Клуб для малышей

Разделы: Работа с дошкольниками


Термин “раннее развитие” знаком наверное всем кто имеет хоть какое то отношение к педагогике. Многие родители начинают заниматься с малышом дома, но далеко не у каждой мамы хватает терпения, а зачастую и знаний. Таланта на регулярные, грамотно построенные, но при этом увлекательные занятия.

Многие родители стараются определить ребёнка в ясли после года по ряду экономических причин. Другая группа родителей желает оставлять малыша дома как можно дольше но при этом считают необходимым обеспечить ребёнку регулярные занятия и общение со сверстниками.

Ну что ж. Спрос рождает предложение, и сейчас у родителей нашего города уже есть выбор – отдать своего годовалого малыша в ясли, пригласить няню или же пойти на занятия в Клуб для малышей.

Клуб для малышей существует на базе Центра развития ребёнка, детского сада №57 “Одуванчик, города Нерюнгри три года. Клуб посещают малыши в возрасте от 10 месяцев до 2 лет. Клуб работает два дня в неделю (суббота , воскресенье), с 10 до16 часов. Посещение клуба платное, стоимость одного дня занятий 25 рублей

Основные направления работы клуба:

  • Повышение качества жизни детей преддошкольного возраста.
  • Развитие новых форм взаимодействия семьи и детского сада.
  • Разработка и апробация современных моделей воспитания и развития детей.
  • Обеспечение благоприятных условий для адаптации детей к условиям ДОУ.
  • Педагогическое просвещение родителей.

Посещают клуб малыши вместе с мамами. Мамы выбирают наиболее удобное для своего малыша время. С учётом этого времени комплектуется несколько подгрупп, с каждой из которых проводятся отдельные занятия. В одной подгруппе от 5 до10 детей. К услугам маленьких посетителей две комнаты: игровая и комната отдыха (в будние дни это обычная группа раннего возраста). Первая оборудована для подвижных игр и занятий: пластмассовый домик, лесенки и горки, стеллажи с игрушками. Во второй можно уединиться и отдохнуть или же просто поползать. Оборудован уголок и для мам с уютными пуфиками, здесь всегда есть интересные журналы, папки-советы для родителей.

Работа в клубе строится следующим образом:

Каждая встреча посвящается одному из направлений в развитии малышей - сенсорике, музыке, речевому развитию и.т.д. В соответствии с основной темой встречи оформляется среда игровой, подбирается стимулирующий материал для занятий, консультативный материал для родителей.

Все занятия носят интегрированный характер, дополнены ритмическими упражнениями, музыкой, пальчиковой гимнастикой.

Вместе с малышами на занятиях присутствуют и родители.

Обеспечивается консультативная помощь психолога и логопеда.

Наряду с общими занятиями родители могут выбрать дополнительную методику для занятий с ребёнком: обучение чтению по методике Н.А.Зайцева, индивидуальные занятия по методике М.Монтессори.

Продолжительность занятий индивидуальна и зависит от степени активности каждого ребёнка. После окончания занятия малыш сам выбирает себе занятие по душе, опытный педагог и мама лишь направляют и поддерживают его.

Нами были выбраны следующие основные направления в развитие малышей:

  • Сенсомоторное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Музыка.
  • Развитие творческих способностей (лепка, рисование).
  • Развитие движений.
  • Интеллектуальное развитие.

В течение встречи к услугам малышей большое количество строительного материала, плескательницы, сухой бассейн и аквариумы.

После нескольких совместных встреч мамы могут оставить малыша на некоторое время одного.

Перед началом занятий родители знакомятся с группой и педагогами, выбирают наиболее удобное время для посещений клуба. Заполняют анкету – знакомство, которая позволяет поближе познакомиться с малышом и его семьёй. Учесть пожелания родителей.

Каждая встреча имеет следующую структуру:

  • Ритуал приветствия.
  • Работа с подгруппой.
  • Свободная деятельность.
  • Индивидуальная работа.
  • Занятие по выбору родителей.
  • Консультация для родителей.

Примерное содержание

Встреча 1

Цель: Создание атмосферы доверия и психологического благополучия, знакомство с детьми

“Знакомство”

Педагог предлагает родителям и малышам занять удобное положение на ковре.

Педагог под музыкальное сопровождение начинает речетативом проговаривать считалку знакомство.

В нашей группе, в нашей группе

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят,

Рядом с мамами сидят,

Есть и Машенька,

Есть и Сашенька (называет поочерёдно всех детей)

Затем предлагает мамам и малышам договорить самим имя и повторно исполняет считалку.

“Поиграем”

Педагог поочередно раздаёт малышам небольшие игрушки, приговаривая:

Вот для Маши погремушка,

Вот для Саши погремушка (поочерёдно всем детям).

Стимулирует детей договаривать собственное имя и имена других детей.

В заключение хвалит детей и предлагает поиграть погремушками.

Упражнения с погремушками

  • “Звеним громко”
  • “Звеним тихо”
  • “Стучим погремушкой по ладошке”

“Индивидуальная работа”

Свободная деятельность детей по выбору.

Индивидуальные занятия по выбору родителей.

Важнейшим аспектом работы Клуба является обеспечение благоприятных условий для адаптации ребёнка к условиям ДОУ. Занятия в клубе позволяют малышам не только полноценно развиваться, но и постепенно привыкнуть к условиям ДОУ. Работа в данном направлении ведётся не только с малышами , но и с родителями . Консультации, советы специалистов позволяют родителям в полной мере осознать важность нового этапа в жизни малыша. Преодолеть собственные страхи. В завершение работы психолог совместно с педагогом по желанию родителей проводит диагностику готовности малыша к поступлению в ДОУ. Готовность определяется с помощью заполнения анкеты. Оцениваются следующие параметры: поведение, нервно-психическое развитие, личностное развитие, игровая деятельность, общение.

Психолого – педагогические параметры
определения готовности поступления ребёнка
в дошкольное учреждение

Параметры

Дополнительный вопрос

к матери ребенка

Оценка в баллах или словесно

1

2

3

I. Поведение

1.1. Настроение

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

Какое из перечисленных настроений преобладает?

 

3


2

1

1.2. Засыпание

Быстрое (до 10 мин)

Медленное

Спокойное

Неспокойное

С дополнительными воздействиями

Без дополнительных воздействий

Как засыпает ваш ребенок?

Что вы делаете, чтобы ребенок заснул?

 

3

2

3

2


2


3

1.3. Продолжительность сна

Соответствует возрасту

Не соответствует возрасту

Какова длительность сна?

 

3

1

1.4. Аппетит

Хороший

Избирательный

Неустойчивый

Плохой

Какой аппетит у вашего ребенка?

 

4

3

2

1

1.5. Отношение к высаживанию на горшок

Положительное

Отрицательное

Как относится ваш ребёнок к этой процедуре?


3

1

1.6. Навыки опрятности

Просится на горшок

Не просится, но бывает сухой

Не просится, ходит мокрый

c

 

3


2

1

1.7. Отрицательные привычки

Есть (какие?)

Нет

Сосет пустышку, палец, раскачивается и т.д.?


1

3

Итого

II. Нервно – психическое развитие

Возраст 1г. 6 мес. – 1 г. 9 мес.

Понимание речи

Движения

Игра

Навыки гигиены

Возраст 1 г. 9 мес.- 2 г.

Понимание речи

Активная речь

Игра

Навыки гигиены

(заполняется педагогом адаптационной группы)

Выявляется методом диагностики

Соответствует возрасту – 3б

Ниже на один эпикризный срок – 2б

Ниже на 2-3 эпикризных срока – 1б

 

III. Личность

Проявление познавательных потребностей

(по наблюдениям матери и педагогов адаптационной группы)

3.1. В повседневной жизни

Проявляет познавательные потребности

Проявляет недостаточно

Не проявляет

c  


3

2

1

3.2. Интересуется игрушками, предметами – дома и в новой обстановке

Да

Нет

Иногда

c

3

1

2

3.3. Проявляет интерес к действиям взрослых

Да

Нет

Иногда

c

3

1

2

3.4. Любит заниматься: внимателен, активен, усидчив

Да

Нет

Иногда

c

3

1

2

3.5. При совместной деятельности со взрослыми

Проявляет интерес, активность

Проявляет недостаточно

Не проявляет

c


3

2

1

3.6. Уверенность в себе

Есть

Не всегда

Нет

c  

3

2

1

3.7. Положительная реакция на оценку собственной деятельности

Да

Не всегда

нет

c



3

2

1

3.8. Опыт разлуки с близкими

Перенес разлуку сравнительно легко

Тяжело

c


3

2

3.9. Аффективная привязанность к кому – либо из взрослых

Есть

Нет

c

1

3

Итого

IV. Игра

4.1. Инициативность в игре

Умеет сам себе найти дело:

Да

Нет

c  

 

3

1

4.2. Есть фаза подготовки игры Самостоятельно

С помощью взрослого

c
3

2

4.3. Проявляются элементы воображения

Да

Нет

c

3

1

4.4. Самостоятельность в игре

Умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого

Не всегда

Не играет сам

c



3

2

1

Итого

V. Общение

5.1. Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

c


3

2

5.2. Инициативность во взаимоотношениях с детьми

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

c


3

2

5.3. Социальные связи с педагогами и детьми

Легко идет на контакт со взрослыми

Избирательно

Трудно

c


3

2

1

5.4. Легко вступает в контакт с детьми

Избирательно

Трудно

c
3

2

1

5.5. Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми

Есть

Недостаточно

Нет

c

3

2

1

Итого

Всего баллов

Оценка каждого параметра позволяет не только спрогнозировать трудности будущей адаптации, но и наметить индивидуальную развивающую работу.

Оценка результатов:

  • 70 - 85 баллов – ребёнок готов к поступлению в ДОУ;
  • 40 - 69 баллов –  готов относительно;
  • 39 баллов и ниже – не готов.