Использование логопедических пособий в коррекционной работе

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной неуспеваемости. Известно, что одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению служит нормальное развитие речи, особенное значение имеет правильное и чёткое произношение звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной и недостатки последней могут привести к неуспеваемости.

Фотография 1

Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика, выполнение которой требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень ее инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения, чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять артикуляционные упражнения.

Фотография 2

Фотография 3

В.А. Горбачева и З.М. Истомина отмечают: “У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность, чтобы ребенок запомнил, необходимо многократное повторение. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотра (действия произвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволит значительно быстрее и легче запомнить необходимый материал”.

Фотография 4

Фотография 5

Работая над данной проблемой, мне пришла идея о создании совершенно нового логопедического пособия – логопедических кукол и макетов, которые успешно реализую и использую в течение четырех лет.

Эти пособия служат образцом для правильной артикуляции необходимого звука, а также для тренировки подвижности языка. С их помощью ребенок может, как самостоятельно воссоздать правильное положения органов артикуляции, так и проконтролировать выполнение артикуляционных упражнений.

Фотография 6

Фотография 7

Фотография 8

Логопедические куклы это – мягкие, сшитые руками игрушки. Колобок – желтый бок, Динозаврик Степан, Мышка – малышка, а логопедические макеты – домашние и дикие животные, вырезанные из дерева. Главная особенность этих пособий заключается в том, что дети могут самостоятельно “управлять” языком этих игрушек, так как язык мягких кукол сшит по принципу широкой варежки, а в макетах вместо языка используется ручная модель ребенка. Это позволяет малышам:

  • легко усвоить правильное положение органов артикуляции при произношении необходимого звука;
  • выработать ловкость и умение управлять своим языком;
  • самостоятельно без труда находить допущенные ошибки при выполнении артикуляционных упражнений;
  • повысить интерес к выполнению артикуляционной гимнастике;
  • сократить сроки подготовительного этапа;
  • воспитывать уверенность;
  • развивать память, внимание, самоконтроль и заинтересованность в достижении конечного результата.