Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач – приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений.
Реализация национально-регионального компонента на уроках математики представляется достаточно сложной. Но можно внедрить его в интегрированных уроках и во внеклассной работе.
Вниманию коллег предлагаю некоторые методические разработки, вынесенные мною из личного опыта. Специфика нашей школы состоит в том, что она находится в единственном селе компактного проживания малочисленного северного народа – юкагиров-одулов, представители которого по настоящее время заняты в таких традиционных промыслах, как охота, рыбалка и собирательство.
Учет данных особенностей местного региона стал основой создания игр “Математическая охота” и “Математическая рыбалка”, которые используются как в урочной, так и во внеклассной работе.
Как известно, игра подразумевает состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, поэтому наши игры можно проводить между несколькими игроками или двумя-тремя командами. Задания игр составляются так, чтобы они соответствовали конкретному классу, возможностям учащихся.
Все этапы игр сопровождаются рассказом учителя и сообщениями учащихся об истории юкагирского народа с обращением к фольклорным текстам, трудам ученых-исследователей. Основные темы игр – способы и виды охоты и рыбной ловли, приготовление блюд, священные тотемные животные, празднества, посвященные рыболовству, охоте, юкагирский экологический календарь.
Наряду с решениями различных задач, устных упражнений, подбираются различные вопросы, задачи на развитие глазомера, памяти, внимания. Игры предполагают использование знаний учащихся по юкагирскому языку, демонстрацию макетов или рисунков.
В предлагаемой здесь игре выделены следующие этапы, прослеживающие зимне-весенние виды охоты юкагиров:
- Выезд на место охоты.
- Ловля на капканах лис, соболей, белок, песца.
- Ловля на петлях зайцев.
- Охота на сохатого.
- Отстрел глухарей.
- Ночлег охотника.
- Подведение итогов. Присвоение ХАНИЧЭ (лучший охотник) – лучшему охотнику-математику.
В игре “Рыбалка” использованы основные виды занятий осеннего рыболовства:
- “Собираемся на рыбалку”. – Разминка.
- “Готовим сети”. – Лабиринт.
- “Какая рыба попадет в сети?” – Кроссворды с ключевыми словами.
- “Глаз – алмаз”. – Игра со зрителями.
- “Разделывание рыбы”. – Геометрический конкурс.
- “Готовим запасы на зиму”. – Веселые задачи.
На доске вывешивается плакат-фотография охотника с настенного календаря с надписью “Математическая охота”, записываются этапы игры.
Вывешивается счет для жюри:
1. Вертолет – 60, буран – 40, лыжи – 10.
2. Лиса – 20, соболь – 15, песец – 10, белка – 5.
3. Заяц – 5.
4. Сохатый – 60.
5. Глухарь.
6. Избушка – 100, палатка – 60, костер – 20.
Сообщение. Дорообочэ, дорооболорун, здравствуйте! Вы знаете о народе юкагиры?
В своей повести “Казбек” наш земляк Геннадий Алексеевич Дьячков писал: “Живем мы на Крайнем Севере в верховьях Колымы. Когда-то юкагиры были народом многочисленным. Предания говорят, что юкагиров было так много, как звезд во мраке полярной ночи. Дым юкагирских костров был таким густым, что пролетающая птица скрывалась в нем, а ворон даже почернел, пролетев однажды сквозь этот дым. Северное сияние считали отражением огней юкагирских стойбищ. Якуты и сейчас называют северное сияние “юкагирский огонь” (“дьукаагыр уота”)”.
Из очерков и трудов ученых-исследователей, таких как В.И. Иохельсон, В.А.Туголуков, мы знаем, что в древности юкагиры подразделялись на две группы: на тундренных (оленьих) и таежных. У таежных юкагиров основным занятием были охота и рыболовство. Они жили в бассейнах рек Индигирки, Яны, Верхней Колымы. В большинстве средством передвижения были собаки. Оленьи юкагиры в основном занимались охотой, разведением оленей, рыболовством и жили между Индигиркой и Колымой, на Колыме, по Анадырю.
Говоря о традиционном хозяйстве и культуре юкагиров, надо отметить, что они сложились в глубокой древности и не претерпели изменений на протяжении тысячелетий. Юкагирская культура представляет собой типичную культуру охотников и рыболовов.
Начинаем игру “Математическая охота”.
1. Выезд на место охоты.
Сообщение. Охота – важнейшая традиционная деятельность юкагиров, один из источников жизни таежных людей, неотъемлемой частью культуры которых являются охотничьи обычаи и обряды.
Выход на весенний промысел юкагиры обставляли как праздник. Между двумя деревьями водружали перекладину и вешали на нее дары духу – Хозяину земли: шкурки белок, зайцев, лисиц. Перекладину украшали разноцветными лоскутками и лентами, крашеными оленьими волосами. Со всем снаряжением юкагиры на лыжах проходили под этой перекладиной как под аркой и покидали селение.
Сейчас в нашем поселке насчитывается 45 охотников в родовой общине “Юкагир” и 9 охотников-любителей. За год община сдает примерно 350-400 шкур пушнины. Современные охотники выезжают на место охоты на вертолете, на буране, на лыжах-угурчэ, выполненных из тополя, обитых сохатиным (лосиным) камусом.
Устные упражнения.
- Дайте определение понятию “процент”.
- Найдите 1% от 1000 рублей.
- Чему равен 1% от зарплаты 3000 рублей, перечисляемый в пенсионный фонд?
- Найдите подоходный налог 12% от зарплаты 4000 рублей.
- Чему равен 50% от 70 шкур сданной пушнины?
- Найдите всю добычу охотника, если его 5% составляют 10 шкур.
- Сколько соболей поймал охотник, если он сдал 60 шкурок, что составило 25% всей добычи?
Подсчитываются количество баллов.
1 место – вылет на вертолете (перед игроком ставится макет вертолета или рисунок).
2 место – выезд на буране (перед игроком ставится макет бурана или рисунок).
3 место – отъезд на лыжах-угурчэ (макет лыж или рисунок).
2. Ловля на капканах лис, соболей, белок, песца.
Сообщение. До прихода русских на юкагирские земли основной охотой была охота на диких оленей и сохатых. В связи с тем, что юкагиры обкладывались ясачным сбором (данью) русскими служивыми людьми, стал развиваться пушной промысел. В начале юкагиры платили ясак соболями, которых ловили на пасти-ловушки – шашии. К концу XVII века в Якутск вывозилось до 80 тысяч собольих шкурок. Уже к концу XVIII века соболь был почти истреблен в Якутском округе, об этом свидетельствуют такие данные, что в конце XIX века было вывезено в Якутск на ярмарку только 5 соболей по цене 30 рублей из Колымского округа.
Пасти-ловушки использовались и для
ловли более мелких зверей. На лису, песцов
ставили пасть-срубы, их ставили на медведя и на
росомаху. Эти снаряды располагали через
определенные промежутки в основном по берегам
рек, висок, проток и осматривали 2 раза в год:
зимой и летом.
Преимущество пасти перед капканом – не заметает
снегом в течение длительного времени, и не
портится шкура убитого зверя. Эта ловушка
используется и в наше время. Но все же пасть как
орудие для лова пушных зверей сдает свои позиции,
так как везде заменяется капканом. Если к 1930 г. у
верхнеколымских юкагиров насчитывали 162 пасти на
лису, капканов 8 штук, то сейчас у наших охотников
преобладают капканы, каждый охотник имеет по 100-200
капканов.
Задачи-“капканы”.
(ЛИСА) Охотник прошел 3 км за полчаса. За сколько часов пройдет 60 км этот охотник?
(СОБОЛЬ-1) Голодный охотник съедает за 9 мин 3 юколы (юкола – сушеная рыба). Сытый охотник тратит на такое же количество юкол 15 мин. На сколько минут быстрее управляется с одной юколой голодный охотник?
(СОБОЛЬ-2) Один охотник добыл в три раза больше соболей, чем второй. Сколько соболей у второго охотника, если у них 48 соболей?
(ПЕСЕЦ) Периметр охотничьего угодия квадратной формы равен 44 км. Чему равна площадь этого угодия?
(БЕЛКА-1) Белка пробежала 4 часа со скоростью 6 км в час. За какое время пробежит собака это же расстояние со скоростью 12 км в час?
(БЕЛКА-2) У одного охотника было 57 патронов, а у второго – в 3 раза меньше. На сколько патронов больше у первого охотника?
(БЕЛКА-3) Один охотник поймал 24 белки, а второй – в 4 раза больше. Сколько белок поймали оба охотника?
3. Ловля на петлях зайцев.
Сообщение. Заяц – чолгоро является тотемным животным, то есть первопредком юкагиров. Тотемные животные живут вместе с людьми, ведут себя как люди.
Послушайте сказку о хитром зайце из повести Г.А.Дьячкова “Казбек”.
“Жил-был заяц у старика со старухой. Особенный был заяц, хитроумный, заменял им сына. Пришла холодная и длинная зима. Рыба кончилась, нечего стало есть старикам. Вот и говорит старичок старухе: “Кончилась нельма, чир, съели последнего чебака, хоть и жалко зайчишку, давай-ка, съедим его завтра, а пока пусть поиграет”. Утирает старуха слезы и говорит: “Что ж, ты – хозяин, тебе видней”. А заяц все понимает. Легли старик со старухой спать. Заяц надевает дедовскую шапку и рукавицы, встает на лыжи и идет в лес. А на небе бог зажег высокие облака (северное сияние), да и лесу от снега светло. Видит заяц – дикий олень стоит по грудь в снегу, до самой земли копытом снег раскопал и ягель ест. Почуял олень чужой запах и увидел, как кто-то маленький скользит по лесу в огромной шапке из оленя и в рукавицах оленьих. Помчался, что есть духу, но разве есть кто быстрее зайца? Да снег глубокий. Заяц бежит следом за оленем и нарочно направляет его туда, где глубже. Часа два гонял и пригнал его, еле живого, к жилищу стариков. Встал олень перед домом, а дальше ноги отказываются идти. Подбежал зайчик к нему и в самое ухо как крикнет: “Ха!” У оленя от страха сердце и разорвалось. Ведь от бега оно становится огромным, так и хочет вырваться из груди и убежать. Просыпаются утром старик со старухой. Старик начинает точить нож, старуху посылает снега в котел набрать, а сам посматривает на зайца. Тут вбегает старуха и кричит: “Погоди, старик, бог земли нам оленя прислал…”
Для ловли зайцев ставили петли чолгоро-понол, на куропатку – ньатлибиэ понол, на уток – ожидоно понол, на белку – йодудьубэ понол.
Вопросы – “петли на зайцев”.
- Один охотник стрелял сразу в двух зайцев и промазал. Первый заяц весил 6 кг, а второй – в два раза больше. Спрашивается: сколько кг зайчатины убежало от охотника?
- Четверо охотников играли в домино четыре часа. Сколько часов играл каждый из них?
- Разделите сто на половину.
- 5 зайцев по-юкагирски.
- Перед выездом охотник залил в бензобак бурана 28 литров бензина. Во время остановки оказалось, что осталось 1/4 бензобака. Сколько литров бензина израсходовано?
- За 20 патронов заплатили 200 рублей. Сколько патронов можно купить на 1000 рублей?
4. Охота на сохатого (лося).
Сообщение. Среди верхнеколымских юкагиров лось-сохатый считался священным животным. С этим верованием связаны многие охотничьи обряды и обычаи. Например, разделывать убитого лося должны были только замужние женщины. По преданию, девушка, открывшая голову лося, могла оскорбить духа животного. И тогда все сохатые уходили с этого места. И род мог погибнуть от голода.
Лось был поклоняемым животным. Он давал еду и одежду.
Задача “Лось”.
У охотника полведра дроби. Вес этой дроби 40 кг. Вес каждой дробинки 1/ 2 грамма. Сколько дроби было у охотника?
Правильно решивший эту задачу “убивает сохатого”.
5. Отстрел глухарей.
Этот этап игры можно провести как игру со зрителями. На глаз нужно определить:
- длину свечки,
- длину карандаша,
- толщину тетради,
- вес глухаря или куропатки (при наличии, настоящей).
Сообщение. Одним из основных орудий на мелких животных и птиц являлся лук с разнообразным набором стрел. Это стрелы с тупыми наконечниками (лукил) и с развильчитыми (йоготил).
6. “Ночлег охотника”.
Сообщение. Юкагиры-промысловики,
занятые в традиционных промыслах и сезонно
ведущие полукочевой образ жизни, главным
божеством земли почитали Хозяина земли –
“Лэбиэн погиль”. Это мощный покровитель
животных, охоты и охотников. В.И.Иохельсон
называл Хозяина земли (Лэбиэн погиль) вместе с
Хозяином пресной воды (Оожии погиль) и Хозяином
моря (Чобун погиль) тремя главными Хозяевами
видимой природы. Основными функциями Хозяина
земли явлась забота о благополучии и численности
стад диких животных, распределении промысловых
животных по охотничьим угодьям и между
отдельными охотниками. Лэбиэн погил мог
наградить охотника или наказать за нарушение
норм и законов.
О необходимости бережного отношения человека к
земле говорит устное народное творчество
юкагиров. Согласно одному из мифов, Бог, раздавая
ум животным, человеку большой ум дал: “Человек
должен землю охранять, смотреть, в порядок
приводить… после на земле будет все видеть,
устраивать, охранять и так ходить”.
Задачи.
1. Площадь Якутии составляет 1/6 часть площади
России. Найдите площадь России, если площадь
Якутии 3103,2 тыс.кв.км.
2. Из 6000 рублей охотник потратит 40% на продукты, 52%
на бочку бензина. Сколько денег останется у него
после этих затрат?
3. Скорость бурана в 7 раз больше скорости
охотника. Охотник проехал на буране 4 часа 30 минут
со скоростью 35 км в час. Дальше он прошел пешком 2
часа 15 минут и дошел до избушки. Какое расстояние
проделал охотник до избушки?
За правильное решение:
3-х задач – “ночлег в избушке” (перед игроком выставляется макет избушки или рисунок),
2-х задач – “в палатке” (макет палатки или рисунок),
1 задачи – “у костра” (макет костра или рисунок).
Если все игроки решат 3 задачи правильно, то все “ночуют в избушке”.
7. Подведение итогов.
Сообщение. “Под аркой впереди на лыжах отправляются все мужчины, владеющие луком, имея во главе старика – тонбэйэ шоромо, т.е. старейшину рода. За ним шел ХАНИЧЭ – главный охотник-промысловик, сзади рядовые люди. Найдя след лося или оленя, старик “гонит” след. За ним следуют другие. Ханичэ не торопится, он разминает ноги, расправляет и прочищает лыжи. Но вот старик устает и пропускает ханичэ и остальную молодежь, из которой в этих экскурсиях вырабатываются будущие промышленники. Но ханичэ со всем сердцем побежал, опередил всех, нашел зверя и убил его, и все остальные люди застают его уже с убитым зверем ”– так писал В.И.Иохельсон в своей работе “По рекам Ясачной и Коркодону”.
Объявляется итог игр. Лучшему игроку присуждается звание ХАНИЧЭ – лучший охотник-математик.