Цели:
1. Развитие интереса к математике.
2. Знакомство с основными методами решения
уравнений с одной переменной.
План
- Целое уравнение. Степень уравнения.
- Методы решения уравнений.
- уравнение 1 степени:

- уравнение 2 степени:

- уравнение 3 и 4 степени
а) метод разложения на множители;
б) метод введения новой переменной;
в) рассмотри уравнение как квадратное;
г) графический метод.
- Перед нами стоит задача: рассмотреть методы решения уравнений 3 и 4-й степени. Сначала договоримся, что мы будем понимать под степенью уравнения.
- Рассмотрим решение уравнений разных степеней.
Рассмотрим уравнения:
![]()
![]()
![]()
![]()
Как вы думаете, какой степени будет каждое из уравнений?
(В первых четырех уравнениях степень определяют правильно, а пятое уравнение считают уравнением 6-й степени).
Мы видим, что последнее уравнение
отличается от предыдущих тем, что у тех справа 0, а
здесь
.
Поэтому нужно привести это уравнение к виду Р(х) = 0, где Р(х) – многочлен стандартного вида.
![]()
– уравнение
пятой степени.
Таким образом, под степенью уравнения Р(х) = 0 мы будем понимать степень многочлена стандартного вида Р(х), т.е. наибольший показатель степени входящей в него переменной.
- Любое уравнение первой степени можно привести к
виду
, где
– переменная,
– числа, причем
. - Любое уравнение 2 степени можно привести к виду
, где
– переменная,
–
числа,
. Это хорошо
известное нам квадратное уравнение. Мы знаем, что
корни этого уравнения можно вычислить по формуле
- Любое уравнение 3-й степени мы можем привести к
виду:

Значит
.
Уравнение имеет 1 корень.
, где
.
Т.о. уравнения 1 и 2-й степени мы можем решать с помощью формул.
4. Уравнение 4-й степени – к виду:
.
Для этих уравнений тоже существуют формулы для вычисления корней, но они очень сложные, а вот для уравнений 5 и 6 степени таких формул вообще не существует. Поэтому встает вопрос о решении таких уравнений каким-то другим способом, без применения формул корней.
Попытаемся найти эти “ключики” к решению.
а) Рассмотрим уравнение ![]()
Как бы вы начали решать это уравнение?
Разложить многочлен в левой части на
множители ![]()
Произведение = 0, если хотя бы один из множителей = 0, т.е.
![]()
![]()
Значит уравнение имеет 3 корня: -6; 0; 6.
А теперь внимательно посмотрим на
такое уравнение:
.
В этом уравнении также можно левую часть разложить на множители, используя способ группировки.
![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ: –1; 1; 8.
Как же можно назвать метод решения этих уравнений?
(Метод разложения на множители)
б) Дано уравнение: ![]()
Ваши предложения по его решению?
(Предлагают раскрыть скобки).
![]()
Найти решение такого уравнения довольно сложно.
Каковы особенности данного уравнения?
(выражение
встречается в уравнении дважды: во 2-й и 1-й
степени, т.е. уравнение похоже на квадратное).
Обозначим
.
Получим новое уравнение:
![]()
![]()
![]()
Значит, выражение
может принимать значения 36 или –6.
![]()
![]()
![]()
Значит, исходное уравнение имеет четыре корня: – 4; 2; 3; 9.
(Что мы сделали для решения?)
(Ввели новую переменную).
Поэтому этот метод и назовем метод введения новой переменной.
Метод введения новой переменной можно применять для многих типов уравнений.
Например:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Найдем корни этого уравнения, а дальше решение аналогично предыдущему.
Введение новой переменной позволяет решать и такие трехчленные уравнения:
![]()
На какое известное уравнение похоже
данное? (на квадратное, относительно
)
Такие уравнения называются биквадратными.
Обозначим
.
Получаем уравнение ![]()
Например:
![]()
![]()
![]()
![]()
Значит: ![]()
![]()
![]()
Ответ: –1; 1;
;![]()
Вообще, многие уравнения можно свести к квадратным, даже если они на квадратные совсем не похожи.
Например:
![]()
![]()
– уравнение
корней не имеет.
в) Можно выделить целую группу уравнений, которые ни одним из рассмотренных методов не решаются.
И тогда на помощь приходят графики.
Рассмотрим уравнение
![]()
![]()
В правой части хорошо знакомая
квадратичная функция; слева – функция вида
, графики которой умеем
строить.
Решить уравнение значит найти такие значения x, при которых значения этих функций будут равны, т.е. нужно найти абсциссы точек пересечения графиков этих функций.
|
|
|||||
х |
0 |
1 |
–1 |
–2 |
f(0)=f(6)=9 f(2)=f(4)=4–12+9=1 |
|
у |
0 |
0,5 |
–0,5 |
–4 |
||
Графики имеют одну точку пересечения, значит уравнение имеет один корень.
Графический способ позволяет найти приближенные значения корней.
Конечно же, мы рассмотрели далеко не все методы решения уравнений, а их существует множество.