и интересные вопросы каждый ученик в классе получает отметку.

    Я считаю, что в такой поэтапной форме работы наиболее ярко проявляется дифференцированный подход в обучении по предмету МХК, у учащихся формируются исследовательские навыки. Дети самостоятельно выбирают тему реферата, ставят перед собой наиболее интересующие их вопросы и находят на них ответы. Работать над одной темой я позволяю группе учащихся (2-3 человека). Каждой группе я и школьный библиотекарь помогаем подобрать соответствующую литературу по интересующему их вопросу. В течение ряда лет у нас сложились дружеские отношение с библиотеками города. Сотрудники библиотек всегда приходят на помощь нашим ученикам в подборе материала для их творческих работ.

    Иногда работа над рефератом так захватывает некоторых учеников, что они хотят продолжить свои исследования по той или иной тематике. Дети предлагают свои темы для научно-исследовательской работы.

    Ежегодно с 1995 года мы с учениками представляли работы на различные городские и всероссийские научно-исследовательские конференции школьников и студентов.

    Все работы получили высокие оценки жюри. Ребята неоднократно занимали призовые места и привозили свидетельства лауреатов.

    Я глубоко уверена в том, что конечный итог обучения такому предмету, как Мировая художественная культура, не должен выражаться простой суммой знаний, учащиеся должны почувствовать практическую значимость предмета, научиться ориентироваться в различных источниках информации, научиться сравнивать обычную информацию с художественной. Развивающий характер обучения и воспитания предполагает воспитание в человеке способности к открытости, к широкой коммуникации, развитие способности самостоятельного мышления, анализа, принятия решений.

    Предложенная поэтапная форма работы позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность учащихся в течение всего учебного времени, отводимого на изучение предмета, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной практической и художественно-творческой работы.