Конспект занятия: "Путешествие во времена года. Весна"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, ориентироваться на окончание слов при согласовании существительных и прилагательных в роде;
  • активизировать словарный запас, упражнять в подборе определений;
  • развивать связную речь, внимание;
  • упражнять в прямом счете, сравнении групп предметов;
  • уточнять представления детей о характерных признаках весны: увеличение светового дня, таяние снега, набухание почек, появление цветов, возвращение перелетных птиц;
  • закреплять знания о перелетных и зимующих птицах;
  • воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие;
  • закреплять навыки работы с гуашью;
  • развивать творческое мышление и воображение при придумывании сюжета для рисования;
  • закреплять умение слушать музыку и понимать характер музыкального произведения.

Предварительная работа:

1) наблюдение примет наступающей весны в природе;

2) дидактические игры “Телефон”, “Запомни, назови” на закрепление названий ранних весенних цветов;

3) игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует” (различие зимующих и перелетных птиц).

Словарная работа: закрепить термины – фон, теплые и холодные цвета.

Материал: фонограмма П.И.Чайковского из цикла “Времена года” “Подснежник” (апрель); фонограмма пения птиц; карточки с изображением цветов, птиц; 2 мольберта; эмблемы (снежинка, весенняя проталинка); “следы” весны; тонированный рулон обоев для рисования; гуашь; “печатки”; кисти; мокрые тряпочки.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал. Их встречает воспитатель.

- Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами! Мне очень нужна ваша помощь. Смотрите, чей-то след! Но вот я никак не пойму, кто же его оставил? Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна).

- Так вот, кто след оставил! Ребята, давайте присядем на весеннюю полянку.

Дети садятся вокруг “полянки”. Звучит фонограмма: пение птиц.

- Слышите: птицы шумят, поют, хлопочут.

- О чем? (О весне, о солнышке, о гнездах)

- Весна. Какая она? (Нежная, радостная, звонкая…)

- Что за чудеса происходят весной, когда пригревает солнышко? (Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают цветы)

- Чем пахнет весна? (Цветами, талым снегом)

- Отгадайте: из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (подснежник)

- Какие еще весенние цветы вы знаете?

Проводится дидактическая игра “Весенние цветы”. Воспитатель показывает иллюстрации, дети называют. Цветы - карточки выкладываются на “поляну”.

Как называется этот цветок?

- Подсчитайте, сколько весенних цветов на поляне?

- Сколько на проталинке подснежников?

- Подснежников много, потому что они самые первые, ранние, весенние цветы.

- Дети, кто весну на крыльях приносит? (Птицы)

- Как называются эти птицы? (Перелетные)

- Почему их называют перелетными?

- А как называют птиц, которые не улетают? (Зимующие)

Физминутка. Подвижная игра “Зимующие и перелетные”.

- Давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетную птицу –“летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”.

- Молодцы, хорошо знаете птиц. Садитесь на стулья.

- Собрались все птицы на полянке и не разобрать – где перелетные, где зимующие. Давайте их разделим. На одну полянку нужно поместить перелетных птиц, на другую – зимующих.

Стоят два мольберта. На одном эмблема – снежинка, на другом – весенняя проталинка. Задание выполняют 2-4 ребенка.

Пока дети выполняют задание, предлагаю вспомнить и рассказать весенние приметы, пословицы и поговорки.

Дети:

- Март февралю – бокогрею меньший брат.

- В марте сзади и спереди зима.

- Март и снегом сеет и солнцем греет.

- В марте курица из лужи напьется.

- В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

- Молодцы! А теперь посмотрим, как справились с заданием дети (проверить задание на мольбертах).

- Сколько зимующих птиц?

- Сколько перелетных?

- Каких птиц больше?

- На сколько?

- Что нужно сделать, чтобы перелетных птиц стало столько, сколько зимующих? (Ответы детей)

Дети сидят на стульчиках. Появляется воспитатель по рисованию, в руках у нее “след” весны.

- Здравствуйте, ребята! Кто-то так тихо прошел, остались только следы. Вы не знаете, чьи они? (Весны)

- Да! Весна – время удивительных перемен: природа пробуждается, все вокруг становится светлым, чистым, прозрачным. Появляются насекомые. А давайте поиграем и расскажем, какие насекомые? Выходите на полянку.

Физкультурная минутка “Пчела”.

Прилетела к нам вчера полосата пчела.
А за нею шмель – шмелек.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Машут ладошками.

На каждое название насекомого загибают один пальчик.
Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.
Машут ладошками. Роняют ладони на стол.

- Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами нарисуем картину о весне. А помогут нам в этом краски, в которых спрятаны и солнышко, и ручеек, и голубое небо… Мы должны их освободить. Кого можно освободить из коричневой краски? (Воробья, муравья) А из желтой? (Одуванчик) и т.д.. Пофантазируем, добавим чуточку любви – и сказка оживет.

Пол застелен газетами. Поверх их лежит тонированный рулон обоев для рисования. Разведены гуашевые краски в тарелочках. Сделаны “печатки” из картофеля, есть кисти, мокрые тряпочки.

Дети приступают к рисованию картины. Работают все вместе над одной картиной (10-12 мин.).

- Чем мы нарисовали нашу картину? (Дети перечисляют)

Звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского из цикла “Времена года” – “Подснежник” (апрель).

- Ребята, вы узнали это музыкальное произведение?

- Какая музыка по характеру?

- Как музыка рассказывает о природе?

Тихонько в зал входит Весна. Читает стихотворение.

Я, Весна – красна!

Бужу землю ото сна.

Набухайте на веточках почки,

Распускайтесь неслышно листочки.

Снег, побыстрей в ручейки превращайся,

Травка-муравка, вставай, поднимайся!

- Дети, вы сегодня дружно, хорошо работали, старались. Ребята, приглашайте гостью на выставку и расскажите о своей картине.

Весна хвалит детей и приглашает в хоровод народной закличкой “Матушка – Весна”.

Идет Матушка – Весна,

Открывайте ворота,

Первый март пришел –

Всех детей привел,

А за ним и апрель –

Отвори окно и дверь.

А уж как пришел май –

Сколько хочешь гуляй.

Дети уходят в группу.

Литература:

  1. Интегрированное обучение в детском саду: Учебно-методическое пособие \ Сост. И общ.ред. Г.Н.Гришковой. – Омск: ООИПКРО, 2000.
  2. Методические советы к программе “Детство”. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2001.