Идея урока: необходимость проведения урока продиктована важностью формирования правовых понятий для становления духовного мира молодого человека, его гражданской позиции.
Эпиграф: “Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!” (А. С. Пушкин).
Цели урока:
Обучающие:
- Раскрыть причины формирования идеологии декабристов, показать ее обусловленность ходом исторического развития России.
- Дать информацию о целях, задачах, основных идеях декабристов.
- Изучить их программные документы.
- Проследить развитие декабристского движения – от поддержки власти до разработки планов ее свержения.
Развивающая: научить самостоятельно анализировать информацию, делать выводы.
Воспитательная: вызвать у учащихся уважительное отношение к декабристам – людям, которые на благо народа и Родины жертвовали своими судьбами, карьерой и личной жизнью.
Центральная задача урока: научить работать с источниками (документы декабризма).
Методы: слово учителя, выступления учащихся с краткими биографическими справками, проблемные вопросы, групповая работа, использование средств ТСО и наглядности.
Материалы: портреты (Александр I, П. И. Пестель, Н. М. Муравьев), картина и фильм “Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года”, клише таблицы для каждого ученика.
Образец таблицы.
№ |
Параметры сравнения |
“Конституция” Н. Муравьев |
“Русская правда” П. Пестеля |
1 |
Форма государственного правления |
||
2 |
Как решался вопрос о крепостном праве? |
||
3 |
Как решался вопрос о земле? |
||
4 |
Высший орган власти в государстве |
||
5 |
Кто мог пользоваться избирательными правами? |
||
6 |
Как решался вопрос о сословиях? |
||
7 |
Вопрос: Какой их документов был более прогрессивным, более революционным и какой более реалистичным для того времени? (Ответ обоснуйте) |
Новое на уроке: Знакомство с проектами конституций Муравьева и Пестеля. Определение понятия “Правовое государство”.
Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала.
Результат урока: Формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своему народу и его истории.
На доске: записаны тема урока, эпиграф, план урока, портреты декабристов, проблемный вопрос.
Проблемный вопрос: Можно ли считать Декабристов выразителями передовых идей своей эпохи?
ХОД УРОКА
I. Терминологический опрос (письменный, по пройденному материалу) и его взаимопроверка. По вариантам: 1 – монархия, конституция, аракчеевщина; 2 – республика, либерализм, аракчеевщина.
Опрос (устный) по теме: ”Внутренняя политика после войны 1812 г.”
Вопросы:
1. Какие реформы пытался осуществить
Александр I, их итоги?
2. Почему он не решался на эти преобразования?
3. Как мы можем назвать политику Александра I
после войны, либеральная или реакционная?
4. Назовите пример того, каким образом
правительство Александра отстаивало феодальные
порядки?
II. Новый материал.
Слово учителя. В первой половине XIX века во всех странах мира, в том числе и в России, происходил подъем общественно-политического движения. Это было связано с внешнеполитическими событиями, в которых Россия принимала участие (заграничные походы русской армии) и с внутренними процессами, происходившими в России.
Участники заграничных походов посмотрели, как живут другие государства, какой у них общественный строй, познакомились с идейными течениями и политическими учреждениями стран Европы. Сравнивая Россию с её крепостными порядками, военными поселениями и странами Западной Европы, представители передовой общественности пытались изменить существующею действительность, стремясь принять участие в преобразованиях общества. Формированию революционного мировоззрения в России способствовали известия о революционном и национально-освободительном движении в Европе (Италия, Испания) и Латинской Америке.
В России носителями революционных идей стала передовая часть дворян (дворянские революционеры).
В 1816г. возникла тайная офицерская организация “Союз спасения”. Ёе возглавил полковник генерального штаба Александр Муравьёв. Состав: князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьёв, Матфей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Иван Якунин, Евгений Оболенский. Главная цель общества - введение конституции и гражданских свобод. Через 2 года в 1918 году переименовано в “Союз благоденствия”, около 200 членов. Состав организации был в основном дворянский. Выступали за ликвидацию крепостного права, ограничения самодержавия и введение в стране конституционного правления. Через 3 года “Союз” был распущен, т. к. руководители хотели отсеять колеблющихся и случайных людей и организовать новое общество, способное к более решительным действиям.
Сообщения учащихся. Ккраткая биографическая справка о Сергее Трубецком, Никите Муравьёве и Евгении Оболенском, Александре Бестужеве, Кондратии Рылееве, Александре Муравьёве, Петре Каховском, Иване Якушкине.
P.S. В 1821-1822 гг. возникают два новых
общества – “Северное” в Санкт-Петербурге и
“Южное” в армейских частях, расквартированных
на Украине.
“Северное общество” - имело Державную Думу как
руководительный орган. Программным документом
“Северного” общества была Конституция Никиты
Муравьева.
Документом “Южного общества” была “Русская
правда” П. Пестеля, а входили в “Южное общество”
Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович
Муравьёв-Апостол и Михаил Петрович Бесстужев-Рюмин.
Сообщения учащихся об этих деятелях (краткая
биографическая справка).
Задание ученикам по группам (дифференциация по ЗУНам учащихся): заполнить таблицу, сравнивая два документа – “Конституцию” Муравьёва и “Русскую правду” Пестеля, – через изучение документов (1 группа) или через работу с учебником (2 группа). Найти сходства и различия в программах декабристов и ответить на вопрос: Какой из документов был более прогрессивным, более революционным и какой более реалистичным для того времени? (Ответ обосновать.)
Дополнительные вопросы:
1. Какие вопросы преобладали в
программных документах политические или
социальные? (Политические.)
2. В каком из документов ущемляются права
соседних (не русских) народов?
III. Просмотр отрывка из фильма о подготовке восстания 14 декабря 1825г.
Задание по фильму: записать требования декабристов (10).
Задание по учебнику: записать информацию о восстании по следующему плану:
1. Участники восстания.
2. Руководители восстания.
3. Итоги восстания.
Работа с классом: обсуждение причин поражения декабристов:
- Несогласованность в действиях декабристов.
- Отсутствие руководителей восстания.
- Отказ от совместных действий с народом.
- Неготовность общества к преобразованиям.
Проблемный вопрос. Можно ли считать Декабристов выразителями передовых идей своей эпохи?
Ответ. Декабристы выражали передовые идеи своей эпохи. Они положили начало освободительному движению в России. Их идеология, тактика, опыт борьбы повлияли на дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России.
Задание на дом. Написать историческое мини-сочинение на тему: “Какой могла бы быть Россия, если бы Николай I даровал ей конституцию?”