Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.
Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих "без присмотра", возросло.
Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.
Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов.
С целью оказания помощи детям в развитии личности, открыть им искусство достижения внутренней гармонии и уравновешенности, ежегодно в школе проводятся уроки-тренинги, на которых дети и родители получают возможность пообщаться, приблизиться друг к другу, пережить чувство общности с ним. Разработка одного из таких уроков предлагается Вашему вниманию.
Урок- тренинг “Папа и я – дружная семья”.
Цели:
Проявить как своеобразие каждого ребёнка и взрослого, так и общие черты, объединяющие близких людей, помочь успокоить в том, что в чём- то каждый не одинок.
Позволить детям физически выражать свои положительные чувства, тем самым способствуя развитию сплочённости между близкими людьми.
Развитие психического и физического здоровья через разнообразные прикосновения, приятные и способствующие более тесному личностному контакту с родным человеком.
Дать возможность приблизиться друг к другу (папе и ребёнку), пережить чувство общности с ним, расслабиться и вновь сосредоточить своё внимание, показать через массаж, что “битьё” иногда становится способом приятного дружеского контакта, особенно для мальчиков.
Способствовать установлению личностных отношений между ребёнком и взрослым, принятие положительных эмоций, развитие понимания у взрослого и ребёнка, что “без нас мир не полон”
Ход урока.
I. Организация класса.
Давайте поприветствуем наших гостей и широко им улыбнёмся, показывая этим, что они- самые дорогие для нас гости.
А теперь поздороваемся необычно с нашими гостями и их научим этим необычным “рукопожатиям” (дети показывают, гости выбирают понравившийся способ).
Здоровья друг другу пожелали, улыбки подарили, аура вполне соответствующая- пора браться за дело. Готовы? Покажите своей посадкой.
II. Урок-тренинг.
1. Чтение с доски.
Сегодня наш урок откроют вот эти стихотворные строки. Вы знаете их? Что нужно сделать? Как прочитать? Грамотно и выразительно.
(Xоровое чтение)
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Над Кремлёвскою стеной–
Самолётов звенья.
Слава армии родной
В день её рожденья!
Почему мы урок начали этим стихотворением? А ещё?
Где служат наши папы? В каком полку?
А вы знаете имя-название нашего полка? А историю полка? Что же делать?
(Oтветы детей)
А давайте спросим об наших пап. Наверняка, они знают.
(Pассказывают папы)
Хорошо, когда есть рядом люди, которые помогут в трудную минуту, объяснят непонятное, поддержат…
2. Подбор прилагательных.
Какие они, наши папы? Давайте о них расскажем. Какие? Отвечайте на поставленный вопрос.
(Oтвечают дети)
У меня тоже по этому случаю есть своё мнение. Хотите его узнать? Прочитайте со всеми вы согласны словами? А может, добавите другие?
МУЖЕСТВЕННЫЕ
СИЛЬНЫЕ
ОТВАЖНЫЕ
СМЕЛЫЕ
ДОБРЫЕ
СЛАБЫЕ
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
ДОБРОСОВЕСТНЫЕ
АКТИВНЫЕ
ЗЛЫЕ
ВНИМАТЕЛЬНЫЕ
ЖЕСТОКИЕ
АВТОРИТЕТНЫЕ
РАВНОДУШНЫЕ
(Oтветы детей)
Прочитаем теперь для наших пап, какие они ( читаем хором).
Вот такие у нас папы! Мы вами гордимся!
А могут наши мальчики стать такими же?
Что для этого нужно делать? Спросим взрослых мужчин. (Oтвечают папы).
А что посоветуют наши девочки будущим мужчинам? (Говорят девочки)
3. Психологический тренинг.
Так вот, мои дорогие мальчики, если будете хорошо учиться, заниматься спортом, трудиться, обязательно будете похожи на своих умных и красивых пап.
А давайте подумаем, что нас объединяет и чем мы похожи: дети и взрослые.
Разбейтесь на группы по рядам вместе с папами. Составьте список того, что объединяет вас. У вас есть 3 минут. Победит та команда, которая найдёт и напишет наибольшее количество общих черт.
Проверка.
Как вы работали в своей команде?
Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех в группах? А есть что- нибудь такое, что отличает одну группу от другой?
Какими вы хотите быть: похожими друг на друга или совсем разными? (Отвечают дети)
Но одно нас всех объединяет – это любовь к матери и Родине.
4. Концерт папам.
– Давайте посвятим несколько строк нашей любимой Родине. (Выступают дети: чтение произведений русских писателей)
С. Есенин. Ночь.
С. Есенин. Берёза.
С. Есенин. Поёт зима.
А. Твардовский. Зима.
И. Соколов-Микитов. Лесные картинки.
Нашу Родину охраняют её защитники. Кто они – эти защитники? (Дети называют, открываю доску, на ней выставка”Защитник Отечества”)
А как всех назвать одним словом: где они все служат?( В Армии).
Это – наша Армия.
В честь праздника прочитаем строчки, посвящённые Российской Армии. (Хоровое и индивидуальное чтение детей и их пап)
Нам не страшны любые непогоды!
Есть у страны труда надёжный щит –
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской Армии стоит.
5. Немного истории.
А кто знает историю нашей армии?
Есть такие? Спросим наших умных пап.
В каком году родилась Красная Армия?
Почему именно 23 февраля стал праздничным днём?
Сколько лет исполняется Красной Армии?
Спасибо вам, папы! Теперь и ваши дети будут знать немного истории нашей Армии.
6. Немного игры.
Что-то мы всё о серьёзном. А ведь на носу – праздник. А праздник – это веселье, смех и многое другое.
Давайте и мы попробуем поговорить о весёлом. А начнём… с комплиментов между детьми и их родителями.
Начнём так: “Мне нравится моя дочь (мой сын), потому что…”
“Мне нравиться мой папа, потому что… (разговор детей и пап).
А теперь комплименты нужно подкрепить… дружескими объятьями! Давайте покажем, как мы это делаем, подарим через объятие положительные эмоции своим близким.
Игра “Объятия” (обнимемся взрослые и дети).
Наши хорошие взаимоотношения стали ещё более крепкими.
А теперь немножко расслабимся а папы, наоборот, соберут свою силу в руки, потому что нам понадобятся сейчас папины руки. Пусть они нас покатают.
А скорее, вы себя сами покатаете, потому что вы будете качелями, а ваши папы будут держать эти качели. Кто дольше продержится (играем 1 раз).
III. Итоговое обобщение.
Папы устали. Им бы тоже не мешало отдохнуть, расслабиться. Сделайте папам успокаивающий массаж, а остальные дети – друг другу.
А сейчас, ребята, почешем друг другу спинки( дети делают друг другу упражнение).
Поблагодарите друг друга. Мальчики проводят девочек.
Совсем-совсем забыла! Какой же праздник без песни! Вы готовы исполнить песню? Выходи, стройся!
(Песня “До свиданья, города и хаты”.)
Ни один праздник и обходится без поздравлений и подарков. Эту традицию и мы соблюдаем. Начнём с поздравлений.
(Читают дети)
Пусть чаще свадьбы и рожденья.
Пусть чаще солнечные дни.
Пусть чаще взлёты, восхожденья.
Пусть чаще звёзды и огни.
Пусть чаще утренние зори.
Пусть чаще птицы на лету.
Пусть чаще море, реже горе.
Пусть чаще все начистоту!
Поздравляя вас всех с праздником, хотелось бы, чтобы у нас всех всё получалось, как в этих стихотворениях, которые прочитают дети. (Чтение стихотворений “Нам не нужна война” и “Два товарища”.)
Вручение дипломов в знак признательности. Оценки выставляют папы.
– Урок окончен. Попрощайтесь с гостями. Проводите пап.
IV. Праздничная мастерская,
V. Обобщение.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. ИГРЫ.
Смешное приветствие
Цели: Для здорового психического и физического развития детям необходимы разнообразные прикосновения, желательно приятные и способствующие более тесному личностному контакту с себе подобными. Для многих детей моделью прикосновения обычно служит телевидение в котором все прикосновения связаны либо с насилием, либо с сексом. В ходе данного упражнения дети могут устанавливать друг с другом физический контакт, пожимая друг другу руки. Они должны будут придумать разнообразные формы рукопожатий, причем одна из них на какое-то время становится правилом для приветствия всех детей в классе. Таким образом, эта игра не только обеспечивает возможность физического контакта, но и способствует большей самоидентификации учеников со всем, классом.
Инструкция: Я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное русское рукопожатие? А кто знает другой способ подавать руку при встрече?
Попросите детей показать различные варианты рукопожатий. Очень интересно бывает и развитие самого контакта при этом. Некоторые подают вялую безжизненную руку, другие жмут руку изо всех сил, и так далее.
Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное! приветствие, которые будем использовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличительным знаком нашего класса.
Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты, чтобы изобрести с ним или с ней новый, как можно более необычный, способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы мы все легко смогли бы его запомнить, но при этом – достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом.
Пока дети выполняют это задание, напишите на отдельных бумажках имена каждой пары, сложите записки в какую-нибудь коробочку или шапку.
Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. Нам необходимо выбрать то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать на следующей неделе. Я приготовила жребии, и один из вас должен вытянуть бумажку с именами той пары, чье приветствие мы сейчас и выберем. После жребия эта пара еще раз покажет нам свое рукопожатие, чтобы мы смогли его хорошо запомнить.
На следующей неделе время от времени напоминайте об этом смешном приветствии и предоставляйте детям время (примерно полминуты), чтобы как можно больше одноклассников могли поздороваться друг с другом выбранным рукопожатием. Некоторые классы стремятся сохранять именно это приветствие в течение достаточно длительного времени, другие хотят через некоторое время сменить приветствие и поэкспериментировать с несколькими формами рукопожатий, прежде чем окончательно выбрать наиболее подходящее для всех.
Анализ упражнения:
– Как приветствуют друг друга ученики нашего класса, когда собираются утром?
– В чем преимущество шутливого рукопожатия?
– Гордишься ли ты своим классом?
– Какой способ рукопожатия тебе показался самым смешным?
– Как приветствуют друг друга дети и взрослые из других стран?
Почесать спинку
Цели: С помощью этого упражнения Вы можете заметно повысить уровень групповой сплоченности. Эта игра нравится и маленьким детям и подросткам, и взрослым, потому что предоставляет играющим в нее возможность приблизиться друг к другу, пережить чувство общности с группой, расслабиться и вновь сосредоточить свое внимание. Вы можете проводить это упражнение в начале или в конце урока, можно проводить его как отдых между сложными учебными заданиями.
Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого – внешнего или внутреннего круга... Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего круга одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника.
Теперь мы начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж. (Назовите имена двух школьников из разных кругов, стоящих друг рядом с другом.) Пусть Олег и Ольга начнут растирать ладонями плечи стоящих перед ними учеников. Когда Олег и Ольга завершат массаж, те двое сделают такой же массаж двоим следующим – стоящим перед ними. И так далее по кругу, пока массаж не "вернется" к тем, кто его начал – к Олегу и Ольге.
Все мы чем-то похожи...
Цели: В ходе этой игры очень красиво проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие его с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительных детей.
Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что Вы искренне заинтересованы в этом, разместив в классе получившиеся в результате игры списки, и возвращаясь время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других.
Материалы: Бумага и карандаш – каждому ребенку.
Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра...", "У каждого из нас есть мягкая игрушка...", "Любимый цвет каждого из нас – синий...", "У каждого из нас мама ходит на работу...", "Мы все очень любим макароны...", "Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает", "В каникулы мы все любим ездить на море..." и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
Анализ упражнения:
– Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
– Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?
– Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
– Как вы работали в своей команде?
– Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
– Какими должны быть твои друзья – похожими на тебя или совсем другими?
2. КАРТОЧКИ.
Мы любим друг друга, отдыхать на природе, купаться, ездить в отпуск, смотреть телевизор, играть в компьютер, заниматься спортом, делать зарядку, спать, вкусно кушать, домашних животных, петь, танцевать, читать.
Любим маму, любим мороженое, не любим несправедливость, любим гулять, любим получать подарки, любим Новый год, любим животных, любим родину, любим бабушку и дедушку, любим путешествовать, любим лето, любим отпуск.
Активные, умные, любящие, дружные, умелые, добрые, все любим шашлык, вежливые, любим кино, мультфильмы, сластёны, любим играть, любим читать, любим гулять, любим животных, любим природу. Любим мам, дедушек. Бабушек, сестрёнок, братишек, рисовать
Литература.
1. К. Фопель. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 2.
Общение. Расслабление. Любознательность. Навыки учения. Умение ладить с другими.
2. К. Фопель. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 4.
Принадлежность к группе. Умение вступать в контакт. Дружелюбие. Чувственное восприятие. Самооценка.