Цель:
- Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, ориентироваться на окончание слов при согласовании существительных и прилагательных в роде;
- активизировать словарный запас, упражнять в подборе определений;
- развивать связную речь, внимание;
- упражнять в прямом счете, сравнении групп предметов;
- уточнять представления детей о характерных признаках весны: увеличение светового дня, таяние снега, набухание почек, появление цветов, возвращение перелетных птиц;
- закреплять знания о перелетных и зимующих птицах;
- воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие;
- закреплять навыки работы с гуашью;
- развивать творческое мышление и воображение при придумывании сюжета для рисования;
- закреплять умение слушать музыку и понимать характер музыкального произведения.
Предварительная работа:
1) наблюдение примет наступающей весны в природе;
2) дидактические игры “Телефон”, “Запомни, назови” на закрепление названий ранних весенних цветов;
3) игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует” (различие зимующих и перелетных птиц).
Словарная работа: закрепить термины – фон, теплые и холодные цвета.
Материал: фонограмма П.И.Чайковского из цикла “Времена года” “Подснежник” (апрель); фонограмма пения птиц; карточки с изображением цветов, птиц; 2 мольберта; эмблемы (снежинка, весенняя проталинка); “следы” весны; тонированный рулон обоев для рисования; гуашь; “печатки”; кисти; мокрые тряпочки.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал. Их встречает воспитатель.
- Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами! Мне очень нужна ваша помощь. Смотрите, чей-то след! Но вот я никак не пойму, кто же его оставил? Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?
Кто прошел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла…(Весна).
- Так вот, кто след оставил! Ребята, давайте присядем на весеннюю полянку.
Дети садятся вокруг “полянки”. Звучит фонограмма: пение птиц.
- Слышите: птицы шумят, поют, хлопочут.
- О чем? (О весне, о солнышке, о гнездах)
- Весна. Какая она? (Нежная, радостная, звонкая…)
- Что за чудеса происходят весной, когда пригревает солнышко? (Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают цветы)
- Чем пахнет весна? (Цветами, талым снегом)
- Отгадайте: из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (подснежник)
- Какие еще весенние цветы вы знаете?
Проводится дидактическая игра “Весенние цветы”. Воспитатель показывает иллюстрации, дети называют. Цветы - карточки выкладываются на “поляну”.
Как называется этот цветок?
- Подсчитайте, сколько весенних цветов на поляне?
- Сколько на проталинке подснежников?
- Подснежников много, потому что они самые первые, ранние, весенние цветы.
- Дети, кто весну на крыльях приносит? (Птицы)
- Как называются эти птицы? (Перелетные)
- Почему их называют перелетными?
- А как называют птиц, которые не улетают? (Зимующие)
Физминутка. Подвижная игра “Зимующие и перелетные”.
- Давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетную птицу –“летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.
Дети поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”.
- Молодцы, хорошо знаете птиц. Садитесь на стулья.
- Собрались все птицы на полянке и не разобрать – где перелетные, где зимующие. Давайте их разделим. На одну полянку нужно поместить перелетных птиц, на другую – зимующих.
Стоят два мольберта. На одном эмблема – снежинка, на другом – весенняя проталинка. Задание выполняют 2-4 ребенка.
Пока дети выполняют задание, предлагаю вспомнить и рассказать весенние приметы, пословицы и поговорки.
Дети:
- Март февралю – бокогрею меньший брат.
- В марте сзади и спереди зима.
- Март и снегом сеет и солнцем греет.
- В марте курица из лужи напьется.
- В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
- Молодцы! А теперь посмотрим, как справились с заданием дети (проверить задание на мольбертах).
- Сколько зимующих птиц?
- Сколько перелетных?
- Каких птиц больше?
- На сколько?
- Что нужно сделать, чтобы перелетных птиц стало столько, сколько зимующих? (Ответы детей)
Дети сидят на стульчиках. Появляется воспитатель по рисованию, в руках у нее “след” весны.
- Здравствуйте, ребята! Кто-то так тихо прошел, остались только следы. Вы не знаете, чьи они? (Весны)
- Да! Весна – время удивительных перемен: природа пробуждается, все вокруг становится светлым, чистым, прозрачным. Появляются насекомые. А давайте поиграем и расскажем, какие насекомые? Выходите на полянку.
Физкультурная минутка “Пчела”.
Прилетела к нам вчера полосата пчела. А за нею шмель – шмелек. И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. Пожужжали, полетали, От усталости упали. |
Машут ладошками. На каждое название
насекомого загибают один пальчик. |
- Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами нарисуем картину о весне. А помогут нам в этом краски, в которых спрятаны и солнышко, и ручеек, и голубое небо… Мы должны их освободить. Кого можно освободить из коричневой краски? (Воробья, муравья) А из желтой? (Одуванчик) и т.д.. Пофантазируем, добавим чуточку любви – и сказка оживет.
Пол застелен газетами. Поверх их лежит тонированный рулон обоев для рисования. Разведены гуашевые краски в тарелочках. Сделаны “печатки” из картофеля, есть кисти, мокрые тряпочки.
Дети приступают к рисованию картины. Работают все вместе над одной картиной (10-12 мин.).
- Чем мы нарисовали нашу картину? (Дети перечисляют)
Звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского из цикла “Времена года” – “Подснежник” (апрель).
- Ребята, вы узнали это музыкальное произведение?
- Какая музыка по характеру?
- Как музыка рассказывает о природе?
Тихонько в зал входит Весна. Читает стихотворение.
Я, Весна – красна!
Бужу землю ото сна.
Набухайте на веточках почки,
Распускайтесь неслышно листочки.
Снег, побыстрей в ручейки превращайся,
Травка-муравка, вставай, поднимайся!
- Дети, вы сегодня дружно, хорошо работали, старались. Ребята, приглашайте гостью на выставку и расскажите о своей картине.
Весна хвалит детей и приглашает в хоровод народной закличкой “Матушка – Весна”.
Идет Матушка – Весна,
Открывайте ворота,
Первый март пришел –
Всех детей привел,
А за ним и апрель –
Отвори окно и дверь.
А уж как пришел май –
Сколько хочешь гуляй.
Дети уходят в группу.
Литература:
- Интегрированное обучение в детском саду: Учебно-методическое пособие \ Сост. И общ.ред. Г.Н.Гришковой. – Омск: ООИПКРО, 2000.
- Методические советы к программе “Детство”. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2001.