Тема урока, план урока, возможная личностная проблема. | В городе богини
Афины. План:
Возможная личностно значимая проблема: нужно ли ремесло и искусство древности современному человеку? Чем оно интересно сегодня? |
Планируемые результаты изучения материала, цель урока. | Учащиеся
понимают, что эпоха античности внесла уникальный
вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив
человечество бессмертными творениями
архитектуры, скульптуры, изобразительного
искусства. Расширение представления о городе античного времени. Закрепить ранее полученные знания по выполнению фигуры человека в движении, изображая его либо на красном, либо на чёрном фоне. |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности. | Иллюстративно-репродуктивный,
частично поисковый методы и практическая работа
учащихся. Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы. Приемы деятельности учителей: объяснение, рассказ, беседа, показ, игра “Живой компьютер” по терминам, театрализация, выполнение рисунка учащимися. |
Развитие умений учащихся. | Учащиеся работают с картой, учатся выделять главное, использовать раннее приобретенные знания для получения новых знаний, самостоятельно работать с учебником, выполнять рисунки, определять термины, развивать речь. |
Основные понятия и термины. | Полис, чернофигурные и краснофигурные сосуды, Керамик, Агора, рынок, портик, Акрополь, фронтон, Парфенон. |
Источники информации: школьные и внешкольные. | Учебник, п.37. План
города Афины стр. 168, вопросы и задания к
параграфу. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной литературы: Хрестоматия по истории древнего мира: Сост. Е.А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991.- С.183-184. Немировский АИ. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1990. – С. 103-113. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Владивосток. Издательство Дальневосточного университета, 1986. Любые репродукции картин, отвечающих теме урока. |
Средства обучения. | Карта “Древняя Греция в 5 в. до н.э.”, плакат с планом города Афины, иллюстрации с изображением сосудов различных форм, картина “Праздничное шествие на Акрополь”, рисунки учащихся по сюжетам легенд и мифов Древней Греции; аппликации сосудов, выполненные учащимися на предварительном уроке ИЗО; учебник Вигасин А.А. и др. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2001. |
Комментарии к технологической карте урока.
Урок имеет ряд особенностей:
Во-первых, он является бинарным уроком истории и изобразительного искусства (ИЗО), т.е. строится на актуализации межпредметных связей, на основе использования имеющихся знаний и умений учащихся.
Во-вторых, необходим предварительный этап: уроки истории и ИЗО, на которых осуществляют подготовку к восприятию материала бинарного урока и выполнения практической работы.
В-третьих, особенность урока заключается в возможности применения различных форм занятия.
Начинает урок учитель истории вступительным объяснением особенностей урока и указывает цель урока – путешествия, представляя учащихся “агентами туристического бюро”, предлагающего тур по древнему городу Афины. Маршрутным листом будет служить план города Афины в 5-м веке до н. э. стр. 168 учебника и карта “Древняя Греция в 5 веке до н. э.”
Тетрадь учащихся на уроке станет блокнотом для записей “агента”.
Последовательность действий учителя и учащихся:
“Агенты” получают задание:
- Определить местоположение города по карте и объяснить всем.
- Показать, что им уже известно о городе и о стране / предлагается игра: “Живой компьютер”/.
Описание игры “Живой компьютер”: учащимся розданы карточки с терминами и названиями;
По предложению учителя один из них, став “оператором” выбирает и вызывает к доске учащихся с теми карточками, на которых указаны необходимые термины, задание определяет учитель, а термины из самых различных предыдущих тем. “Оператор” выбирает 5-6 учащихся и они дают определения своим терминам /демократия, Пирей, Пникс, рабы, колония, Граждане, Керамик, Агора, Акрополь, портик и другие/. Некоторые из учащихся получают опережающее задание: подготовить сообщение по некоторым новым терминам.
- Учитель задает вопрос: А почему этот город называется именно так – Афины? Театрализация. Спор богов Афины и Посейдона за покровительство над городом.
- Учитель предлагает обратиться к учебнику, как к самому достоверному источнику: стр. 171-173. В самом сердце Афин /чтение текста/.
- Далее предлагается иллюстрация “Праздничное шествие на Акрополь”. Используется прием описания картины.
- Учитель истории заканчивает путешествие по местам , вызывающим восторг у посетивших город и приглашает отправиться еще в один район города: район гончарных мастерских – КЕРАМИК.
- Урок продолжает учитель ИЗО, который
рассказывает и показывает о различных сосудах,
останавливает внимание на выполнение
чернофигурных и краснофигурных сосудах. Затем
предлагает “агентам” выполнить несколько
зарисовок по мифам на подготовленных
предыдущими уроками “сосудах” /аппликации/.
Выполнение практической работы.
В ходе выполнения работы учитель предлагает учащимся пояснить свой рисунок, рассказывая о выбранном мифе / коротко и о самом интересном, что изображает на рисунке. - Заключение урока: Учителя истории и изо подводят итоги урока, демонстрируют отдельные работы учащихся. Проводится тестирование на закрепление изученного материала (тесты прилагаются ниже). Проверка возможна в парах. Оценивание деятельности учащихся на уроке.
- Домашнее задание: п. 37 вопросы и задания.
Задание: представьте на минутку, что вы на Агоре, что бы вы предлагали нам
/учащимся нравиться быть в роли продавцов и смотрителей рынка/
Тесты по теме: “Древняя Греция. Афины”
I вариант II вариант 1. Девять правителей Афин, ежегодно, избирающиеся жребием: а) стратеги;
б) демос;
в) архонты. корабли1. Как назывались мастерские, где чинили старые и строили новые? а) керамик;
б) верфи;
в) скене.2. Что произошло в 490 г. до н.э.? а) взятие греками Трои;
б) Марафонская битва;
в) Саламинская битва.2. Холм в Афинах, где находились главные храмы города? а) Агора;
б)Академия;
в) Акрополь.3. Автор трагедии “Антигона”: а) Софокол;
б) Гомер;
в) Платон.3. Скульптор, создавший знаменитую статую богини Афины на Акрополе: а) Фидий;
б) Перикл;
в) Гомер.4. Район гончарных мастерских в Афинах: а) Агора;
б) Керамик;
в) Пирей.4. Кто отменил долговое рабство в Афинах? а) Солон;
б) Перикл;
в) Платон.5. Что произошло в 480 г. до н.э.? а) Марафонская битва;
б) Саламинская битва;
в) сражение в Фермопильском ущелье.5. Главная торговая площадь в Афинах? а) Агора;
б) Акрополь;
в) Керамик