Движение по числовому лучу

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Вывести алгоритм изображения движения по числовому лучу по заданной формуле на основе наблюдения в практической деятельности;
  • Развивать общеучебные навыки;
  • Развивать мыслительные операции: память, внимание, речь учащихся;
  • Развивать умение работать в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  • Формировать умение контролировать собственные действия и действия других членов группы

Оборудование: рисунок числового луча с изображённым на нём движением, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, опорная карта с формулой движения; листы, фломастеры для работы в группах.

Ход урока.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Сообщение темы урока

Воспроизведение опорных знаний о числовом луче.

Что называем числовым лучом?

Что знаем о числовом луче?

Что умеем делать на числовом луче?

Работа по рисунку.

Рис 1.

Что можно определить по данному рисунку.

  • Откуда вышел объект?

  • В каком направлении он двигается?

  • С какой скоростью он двигается?

  • Чему равна цена деления?

  • Чему равен весь путь?

  • Через сколько времени он пройдет весь путь?

  • В какой точке он окажется через 2 единицы времени после начала движения?

  • На каком расстоянии он будет находиться от пункта А через 2 единицы времени?

  • На каком расстоянии он будет находиться от пункта В через 2 единицы времени?

  • Кто считает, что умеет “читать” подобные графики?

Самостоятельная работа по карточкам (Рис 2.).

Рис. 2

Определение по графику скорости движения, времени и расстояния.

Вставить в рассказ нужные числа.

Проверка.

Итог этапа.

Работа над новым материалом.

Ребята, что такое формула?

Какие формулы вы помните?

Введение формулы х = 4+3 * t (на доску помещаем карточку с данной формулой).

Что это за формула?

Определение данной формулы (ответы учеников).

Верно ребята. Это формула движения по числовому лучу. Что можно сделать, пользуясь данной формулой? (Ответ: составить задачу, вывести другие формулы, составить график движения на числовом луче).

Что мы не умеем делать с данной формулой? (Ответ: составить по данной формуле график движения по числовому лучу)

Проблема.

Формулирование учащимися конкретных задач предстоящей проблемой.

  1. Разобраться с формулой, определить по ней скорость, начало движения.
  2. Составить алгоритм построения графика движения по предложенной формуле.
  3. Построить сам график.

Выбор учениками формы организации работы над данной проблемой.

Самостоятельная работа в группах. Формируются группы, наводят порядок на рабочем столе, вспоминают ещё раз, над какой проблемой им предстоит работать. Каждая группа получает раздаточный материал. (10 мин)

От каждой группы к доске приглашается ученик, который предоставляет результат проделанной группой работы.

Анализ выполненной работы.

Получение единого алгоритма:

  1. Выбор единичного отрезка.
  2. Построение заготовки числового луча.
  3. На луче обозначить начало движения, данные берем из рабочей формулы.
  4. На числовом луче показываем графически скорость движения, данные берем из рабочей формулы.

Коррекция.

Формируют друг другу вопросы по сложным этапам поиска решения проблемы. И подводят итог, в котором формируют единый алгоритм построения движения по числовому лучу с использованием формулы.

Этап переноса новых знаний в изменённые условия.

Проверка действенности выведенного алгоритма по формуле: х = 21-7 * t . Коллективная работа. По одному выходят к доске.

Общий вывод. Данный алгоритм действий применим при работе с различными формулами.

Итоги урока.

Определение ценности и полезности данного урока в системе знаний.