Контроль качества знаний учащихся – одна из задач, стоящих перед учителем. Из-за недостатка времени, отводимого на информатику, устный опрос на уроках неэффективен. Поэтому учитель обычно отдает предпочтение методам, позволяющим оценить работу каждого ученика: самостоятельное составление алгоритма решения задачи, написание и отладка программы, тестирование по отдельным темам на компьютере, использование тренажеров, проведение зачетов. Часто используют формы контроля, предполагающие активную работу учащихся во внеурочное время: подготовка проектов, написание и защита рефератов. На уроках возможны также короткие проверочные работы в виде решения кроссвордов.
Недостаток этих работ, как и некоторых других – возможность подсказок. Чтобы свести их к минимуму, готовлю несколько вариантов заданий. Каждому ученику выдаю карточку с заданием и карточку с сеткой кроссворда.
Этот метод проверки – только дополнение к известным приемам контроля, но не альтернативен им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания предмета учениками. Решение кроссворда не требует много времени, необходимо написать всего 8-15 слов. Однако малое время, отводимое на работу, требует от учеников тщательной подготовки к проверочной. Составлять задания можно строго по теме, что не всегда просто. Поэтому слова могут иногда повторяться. Где взять кроссворды? Можно, конечно, найти их в методическом журнале “Информатика и образование”, в газете “Информатика” и другой литературе. Я же привлекаю к работе по составлению кроссвордов самих ребят. Это нравится им и разнообразит как уроки, так и домашнее задание. Составление кроссвордов, особенно учебных – очень непростое дело. Ведь речь идет не об определениях, а об описаниях понятий. И основная задача при этом – дать корректное, понятное и узнаваемое описание.
Предлагаемые кроссворды условно можно разделить по следующим темам: устройство компьютера, представление информации, алгоритмизация и программирование, информационные технологии. Ученики работают со специальной литературой (такой навык весьма важен), повторяя понятия, изученные на уроках, и знакомятся с новыми. Важно сказать ребятам, что лучшие кроссворды будут использованы для проверочных работ в других классах и в следующем учебном году. Это повышает мотивацию творческого труда. Критерии оценки кроссворда объявляю ученикам при выдаче задания. Задаю минимальное количество слов, верхний предел не ограничен и зависит от способностей ученика. Ученик должен объяснить значение использованных терминов, особенно тех, которые не были введены на уроках. При подготовке работы можно получить консультацию учителя. Оцениваю также красоту сетки: её симметричность или оригинальную форму. За хорошую сетку начисляю 20 баллов. Для уменьшения субъективности этой оценки использую следующие критерии. Оценку повышаю, если слова пересекаются не на одной букве, а на двух и более. Такой кроссворд составить значительно труднее! За каждое слово с двумя пересечениями даю 3 балла; три пересечения – 8 баллов; четыре пересечения – 15 баллов; пять пересечений – 20 баллов.
На оценку влияет количество слов, использованных автором. Каждое слово сверх заданного минимума оцениваю в 10 баллов.
За каждую фактическую ошибку в вопросах кроссворда начисляю по 10 штрафных очков.
Результат можно посчитать по формуле:
S = 3 • N2 + 8 • N3 + 15 • N4 + 20 • N5 + 10 • М + 20 - 10 • P, где
N2 – количество слов с двумя пересечениями;
N3 – количество слов с тремя пересечениями;
N4 – количество слов с четырьмя пересечениями;
N5 – количество слов с пятью пересечениями;
М – количество слов, превышающее минимально заданное;
Р – число фактических ошибок в вопросах;
20 баллов начисляется только за красивую сетку.
При результате больше 100 баллов ставлю пятерку, от 60 до 100 – четверку, меньше 60 – тройку.
Возможны и иные системы оценки. Эта работа закрепляет знание терминологии и способность пользования литературой по информатике.
В качестве примера приведем кроссворды, составленные учащимися.
Кроссворд 1 “Устройство компьютера”.
|
ОТВЕТЫ:1.клавиатура 2.джойстик 3.монитор 4.принтер 5.память 6.сканер 7.процессор 8.динамик
Кроссворд 2 “Устройство ЭВМ”.
1. (по горизонтали) Что нужно для ввода информации в компьютер?
1. (по вертикали) Название универсальной машины для обработки информации.
2. Устройство, необходимое для компьютера, чтобы печатать на бумаге.
3.Другое название экрана.
4.Устройство, подключающее компьютер в локальную сеть.
5.Что нужно для “управления” фигурками на экране?
6.Количество информации в 1024 байта это - … ..?
7.Организованная последовательность действий.
8.Устройство для рисования на бумаге.
9.Какая часть ЭВМ руководит всей работой?
10.Чем служит экран при работе с системами обработки текстов?
11.Как называется форма организации действий, при которой одни и те же действия повторяются несколько раз?
12.Гибкий магнитный диск.
13.Устройство для перемещения элементов по экрану.
ОТВЕТЫ: 1.компьютер/клавиатура 2.принтер 3.дисплей 4.адаптер 5.джойстик 6.килобайт 7.алгоритм 8.графопостроитель 9.процессор 10.окно 11.цикл 12.дискета 13.мышь.
Кроссворд 3. “Применения ПК”
1. (по горизонтали) Последовательность из имён каталогов, разделённых символом, указывающая маршруты движения от корневого каталога к тому каталогу, в котором находится нужный файл.
- (по вертикали) Устройство для вывода графической рукописной информации в компьютере.
- Специальное место на диске, в котором хранятся файлы и вся информация о них.
- Устройство для быстрого сохранения всей информации, находящейся на жестком диске.
- (по вертикали) Графический или текстовый …….
- Аппаратная или программная ……
- Поименованная совокупность однотипных данных, хранящихся на диске.
- Устройство для обмена факсимильными изображениями.
- Программы, дополняющие возможности операционной системы.
- Устройство для обмена информации с другими компьютерами.
- Защита для зрения.
ОТВЕТЫ: 1.путь/плоттер 2.каталог 3.стример 4.редактор 5.совместимость 6.файл 7.факс 8.утилиты 9.модем 10.фильтр.
Кроссворд 4. “Программа”.
- Последовательность команд для ЭВМ.
- Знак присваивания.
- Если OUT – выход, то IN - …..?
- Подача сигнала.
- Вид перехода в программе.
- Форма оператора IF.
- Повторение одних и тех же команд.
- Внесение изменений в уже составленную программу.
- Величина, меняющая своё значение.
- Список элементов.
ОТВЕТЫ: 1.программа 2.равно 3.ввод 4.звук 5.условный 6.полная 7.цикл 8.редактирование 9.переменная 10.массив.
Кроссворд 5. “Структура компьютера”
По горизонтали: 4.Запись в имени файла, определяющая его тип. 6.Перечисление всех файлов и папок, имеющихся в компьютере. 7.Всемирная сеть, обеспечивающая связь между компьютерами. 8. Устройство вывода информации на бумагу. 9.“Мозг” компьютера.
По вертикали: 1.Манипулятор. 2. Устройство для отображения информации. 3.Жесткий диск. 5.Устройство ввода в компьютер графической или текстовой информации с листа бумаги.
ОТВЕТЫ: 1.трекбол. 2.дисплей. 3.винчестер. 4.расширение. 5.сканер 6.каталог. 7.интернет. 8. принтер. 9. процессор.
Кроссворд 6.
По горизонтали:
1. Переменная (обычно логическая), значение которой связано с выполнением некоторого условия.
2. Часть экрана дисплея, с которой пользователь работает как с отдельным экраном.
3. Идентификатор.
4. Появление на диске свободных участков памяти, разделяющих занятые участки.
5. Период развития вычислительной техники.
6. Часть магнитного диска, содержимое которой может быть прочитано без переключения головки за один полный оборот диска.
7. Косая черта, используемая в качестве знака деления.
8. Кристалл с нанесенной на него интегральной схемой.
По вертикали:
4. Поименованная область внешней памяти.
9. Минимальный элемент изображения (в графическом режиме).
10. Устройство сопряжения различных компонентов аппаратуры.
11. Реализация комплекса мер для обеспечения полного и своевременного использования достоверных знаний во всех областях человеческой деятельности.
12. Принцип построения компьютера для параллельного подсоединения различных устройств и обеспечения обмена данными между ними.
13. Набор дорожек с одинаковыми номерами в пакете магнитных дисков.
14. Часть операционной системы, постоянно находящаяся в оперативной памяти и управляющая всеми процессами в вычислительной системе.
15. Расположение элементов структуры в порядке от высшего к низшему.
ОТВЕТЫ: 1. Флаг. 2. Окно. 3.Имя. 4.Фрагментация/файл. 5. Поколение. 6.Дорожка. 7.Слэш. 8.Чип. 9.Пиксель. 10.Адаптер. 11.Информатизация. 12.Магистральность.13.Цилиндр. 14.Ядро. 15. Иерархия.
До тех пор, пока учащиеся не освоят работу в МS Word, кроссворды составляются “вручную”, т.е. на листе бумаги. В дальнейшем эта процедура (составление кроссворда) рассматривается, как учебная задача, разработанная в соответствии с принципами проектного подхода в преподавании. В процессе выполнения этой задачи приобретаются навыки работы со шрифтами и таблицами.
Алгоритм создания кроссворда:
- Вставить в документ Word таблицу, в которой количество строк и столбцов соответствует максимальному количеству клеток подготовленного на бумаге кроссворда по горизонтали и по вертикали.
- Выделив эту таблицу, установить ширину столбцов и высоту строк таким образом, чтобы ячейки получились квадратными.
- Выбрать пункт меню Таблица, установить флажок Отображать сетку. Убрать оформление ячеек таблицы командой Формат, Границы и заливка, Нет.
- Выделить блок ячеек под первое слово по горизонтали. Оформить ячейки с помощью команд Формат, Границы и заливка, Все
- Повторить эти же действия для всех остальных слов по горизонтали и для всех слов по вертикали.
- Выделить полученную сетку кроссворда, установить тип шрифта и расположение символов в ячейках. Проставить цифры в нужных ячейках.
- Записать вопросы кроссворда. При этом можно использовать команду Окно, Разделить.
- При оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур. При этом несколько свободных смежных ячеек надо объединить в одну, а затем вставить рисунок или символ.