Нравственное воспитание как основа становления личности

Разделы: Классное руководство


“Человек без нравственных устоев оказывается существом самым несчастным и диким”
Аристотель

Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное. Поэтому одной из основных задач проектирования и формирования личности наряду с интеллектуальным развитием является нравственное воспитание молодого поколения. Причем нравственное должно идти впереди и вести за собой интеллектуальное, так как недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу неотвратимый и непоправимый ущерб.

Данную точку зрения можно проследить и в современных концепциях по воспитательной работе с детьми. Например, в концепции Л.М. Фридмана “Философия человека будущего”. По мнению этого педагога, можно жить по-разному, можно жить как бы внутри тех условий и обстоятельств, которые складываются в каждый момент жизни. А можно подняться над этими условиями и обстоятельствами и оглянуться вокруг себя, попытаться понять их. Любому человеку необходимо понимать, почему так складываются условия и обстоятельства не только в его жизни, но и других людей, у нашего народа, у всего человечества. Ведь мы часть своего народа и всего человечества, и оттого, как мы живем, что мы делаем, как мы относимся к тем условиям и обстоятельствам, в которых мы живем, зависит наша жизнь, жизнь нашего народа, судьба всего человечества. Поэтому и необходимо будить в детях нравственное начало, объяснять, что если жить по законам талиона, то это приведет к гибели человечества.

С целью достижения поставленных задач воспитательной работы, содействия формированию основ гражданской и духовно-нравственной культуры личности учащихся через создание нравственной, психологически комфортной и доверительной среды в классе и в межличностных отношениях разработана программа деятельности. Она включает в себя

  • изучение литературы по нравственному воспитанию личности и развитию личностных качеств,
  • изучение материалов о формах организации внеклассной работы,
  • диагностику сформированности нравственной направленности личности и изучение личностных качеств учащихся класса,
  • проведение педагогических наблюдений за учащимися класса, межличностными отношениями, складывающимися между ребятами,
  • организацию и проведение внеклассных мероприятий, в том числе и с родителями,
  • диагностики, использование которых помогает целенаправленно и эффективно планировать воспитательную работу в классе, с учетом особенностей каждого ребенка, сложившихся межличностных отношений между детьми.

Среди удачно проведенных мероприятий можно назвать классные часы, беседы и лектории по темам “Что год грядущий нам готовит?”, “Весну встречаем – семью величаем”, “Никто не забыт, ничто не забыто” и др. Собран большой дидактический материал по темам “Дом будущего”, “Войны ХХ века”, “Мой город”. Накоплен аналитический материал по темам “Моя мама”, “Я в ХХ веке”, “Каким будет мой 2003 год”. Именно эти материалы стали не только основой для проведения классных часов, но и были глубоко проанализированы, дали возможность лучше понять каждого ребенка, прочувствовать его заботы, проблемы, прикоснуться к его душе.

В планах этого учебного года подготовка совместно с ребятами и проведение тематических классных часов: “Духовные традиции русской семьи”, “Внимание: конфликт!”, “Общество и толерантность”, “Жизнь как деяние”, “Воинская обязанность и военная служба”. Кроме того подготовлены интересные лектории “Этикет в жизни современного человека”, “Духовно-нравственные основы семьи” (для девушек), “Мужчина в семье” (для юношей).

Учащиеся 10-11-х классов – это старшеклассники, которым скоро вступать во взрослую жизнь. И очень хочется, чтобы каждый нашел свою социальную нишу, был уверенным в себе человеком, мог отличить белое от черного, золото от мишуры, да и просто настоящее человеческое счастье от беспечного прожигания жизни. Именно поэтому я и придаю особое значение организации воспитательной работы в классе. Я четко осознаю, что за два-три года, которые ребята учатся в лицее, нельзя “вылепить” идеального человека. Человек формируется всю жизнь. Я лишь могу помочь раскрыть и развить каждому ребенку в себе лучшие качества, реализовать лучшие задумки и мечты. Своего выпускника 2004 года мне бы хотелось видеть состоявшейся личностью, с высоким уровнем культурного и интеллектуального развития, духовно богатого, способного принимать обдуманные самостоятельные решения и нести ответственность за свою деятельность.

Предлагаю вашему вниманию разработку классного часа, который подготовили и провели мои ученики.

Поговорим о маме

Разработка классного часа к празднику 8 марта.

Цель:

способствовать созданию благоприятного климата в коллективе, формировать человека, обладающего активной нравственностью.

Ход встречи

Учитель:
Здравствуйте, уважаемые родители, дорогие ребята! Сегодня у нас необычная встреча. Дорогие мамы, ваши дети посвящают ее вам и празднику - Международному женскому дню. Ваши дети проводят ее для вас, своих мам. Они вас очень любят. О своих чувствах самыми добрыми словами они написали в своих сочинениях. Я зачитаю строки, из некоторых сочинений.

Зачитываются отрывки из сочинений ребят.

Сочинения пишутся на уроке литературы по предварительной договоренности с учителем.

Тема сочинения “Моя мама”

Звучит музыка вальса.

1 ведущий:

“Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся радость мира - от матерей” - писал Максим Горький. Самое прекрасное слово на Земле - Мама. У мамы самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. У мамы самые добрые и нежные руки, они все умеют. Руки матери качали вас в колыбели, когда вы были маленькими. Повторяя движения губ матери, вы произнесли первое в своей жизни слово: – "Мама!"

2 ведущий:
Мама! Вслушайтесь, как гордо звучит это слово! В народе живет много теплых слов о матери:

“Нет милее дружка, чем родная матушка”, “При солнышке тепло, при матери – добро”.
На свете есть только один человек, чье сердце жарче и сильнее девяти солнц, и этот человек – мама.

1 ведущий:

Мама старается вовремя предостеречь нас от неверного шага или дурного поступка. Будьте чутки и внимательны к ней. А если порой мама бывает с нами строга, поймите ее верно. Это потому, что она желает нам добра. Умейте ценить любовь матери. Будьте бережны к этой любви. Не оскорбляйте ее непослушанием, резким словом, случайной грубостью.

2 ведущий:

Мама берет на себя двойную работу, чтобы мы смогли учиться. Некоторые из нас считают, что так и должно быть, но если ты любишь свою маму, не верь в то, что ей не нужна твоя помощь, встань рядом, помоги, устань вместе с ней. Она будет счастлива. Если вы хотите сделать маму самым счастливым человеком, поступайте так, чтобы она радовалась и с гордостью могла сказать: “Знаете, какие у меня хорошие дети!”.

Звучит стихотворение

По – русски – “мама”, по- грузински - “нана”,
А по – аварски- ласково “баба”.
Из тысяч слов земли и океана
У этого особая судьба.
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину –
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.
Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя
И, скрыв слезу при ясном свете дня,
Не беспокойся, мама, говорю я,
Все хорошо, родная, у меня.
Тревожится за сына постоянно
Святой любви великая раба.
По-русски “мама”, по-грузински - “нана”
И по-аварски - ласково “баба”.

1 ведущий:
Из далекой-далекой древности, из V в. до н.э., греческий философ Фалес послал нам предостережение: “Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями”.

2 ведущий:

Через два столетия к такому же умозаключению пришел другой житель Эллады - Сократ. Он советует: “К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе”. Эти слова подтверждает и древняя притча.

Жила семья: муж, жена их маленький сын и старенькая бабушка, мать мужа. Пока у бабушки были силы, она помогала по дому, нянчилась с внуком, но старость взяла свое, захворала женщина. Молодая невестка не хотела ухаживать за больной свекровью и стала просить мужа избавиться от своей матери. Муж послушал ее, посадил мать в короб и пошел в горы, чтобы сбросить старую женщину со скалы. А маленький сынишка побежал вместе с отцом. И когда отец уже хотел сбросить мать со скалы, сын вдруг попросил оставить короб. “Зачем тебе короб?” - спросил отец. А сын ответил: “Когда ты будешь такой же старенький, я посажу тебя в этот короб, чтобы отнести к скале. Понял тогда отец, какую ошибку он совершает. Вернулся вместе с матерью и сыном домой, отругал свою жену и наказал, чтобы она заботилась о престарелой женщине.

1 ведущий:

Порой мы бываем невнимательны к родителям, стремимся избежать поручений, иногда дерзим. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерьми. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи заполнены заботой о вас.

2 ведущий:

Конечно, мы должны заботиться о своих родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками. Давайте будем всегда помнить – родителям дороги наши любовь, участие, доброе слово.

Звучит стихотворение на фоне музыки

Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот, от забот.
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней,
Берегите мать от злого слова,
Знайте - дети ранят всех больней!
Мать уйдет, в душе оставив рану,
Мать уйдет - и боли не унять...
Заклинаю: берегите маму!
Дети Мира, берегите Мать!

1 ведущий:

Весна – это самое замечательное и прекрасное время года! Оно наполнено запахом первых цветов и пением птиц! И не случайно первый праздник весны – праздник женщин! Поздравляем милых мам, девушек с праздником весны.

2 ведущий:

Желаем вам здоровья, счастья, внимания, участия и заботы близких.

С праздничным поздравлением выступает мужской коллектив класса.

Программа может быть разработана с учетом способностей и возможностей ребят класса.

Частушки

Я сегодня для девчонок
Поздравления учил,
А сейчас разволновался,
Эх, все слова перезабыл!

Если был бы я девчонкой,
Я вставал бы на заре.
Получал одни пятерки
И не дрался во дворе.

Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял!
Я б по улице не бегал,
А задачи бы решал.

Если – был бы я девчонкой,
Я б куда умнее был,
Я б тогда не только руки,
Но и шею тоже мыл.

Если был бы я девчонкой,
Чашки б мыл и вытирал.
А я бы был твоей сестренкой
И осколки б собирал.

Если был бы я девчонкой,
В доме бы порядок был.
Если в доме насорили,
Сразу маме говорил.

Почему мы не девчонки?
Вот беда, так вот беда...
Нас тогда 8 марта
Поздравляли бы всегда!

С днем 8 марта!
С праздником весенним!
С радостным волненьем в этот светлый час!
Дорогие наши мамы, девушки,
Добрые, хорошие.
С днем 8 марта.
Поздравляем вас!

Продолжает вечер праздничное чаепитие.

Конкурсы:

1. Монолог “Мама”

Закрой глаза, прислушайся. Ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый и родной. Его не спутаешь ни с чьим другим. Даже, когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, руки. Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Она знала, что ты хочешь. Мама научила тебя ходить, говорить, мама прочитала тебе первую книжку. Мама всегда была рядом. Все, что ты видел, все, что тебя окружало, начиналось с мамы.

Дети отворачиваются от аудитории.

Мамы по очереди ласково обращаются к своим детям.

Задача детей по голосу узнать своих мам.

 

2. Праздничная телеграмма

Стучат в дверь, входит почтальон. Он читает поздравительную телеграмму.

8-е Марта — лучший день,
И в этот день весенний
Мы просим женщин всей Земли:
Примите поздравленья!
Веселитесь, не скучайте
И почаще отдыхайте,
Чтобы дома, на работе,
Были вы всегда в почете.
Подпись: папы

Задание: Как можно больше придумать слов из букв слова “ телеграмма”.

3. Ласковый конкурс.
Мама … А какая она?

Назвать как можно больше ласковых, нежных прилагательные к слову мама.

4.Фанты.

Вызываются два участника, вытягивают билет с заданием.

Задание № 1: прочитать с выражением стихотворение.

Заячья любовь

Заяц гордо шел по лесу,
Вел зайчиху, как принцессу.
До верхушек длинных ушек
Заяц был в нее влюблен.
Но собраться и признаться
Все не мог решиться он...
Правда, заяц понимал,
Что в пути молчать неловко.
Просто он слова искал,
А когда нашел, сказал:
“Ты такая... Ты такая...
Ты такая, как морковка!”

Задание № 2. Исполнить песню: “ Я оглянулся посмотреть”

Был обычный день обычной недели.
Встал я утром, как всегда, спозаранок.
Посмотрел, лежат ли книги в портфеле
И достаточно ль в карманах шпаргалок.
На урок явился я как обычно.
И контрольная была к сожаленью.
Стал шпаргалку доставать я привычно.
Но закралось в мою душу сомненье.
Она прошла, как каравелла, по рядам
Прохладным душем после жаркого дня.
Я оглянулся посмотреть.
Не оглянулась ли она,
Чтоб не списал бы у кого-либо я.