Цели:
- Вывести алгоритм изображения движения по числовому лучу по заданной формуле на основе наблюдения в практической деятельности;
- Развивать общеучебные навыки;
- Развивать мыслительные операции: память, внимание, речь учащихся;
- Развивать умение работать в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- Формировать умение контролировать собственные действия и действия других членов группы
Оборудование: рисунок числового луча с изображённым на нём движением, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, опорная карта с формулой движения; листы, фломастеры для работы в группах.
Ход урока.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Сообщение темы урока
Воспроизведение опорных знаний о числовом луче.
Что называем числовым лучом?
Что знаем о числовом луче?
Что умеем делать на числовом луче?
Работа по рисунку.
Рис 1.
Что можно определить по данному рисунку.
Откуда вышел объект?
В каком направлении он двигается?
С какой скоростью он двигается?
Чему равна цена деления?
Чему равен весь путь?
Через сколько времени он пройдет весь путь?
В какой точке он окажется через 2 единицы времени после начала движения?
На каком расстоянии он будет находиться от пункта А через 2 единицы времени?
На каком расстоянии он будет находиться от пункта В через 2 единицы времени?
- Кто считает, что умеет “читать” подобные графики?
Самостоятельная работа по карточкам (Рис 2.).
Рис. 2
Определение по графику скорости движения, времени и расстояния.
Вставить в рассказ нужные числа.
Проверка.
Итог этапа.
Работа над новым материалом.
Ребята, что такое формула?
Какие формулы вы помните?
Введение формулы х = 4+3 * t (на доску помещаем карточку с данной формулой).
Что это за формула?
Определение данной формулы (ответы учеников).
Верно ребята. Это формула движения по числовому лучу. Что можно сделать, пользуясь данной формулой? (Ответ: составить задачу, вывести другие формулы, составить график движения на числовом луче).
Что мы не умеем делать с данной формулой? (Ответ: составить по данной формуле график движения по числовому лучу)
Проблема.
Формулирование учащимися конкретных задач предстоящей проблемой.
- Разобраться с формулой, определить по ней скорость, начало движения.
- Составить алгоритм построения графика движения по предложенной формуле.
- Построить сам график.
Выбор учениками формы организации работы над данной проблемой.
Самостоятельная работа в группах. Формируются группы, наводят порядок на рабочем столе, вспоминают ещё раз, над какой проблемой им предстоит работать. Каждая группа получает раздаточный материал. (10 мин)
От каждой группы к доске приглашается ученик, который предоставляет результат проделанной группой работы.
Анализ выполненной работы.
Получение единого алгоритма:
- Выбор единичного отрезка.
- Построение заготовки числового луча.
- На луче обозначить начало движения, данные берем из рабочей формулы.
- На числовом луче показываем графически скорость движения, данные берем из рабочей формулы.
Коррекция.
Формируют друг другу вопросы по сложным этапам поиска решения проблемы. И подводят итог, в котором формируют единый алгоритм построения движения по числовому лучу с использованием формулы.
Этап переноса новых знаний в изменённые условия.
Проверка действенности выведенного алгоритма по формуле: х = 21-7 * t . Коллективная работа. По одному выходят к доске.
Общий вывод. Данный алгоритм действий применим при работе с различными формулами.
Итоги урока.
Определение ценности и полезности данного урока в системе знаний.