Пояснительная записка
В настоящее время значительно усилилось внимание к развитию творческих способностей детей. Исследования по эффективности творчества сегодня оказываются под воздействием жизненно важных требований общества. С одной стороны, проблема развития творческих способностей – личностная проблема, т.к. творчество – это постоянное усовершенствование интеллекта. В творчестве человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои интересы и потребности, задатки и способности. С другой стороны, формирование творческой личности – это социальный заказ современного общества. Люди, обладающие способностью мыслить творчески, занимают активную жизненную позицию, предлагают новые идеи, разрабатывают оригинальные технологии и так далее.
Именно поэтому одной из основных задач современной педагогической науки и практики является разработка и использование таких технологий обучения, которые способствуют развитию творческих сил личности.
Развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства (традиционными способами, а также с использованием новых технологий) – это процесс, объединяющий различные сферы деятельности и проявляющийся во взаимосвязанных элементах, таких как:
- творческое восприятие мира;
- выражение индивидуального восприятия мира через средства искусства;
- навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях;
- воображение, творческое мышление и т.д.
Каждый из этих элементов выходит на различные виды деятельности в области изобразительного искусства, предполагая как теоретические знания, так и практическую работу.
Курс “Изобразительное искусство и компьютер” является интегрированным курсом, использование которого в общеобразовательной школе преследует три цели:
- Образовательную - приобщить ребенка к работе на компьютере для решения прикладных задач;
- Развивающую - развивать творческое воображение средствами изобразительного искусства на компьютере;
- Воспитательную - помочь ребенку осознать место компьютера в современной жизни; понять то, что компьютер не может заменить творчество человека непосредственно, а только помогает его реализовать.
Основные учебные задачи курса сочетают в себе два направления:
- овладение учащимися приемами работы на компьютере;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения.
Методические рекомендации
Интегрированный курс предполагает использование компьютерной среды иллюстративной графики, обладающей большим и разнообразным набором режимов работы, инструментов и их свойств. Мы используем графический редактор PAINT компьютерного пакета FUN’N GAMES. Курс рассчитан на полтора года обучения (50 часов: 34 часа – I год обучения и 16 часов – II год обучения) по одному занятию в неделю и рекомендуется для детей младшего школьного возраста, у которых ведется предмет “Изобразительное искусство” по программе Б.Н. Неменского. При этом необходимо учитывать количество времени, проведенное ребенком непосредственно за компьютером, т.е. соблюдать санитарные нормы и правила, следить за здоровьем детей.
Темы курса не связаны с четвертями учебного года, т.к. программа курса представляет собой равномерное и постепенное освоение компьютерных режимов работы и инструментов с поддержкой в изобразительной деятельности. Усложнение заданий происходит по мере изучения очередных режимов работы, инструментов и их свойств.
Как правило, дети в этом возрасте уже знакомы с компьютером и имеют некоторые навыки работы на нем. Но есть категория детей, которая не имела возможности доступа к компьютерам. Поэтому изучение курса уместно начать со знакомства с компьютером, его составляющих: системный блок, монитор, клавиатура, “мышка”. Желательно посмотреть на различные детали, платы, провода и т.д., обсудить из чего состоит компьютер внутри. Ребята, которые умеют работать на компьютере, охотно вызываются рассказать об имеющихся знаниях по этому вопросу. В итоге, на первом занятии дети рисуют компьютер, стоящий на столе. Это доставляет им большое удовольствие. Получившиеся рисунки еще раз демонстрируют степень знакомства ребенка с компьютером. Некоторые ребята изображают монитор пустым (выключенным), а часть детей изображает на мониторе любимую игру и с удовольствием рассказывают о правилах и сюжете данной игры.
Второе и третье занятия посвящаются знакомству с компьютерным редактором FUN’N GAMES /PAINT/. Сразу, с первого знакомства с редактором, ребята определятся в терминах и понятиях (панель режимы работы, панель инструменты и их свойства, чистый лист и т.д.). На этих двух занятиях ребята усваивают режимы работы программы, принципы работы с инструментами.
На четвертом и пятом занятиях ребята знакомятся с режимами альбом и заливка, инструментом картинка, а также со свойством палитра. Таким образом, к концу пятого занятия, малыши могут легко задать режим работы, выбрать инструмент, назначить его свойство, а также у них закрепляются навыки координации “мышка – экран”, что является важным условием дальнейшего успешного освоения компьютерной техники изображения.
Далее, на шестом, седьмом и восьмом занятиях ребята продолжают раскрашивать картинки, но уже по заданию учителя. На этих занятиях вводится теория изобразительного искусства, в частности вопросы цветоведения – теплые “рис. 1” и холодные цвета “рис. 2”. Выбор картинки ребятами производится самостоятельно, с учетом выбранной цветовой гаммы или времени года “рис. 3”, “рис. 4”.
Рис. 1 | Рис. 2 |
Рис. 3 | Рис. 4 |
Дальнейшее содержание курса предполагает выполнение заданий, как на компьютере, так и непосредственно с художественными материалами. Это облегчает изучение и усвоение детьми режимов, инструментов и свойств программы, а также помогает ребенку сравнить процесс и результат рисования на компьютере и художественными материалами, и понять возможности и ограничения того и другого способа рисования.
По мере дальнейшего изучения курса, детям даются задания на закрепление пройденного материала. Например, изучив режим рисование, инструменты кисть и карандаш, ребята рисуют пейзаж, после освоения инструмента симметрия – дерево, бабочку и т.д.
Часто художественные материалы помогают изучить очередной инструмент и его свойство. Так, например, перед освоением режима рисование и инструмента растушевка, ребятам предоставляется возможность поработать с художественными материалами – углем, сангиной и пастелью. Опробовав технологию работы с данными материалами на бумаге, ребята прекрасно начинают ориентироваться в смысле и значении применения аналогичного инструмента компьютерной программы.
В ходе изучения курса детям дается возможность поработать с графическим редактором самостоятельно, поэтому в тематическом планировании курса предусматривается “свободное рисование” на компьютере.
В конце первого года обучения предусмотрены творческие задания – игры (учитель – ученик, и ученик – ученик). Суть их заключается в том, что ребенок должен повторить изображение, заданное ему учителем или другим учеником “рис. 5”, “рис. 6”. Целью такой работы является выявление степени ориентации детей в компьютерной среде, умений ими использовать нужные режимы, инструменты и их свойства при создании своих композиций. Это позволяет скорректировать дальнейшую работу с детьми.
Рис. 5
Рис. 6
Второй год обучения начинается с повторения возможностей компьютерной среды для создания изображений. Далее предусмотрен цикл заданий на развитие творческого воображения непосредственно. В частности это темы: рисунки – загадки “рис. 7”, “рис. 8”, “рис. 9”, “на что похоже?”, ниткография “рис. 10”, “рис. 11”, монотипия “рис. 12”. Вместе с этим осваиваются темы по изобразительному искусству: натюрморт “рис. 13”, “рис. 14”, графическая композиция “рис. 15”, “рис. 16”, ритм в изобразительном искусстве и композиционный центр в изобразительном искусстве. В конце изучения данного курса ребята выполняют иллюстрацию к сказке, используя весь арсенал возможностей компьютерной среды, а также накопленные к этому времени знания по изобразительному искусству. Безусловно, запланировано свободное рисование “рис. 17”, “рис. 18”, что позволяет провести анализ проделанной работы и увидеть результат изучения интегрированного курса “Изобразительное искусство и компьютер”.
Рис. 7 | Рис. 8 |
Рис. 9
Рис. 10 | Рис. 11 |
Рис. 12 | Рис. 13 |
Рис. 14 | Рис. 15 |
Рис. 16 | Рис. 17 |
Рис. 18 |
Программа данного курса предполагает творческое отношение учителя к работе. При составлении тематического планирования необходимо учитывать возраст детей, их подготовку по предмету “Изобразительное искусство”, а также уровень владения навыками работы на компьютере.
Данный курс может быть реализован и продолжен при использовании иных графических пакетов, например, Kidpix, Matisse.
Характеристика графического редактора
FUN’N GAMES /PAINT/
В данном интегрированном курсе используется компьютерный редактор FUN’N GAMES /PAINT/. Он прост в освоении и представляет широкие возможности для создания рисунков, текстов, коллажей и т.п.
Редактор имеет панель режимы работы и панель инструменты и их свойства, с помощью которых детьми создаются прекрасные работы. Редактор снабжен великолепной палитрой красок, причем имеются как одноцветные “мелки”, так и “фактурные”, т.е. – с готовым узором и рисунком. Содержит готовые изображения – объекты-штампы, буквы, цифры, которые малыши могут использовать в своих работах. С данными готовыми объектами дети могут производить различные операции (увеличение – уменьшение, повороты и т.д.), что позволяет ребятам творчески относиться к своей работе, а не производить простое копирование.
Данный редактор очень удобен в использовании, т.к. содержит пиктограммы – обозначения режимов работы и инструментов по внешнему виду очень похожие на инструменты и материалы, применяемые в изобразительном искусстве. Этот факт значительно облегчает освоение компьютерной среды, т.к. у детей мгновенно возникают ассоциации со знакомыми предметами, а главное – с теми действиями, которые эти инструменты позволяют производить. Это говорит о том, что данный графический редактор логически прост в освоении, удобен и максимально подходит для младших школьников.
Тематическое планирование
I год обучения
Урок | Тема | Материалы | Кол-во часов |
1 | Вводный урок – беседа по ТБ. Знакомство с компьютером: системный блок, клавиатура, монитор, “мышка”. Изображение компьютера художественными материалами. |
ПК. 1/4 ватмана, фломастеры. |
1 |
2, 3 | Знакомство с графической средой PAINT
компьютерного пакета FUN’N GAMES: загрузка
программы, выход из программы. Панель РЕЖИМЫ РАБОТЫ. Панель ИНСТРУМЕНТЫ И ИХ СВОЙСТВА. Выбор режима работы, инструмента и его свойства. Режим ЗАЛИВКА, свойство ПАЛИТРА. Заливка фона однотонным цветом и “фактурным” цветом (проба цветов). Режим МУСОРНОЕ ВЕДРО, инструмент СПОСОБ УДАЛЕНИЯ. Режим OH NO – ОТМЕНА ПОСЛЕДНЕЙ ОПЕРАЦИИ. |
ПК. | 2 |
4, 5 | Режим АЛЬБОМ, режим ЗАЛИВКА, инструмент КАРТИНКА, свойство ПАЛИТРА. Раскрашивание. | Раскраска, цветные карандаши,
фломастеры. ПК. |
2 |
6, 7 | Свойства цвета. Теплые и холодные цвета.
Смешанная техника (гуашь, аппликация). Режимы АЛЬБОМ и ЗАЛИВКА, инструмент КАРТИНКА, свойство ПАЛИТРА. Раскрашивание: “теплая” и “холодная” страна. |
Гуашь, кисти, цветня бумага, ножницы,
клеящий карандаш. ПК. |
2 |
8 | Времена года. Режимы АЛЬБОМ и ЗАЛИВКА, инструмент КАРТИНКА, свойство ПАЛИТРА. Раскрашивание. |
ПК. | 1 |
9 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент КИСТЬ,
свойство ПАЛИТРА. Изображение на бумаге “мягких” линий различной ширины кистями. Выполнение аналогичных операций на ПК. |
1/4 ватмана, кисти разной толщины,
акварель. ПК. |
1 |
10 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент
КАРАНДАШ, свойство ПАЛИТРА. Изображение геометрических фигур и различных предметов с помощью линейки и цветных карандашей на бумаге. Выполнение аналогичных операций на ПК. |
1/4 ватмана, цветные карандаши, линейка. ПК. |
1 |
11 | Режим РИСОВАНИЕ, инструменты КИСТЬ
и КАРАНДАШ. Режим ЗАЛИВКА, свойство ПАЛИТРА. Пейзаж. |
ПК. | 1 |
12 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ПЕРО,
свойство ПАЛИТРА. Написание своего имени. Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ЗАПОЛНЕНИЕ ЦВЕТОМ. Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ (ДЫМ). Произвольное рисование. |
ПК. | 1 |
13 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент РАМКА –
КВАДРАТ, свойство ПАЛИТРА. Композиция из квадратов и прямоугольников разного цвета и размера. |
ПК. | 1 |
14 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ОКРУЖНОСТЬ
– КРУГ, свойство ПАЛИТРА. Композиция из кругов и овалов разного цвета и размера. |
ПК. | 1 |
15 | Композиция из квадратов,
прямоугольников, кругов, овалов, рамок и
окружностей на бумаге. Режим РИСОВАНИЕ, инструмент РАМКА – КВАДРАТ и ОКРУЖНОСТЬ – КРУГ, свойство ПАЛИТРА. Выполнение копии композиции из бумаги на ПК. |
1/4 ватмана, цветная бумага, ножницы,
клей. ПК. |
1 |
16 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент НОЖНИЦЫ,
свойство ПАЛИТРА. Вырезание фрагмента изображения и его копирование. Фантазийная композиция. |
ПК. | 1 |
17 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент ДЕРЕВО,
свойство ПАЛИТРА. Режим РИСОВАНИЕ, инструмент РАСПЫЛИТЕЛЬ, свойство ПАЛИТРА. Изображение дерева с кроной. |
ПК. | 1 |
18 | Свободное рисование. | ПК. | 1 |
19 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО, инструмент ТЕКУЩАЯ КРАСКА, свойство ПАЛИТРА. Произвольная композиция. | ПК. | 1 |
20 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент РАСТУШЕВКА. Изображение животного на бумаге. Выполнение аналогичной работы на компьютере. |
1/4 ватмана, сангина (пастель). ПК. |
1 |
21 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент СЕРАЯ
РАСКРАСКА, инструмент ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА,
инструмент РАМКА – ФОН. Декоративная композиция. |
ПК. | 1 |
22 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент СИММЕТРИЯ,
свойство ПАЛИТРА. Вырезание из бумаги способом сложения различных предметов (дерево, бабочка и т.д.). Изображение аналогичных предметов на ПК. |
ПК. Цветная бумага, ножницы. |
1 |
23 | Режим РИСОВАНИЕ, инструмент СИММЕТРИЯ
и др., свойство ПАЛИТРА. Натюрморт. |
ПК. | 1 |
24 | Режим АЛЬБОМ, инструмент КАРТИНКА. Частичное удаление линий и дополнение собственных элементов. | ПК. | 1 |
25 | Режим ШТАМП, инструмент ЦВЕТНЫЕ ШТАМПЫ (ГОЛУБОЙ ФОН), НЕЦВЕТНЫЕ ШТАМПЫ (ЖЕЛТЫЙ ФОН), “ЖИВЫЕ” ШТАМПЫ (СИРЕНЕВЫЙ ФОН). | ПК. | 1 |
26 | Режимы АЛЬБОМ, ЗАЛИВКА, ШТАМП. Вставка штампа в готовое изображение. | ПК. | 1 |
27 | Режим FX, инструмент ПЕРЕВОРОТ
(ВВЕРХ / ВНИЗ), инструмент РАЗВОРОТ (ВЛЕВО /
ВПРАВО). Действия со штампами. |
ПК. | 1 |
28 | Режим FX, инструмент УВЕЛИЧЕНИЕ,
инструмент УМЕНЬШЕНИЕ. Действия со штампами. |
ПК. | 1 |
29 | Изменение штампа по замыслу и вставка его в готовое изображение. | ПК. | 1 |
30 | Свободное рисование с использованием различных режимов, инструментов и их свойств. Пейзаж. | ПК. | 1 |
31 | Творческое задание - игра: повторить
композицию. (Учитель – ученик). |
ПК. | 1 |
32 | Творческое задание - игра: повторить
композицию. (Ученик – ученик). |
ПК. | 1 |
33, 34 | Свободное рисование. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT. | ПК. | 2 |
II год обучения
Урок | Тема | Материалы | Кол-во часов |
1, 2, 3 | Повторение: режимы, инструменты и их свойства. | ПК. | 3 |
4 | Рисунок – загадка. Творческое задание – игра. (Учитель- ученик). |
1/8 ватмана, фломастеры, цветные карандаши. ПК. | 1 |
5 | Рисунок – загадка. Творческое задание – игра. (Ученик - ученик). |
1/8 ватмана, фломастеры, цветные карандаши. ПК. | 1 |
6 | “На что похоже?” Творческое задание – игра. (Учитель- ученик). |
1/8 ватмана, восковые мелки. ПК. | 1 |
7 | “На что похоже?” Творческое задание – игра. (Ученик - ученик). |
1/8 ватмана, восковые мелки. ПК. | 1 |
8 | Натюрморт. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT. | ПК. | 1 |
9 | Графика: черное и белое. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT, а также художественных материалов. |
1/4 ватмана, тушь, перо. ПК. |
1 |
10 | Свободное рисование. | ПК. | 1 |
11 | Ниткография. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT, а также художественных материалов. |
1/4 ватмана, тушь, нить, фломастеры. ПК. |
1 |
12 | Симметрия в природе и художественном
изображении. Монотипия /Бабочка/. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT, а также художественных материалов. |
1/8 ватмана, гуашь, кисти. ПК. |
1 |
13 | Ритм в изобразительном искусстве (линии
и пятна). Покой и движение. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT, а также художественных материалов. |
1/4 ватмана 2 шт., гуашь, кисти. ПК. |
1 |
14 | Композиционный центр в изобразительном
искусстве. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT, а также художественных материалов. |
1/4 ватмана, цветная (самоклеящаяся)
бумага, клей, ножницы. ПК. |
1 |
15 | Иллюстрация сказки. Свободное использование режимов, инструментов и свойств графического редактора PAINT. |
ПК. | 1 |
16 | Свободное рисование. | ПК. | 1 |
Описание рисунков
- Рис.1 – Ердякова Даша, 7 лет, “Теплая” сказочная страна”, гуашь, цв. бум.
- Рис.2 – Нелюбин Миша, 7 лет, “Холодная” сказочная страна”, гуашь, цв. бум.
- Рис. 3 – Анисимова Юля, 7 лет, “Лето”, компьютерная графика
- Рис. 4 – Игнатьева Наташа, 7 лет, “Зима”, компьютерная графика
- Рис. 5 – Фото: выполнение копии композиции из бумаги на ПК
- Рис. 6 – Фото: выполнение копии композиции из бумаги на ПК
- Рис. 7 – Рисунок - загадка
- Рис. 8 – Титов Ефим, 8 лет, “Корабль”, компьютерная графика
- Рис. 9 – Фото: Титов Ефим за работой над компьютерной композицией “Корабль”
- Рис. 10 – Васькова Катя, отпечаток, тушь, нить
- Рис. 11 – Васькова Катя, “Птица – балерина”, тушь, нить, цв. кар.
- Рис. 12 – Ахмеров Рома, 8 лет, “Бабочка”, монотипия, гуашь
- Рис. 13 – Васькова Катя, 8 лет, “Натюрморт”, компьютерная графика
- Рис. 14 – Гладкова Лада, 8 лет, “Натюрморт”, компьютерная графика
- Рис. 15 – Петрова Даша, 8 лет, “Новый год”, тушь, перо (палочка)
- Рис. 16 – Гладкова Лада, 8 лет, “Разговор”, компьютерная графика
- Рис. 17 – Козлов Антон, 8 лет, “Дракон и принцесса”, компьютерная графика
- Рис. 18 – Кравченко Сергей, 8 лет, “Охота на зайца”, компьютерная графика