В современном обществе стремительно нарастает количество информации, поэтому курс информатики и информационных технологий играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному, т.к. готовит выпускников школы к жизни и деятельности в информационном обществе, к обладанию информационной культурой.
Уже в первых своих контактах с миром информационных технологий подростки встречаются с весьма непростыми проблемами становления профессионализма (охрана права на интеллектуальную собственность, защита информации от несанкционированного доступа и т.п.). Упрощенных, "детских" подходов к решению таких проблем не существует, поэтому раннее становление профессионализма у подростков, осваивающих компьютеры, - это вполне реальный процесс. Обучение должно прививать ребятам навыки исследовательского мышления на основе приобретенных ими теоретических и практических знаний в области информационных технологий. Ученик должен хорошо понимать, что компьютерная графика, анимация, сети, базы данных и т.п. - это его будущее обширное хозяйство, в котором ему нужно управляться, да и придется управляться самому, без наемных программистов.
Компьютер – это инструмент интеллектуального труда. При общении с компьютером объединение профессионального труда школьников с основным учебным процессом достигается наиболее естественным путем, а доступные сегодня разновидности информационных технологий находят прямое применение в школьном учебном процессе. Формирование культуры работы с информацией подразумевает развитие трех моделей применения информационных технологий в среднем образовании:
1) компьютер – инструмент познания
2) компьютер – инструмент обучения
3) компьютер – объект изучения
Остановимся подробнее на втором пункте. В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов, т.е. продуктов с использованием не только текста, но и графики, анимации, видео и звука. Это и энциклопедии из самых различных областей жизни, и обучающие программы, и презентации разнообразных мероприятий. Наибольший интерес вызывает создание презентаций (Microsoft Power Point).
Применение компьютерных технологий в проведении уроков информатики.
Изучение в школе предмета "Информатика" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей информатики является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
– усвоить базовые знания по предмету,
– систематизировать усвоенные знания,
– сформировать навыки самоконтроля,
– сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности,
– оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Презентации широко используются мной при проведении уроков. Были созданы презентации по курсу “Общая информатика” на темы “Всемирная паутина”, “Интерактивное общение в Интернете”, “Модем”, “Мультимедиатехнологии и электронная коммерция в Интернете”, “Поиск информации в Интернете”, “Системы счисления”, “Топология и архитектура сетей”, “Файловые архивы” и “Электронная почта и телеконференции”. Учеников привлекает новизна проведения таких мероприятий, интерес к работе с компьютером. В каждую презентацию обязательно включена разминка – виды природы или забавные картинки, сопровождаемые музыкой. Также мной проводится работа по созданию презентаций – уроков по всему курсу информатики. Используемая литература: “Информатика и информационные технологии 10–11”, Н.Угринович, М.: “Лаборатория базовых знаний”, 2002
Применение компьютерных технологий в работе творческой группы учеников по созданию тематических презентаций в помощь учителю и во внеклассной работе.
Цель курса информатики – помочь учащимся убедиться в том, что эта наука в своем развитии прошла путь от прикладной отрасли, ограниченной задачами документоведения и информационно-поисковых систем (от простейших механических до электронных), к научной дисциплине. Информатика как наука просто не могла бы развиваться, если бы ее методами и средствами не решались самые разнообразные задачи в жизни мировой науки - как для естественнонаучных, так и для гуманитарных областей знания.
Творческой группой учеников под моим руководством создаются как презентации различных уроков, так и презентации по внеклассной деятельности. В помощь учителю были созданы следующие презентации: “ Состав и знание компонентов ПК” Комиссарова Романа (10А), “ Геометрия” Дубровина Сергея (10А), “Растения” Губаевой Алины (11В), “ Интернет” Охотникова Олега (11В). Эти презентации были показаны на школьном конкурсе, одобрены учителями-предметниками и взяты для применения на уроках. Планируется и дальнейшее создание презентаций по заказу учителей.
Ведётся большая работа с учениками и по внеклассной деятельности. Были созданы спортивные презентации-обозрения по направлению ЗОЖ: “ НБА” Гиматдинова Аделя (11Б), “Шайбу!” Юсупова Артура и Парамонова Сергея (11Б). Вызвали интерес молодёжная презентация “Забить на всю жизнь” Михалёва Антона (11В), сопровождаемая музыкой его же сочинения и красочная презентация “Автомобили мира” Лукоянова Андрея (11В). Особенным успехом пользуются такие актуальные презентации, как “Почему Казань?” Шурыгиной Ольги (11В), “ Красота нашего города” Низамутдиновой Диляры (11В), “Казань - для жителей и туристов” Губаевой Алины (11В) и моя презентация “Казанский Кремль”, посвящённые 1000-летию Казани, “КГУ” Белоусовой Евгении и Лукоянова Андрея (11В), посвящённая 200-летию Казанского государственного университета. По этой же тематике идёт работа по созданию презентации “Музеи университета” Шурыгиной Ольги (11В). Ребятами была проделана большая исследовательская работа, поиск нужного материала, как в библиотеках, так и в Интернете. Эти работы широко используются в школе на проведении внеклассных мероприятий, а также демонстрировались на республиканском семинаре для слушателей ИПКРО РТ и получили высокую оценку. Также мной и моим классом на основе презентации “Казань – древняя и молодая” были проведены внеклассные мероприятия для начальных классов с презентацией-викториной “Знаешь ли ты родной город?”, участвовавшие в городском смотре-конкурсе внеклассных мероприятий.
Как можно видеть, и проделанная работа, и планируемая идут по методической теме нашей школы “Создание мотивационно-прагматических технологий развития критического мышления школьников”. Особое внимание уделяется таким задачам, как совершенствование методики преподавания, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий; повышение педагогического мастерства руководящего и педагогического состава; совершенствование организации и обеспечения образовательного процесса через создание мотивационно-прагматических технологий; развитие критического мышления школьников. В классе во время урока-презентации создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, каждый может сказать об уроке:
- это интересно!
- это моё мнение!
- это понятно!
- это я сделал сам!
- я тоже могу, я тоже способен!