Урок "Движение декабризма"

Разделы: История и обществознание


Идея урока: необходимость проведения урока продиктована важностью формирования правовых понятий для становления духовного мира молодого человека, его гражданской позиции.

Эпиграф: “Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!” (А. С. Пушкин).

Цели урока:

Обучающие:

  • Раскрыть причины формирования идеологии декабристов, показать ее обусловленность ходом исторического развития России.
  • Дать информацию о целях, задачах, основных идеях декабристов.
  • Изучить их программные документы.
  • Проследить развитие декабристского движения – от поддержки власти до разработки планов ее свержения.

Развивающая: научить самостоятельно анализировать информацию, делать выводы.

Воспитательная: вызвать у учащихся уважительное отношение к декабристам – людям, которые на благо народа и Родины жертвовали своими судьбами, карьерой и личной жизнью.

Центральная задача урока: научить работать с источниками (документы декабризма).

Методы: слово учителя, выступления учащихся с краткими биографическими справками, проблемные вопросы, групповая работа, использование средств ТСО и наглядности.

Материалы: портреты (Александр I, П. И. Пестель, Н. М. Муравьев), картина и фильм “Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года”, клише таблицы для каждого ученика.

Образец таблицы.

Параметры сравнения

“Конституция” Н. Муравьев

“Русская правда” П. Пестеля

1

Форма государственного правления

   

2

Как решался вопрос о крепостном праве?

   

3

Как решался вопрос о земле?

   

4

Высший орган власти в государстве

   

5

Кто мог пользоваться избирательными правами?

   

6

Как решался вопрос о сословиях?

   

7

Вопрос: Какой их документов был более прогрессивным, более революционным и какой более реалистичным для того времени? (Ответ обоснуйте)

Новое на уроке: Знакомство с проектами конституций Муравьева и Пестеля. Определение понятия “Правовое государство”.

Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала.

Результат урока: Формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своему народу и его истории.

На доске: записаны тема урока, эпиграф, план урока, портреты декабристов, проблемный вопрос.

Проблемный вопрос: Можно ли считать Декабристов выразителями передовых идей своей эпохи?

ХОД УРОКА

I. Терминологический опрос (письменный, по пройденному материалу) и его взаимопроверка. По вариантам: 1 – монархия, конституция, аракчеевщина; 2 – республика, либерализм, аракчеевщина.

Опрос (устный) по теме: ”Внутренняя политика после войны 1812 г.”

Вопросы:

1. Какие реформы пытался осуществить Александр I, их итоги?
2. Почему он не решался на эти преобразования?
3. Как мы можем назвать политику Александра I после войны, либеральная или реакционная?
4. Назовите пример того, каким образом правительство Александра отстаивало феодальные порядки?

II. Новый материал.

Слово учителя. В первой половине XIX века во всех странах мира, в том числе и в России, происходил подъем общественно-политического движения. Это было связано с внешнеполитическими событиями, в которых Россия принимала участие (заграничные походы русской армии) и с внутренними процессами, происходившими в России.

Участники заграничных походов посмотрели, как живут другие государства, какой у них общественный строй, познакомились с идейными течениями и политическими учреждениями стран Европы. Сравнивая Россию с её крепостными порядками, военными поселениями и странами Западной Европы, представители передовой общественности пытались изменить существующею действительность, стремясь принять участие в преобразованиях общества. Формированию революционного мировоззрения в России способствовали известия о революционном и национально-освободительном движении в Европе (Италия, Испания) и Латинской Америке.

В России носителями революционных идей стала передовая часть дворян (дворянские революционеры).

В 1816г. возникла тайная офицерская организация “Союз спасения”. Ёе возглавил полковник генерального штаба Александр Муравьёв. Состав: князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьёв, Матфей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Иван Якунин, Евгений Оболенский. Главная цель общества - введение конституции и гражданских свобод. Через 2 года в 1918 году переименовано в “Союз благоденствия”, около 200 членов. Состав организации был в основном дворянский. Выступали за ликвидацию крепостного права, ограничения самодержавия и введение в стране конституционного правления. Через 3 года “Союз” был распущен, т. к. руководители хотели отсеять колеблющихся и случайных людей и организовать новое общество, способное к более решительным действиям.

Сообщения учащихся. Ккраткая биографическая справка о Сергее Трубецком, Никите Муравьёве и Евгении Оболенском, Александре Бестужеве, Кондратии Рылееве, Александре Муравьёве, Петре Каховском, Иване Якушкине.

P.S. В 1821-1822 гг. возникают два новых общества – “Северное” в Санкт-Петербурге и “Южное” в армейских частях, расквартированных на Украине.
“Северное общество” - имело Державную Думу как руководительный орган. Программным документом “Северного” общества была Конституция Никиты Муравьева.
Документом “Южного общества” была “Русская правда” П. Пестеля, а входили в “Южное общество” Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол и Михаил Петрович Бесстужев-Рюмин. Сообщения учащихся об этих деятелях (краткая биографическая справка).

Задание ученикам по группам (дифференциация по ЗУНам учащихся): заполнить таблицу, сравнивая два документа – “Конституцию” Муравьёва и “Русскую правду” Пестеля, – через изучение документов (1 группа) или через работу с учебником (2 группа). Найти сходства и различия в программах декабристов и ответить на вопрос: Какой из документов был более прогрессивным, более революционным и какой более реалистичным для того времени? (Ответ обосновать.)

Дополнительные вопросы:

1. Какие вопросы преобладали в программных документах политические или социальные? (Политические.)
2. В каком из документов ущемляются права соседних (не русских) народов?

III. Просмотр отрывка из фильма о подготовке восстания 14 декабря 1825г.

Задание по фильму: записать требования декабристов (10).

Задание по учебнику: записать информацию о восстании по следующему плану:

1. Участники восстания.
2. Руководители восстания.
3. Итоги восстания.

Работа с классом: обсуждение причин поражения декабристов:

  1. Несогласованность в действиях декабристов.
  2. Отсутствие руководителей восстания.
  3. Отказ от совместных действий с народом.
  4. Неготовность общества к преобразованиям.

Проблемный вопрос. Можно ли считать Декабристов выразителями передовых идей своей эпохи?

Ответ. Декабристы выражали передовые идеи своей эпохи. Они положили начало освободительному движению в России. Их идеология, тактика, опыт борьбы повлияли на дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России.

Задание на дом. Написать историческое мини-сочинение на тему: “Какой могла бы быть Россия, если бы Николай I даровал ей конституцию?”