Цели урока:
1) На основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами воссоздать картину жизни и быта страны в военное время.
2) Развивать умение готовить сообщение по нескольким источникам, определять собственное отношение к той или иной проблеме, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
Оборудование урока: сигнальные карточки для каждого ученика; документы: “Приказ №270”, “Приказ №227”; записи песен Б. Окуджавы “Мы за ценой не постоим”, В. Высоцкого “От границы мы землю вертели назад”; тест для слабых ребят; листы для индивидуальной работы каждому.
Эпиграф
Помните!…
Покуда сердца стучатся –помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Р. Рождественский
Урок начинается с прослушивания песни Б. Окуджавы “Мы за ценой не постоим” (1-й куплет)
Сегодня на уроке мы должны будем выделить причины, итоги и цену победы.
Я считаю, что тема Великой Отечественной войны важна как никогда в наше время.
– А как считаете Вы? (ученики голосуют сигнальными карточками “да” –зеленный цвет карточки, “нет” –красный цвет карточки)
Победа неделима, она одна на фронт и тыл, на всех- живых и мертвых.
– Была ли война для нашей страны внезапной?
– Была ли страна готова к войне?
Сейчас вы прослушаете сообщения ребят. Они расскажут вам о ВОВ и ее событиях по годам. Ваша задача работать в индивидуальных листах.
Ф.И. выступающего, название выступления | Тезисы | Непонятные места | Вопросы к выступающему | Оценка | Выводы |
1 ученик рассказывает о событиях 1941 г .
– Почему такими неудачными были первые месяцы войны для Красной Армии?
– Молодежь рвалась на фронт. Но ведь война- это смерть, увечья, слезы…
– Как вы думаете, было ли такое стремление результатом воздействия официальной пропаганды или личным выбором каждого? (Ученики голосуют, один объясняет свою точку зрения)
Познакомьтесь с документом “Приказ № 270”
– Считаете ли вы, что в тех условиях, перечисленные меры были необходимы, и действовать по другому было нельзя? ( Дети голосуют)
– Какую роль сыграл этот приказ?
2 ученик рассказывает о событиях 1942 г.
– По рассказу ученика в своих индивидуальных листах, в графе “Выводы” вы должны будете выделить причины неудач Красной Армии в 1942 г.
Познакомьтесь с документом “Приказ № 227”
– Оцените приказ. (Дети голосуют)
– Приказ играл большую положительную роль в моральном плане и в смысле требований воинского устава.
– Приказ слишком суров, рассчитан на страх перед неминуемой карой за трусость. В моральном плане его роль положительно оценивать нельзя.
3 ученик рассказывает о событиях 1943 г .
(возможны содоклады по темам: “Война в тылу врага”, “Сражающаяся партия”, “Все для фронта, все для победы”.)
В своих индивидуальных листах в графе “Выводы” ответьте на вопрос:
– Почему 1943 г. стал годом коренного перелома в ходе войны?
О войне написано много стихов и песен. Одним из поэтов писавших о войне был В. Высоцкий. Прослушайте его песню “От границы мы землю вертели назад”.
– Что вы почувствовали, слушая эту песню?
4 ученик рассказывает о событиях 1944 г.
– Познакомьтесь с данными о потерях Красной Армии в 1944-1945 гг.
Польша–600 тыс. чел. | Австрия–26 тыс. чел. |
Чехословакия–140 тыс. чел. | Норвегия–2 тыс. чел. |
Венгрия–140 тыс. чел. | Финляндия–2 тыс. чел. |
Румыния–69 тыс. чел. | Германия–100 тыс. чел. |
Югославия–8 тыс. чел. |
– Стоило ли нашим воинам, отдавать жизнь за освобождение этих стран? (Дети голосуют)
В конце 1944 г. издается приказ комиссара обороны о расформировании заградительных отрядов в течение месяца.
– Как вы думаете, почему приказ № 227 был отменен через два года ведения войны?
1944 г. показывал, что война близится к своему завершению. Шел победный 1945.
5 ученик рассказывает о событиях 1945 г.
– Какова же цена победы?
27 миллионов погибло. Из 18-летних погиб каждый третий. Ежедневно погибало 15 тысяч человек. Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого, то нам пришлось бы молчать 38 лет.
Используя эти данные, в последнее время историки говорят, что победа советского народа в Великой Отечественной войны была одержана главным образом, благодаря нашей готовности заплатить за нее любую цену. Иными словами, побеждать не умением, а единственно- “большой кровью”.
– Согласны ли вы, с этим утверждением? (Дети голосуют)
Задание 1. Обсудите в группе и сформулируйте итоги войны.
На доске запись:
Итоги победы.
– Сохранение свободы и независимости СССР.
– Освобождение стран Европы от фашизма.
– Разгром фашизма.
Задание 2. Обсудите в группе и сформулируйте причины победы.
Для группы слабых ребят предлагается следующий тест: Причины победы СССР в Великой Отечественной войне.
К причинам победы СССР над фашистской Германией можно отнести:
1)военную слабость Германии и ее союзников;
2)проведение всех основных операций против
Германии в зимнее время;
3)героизм, сплочение народных масс;
4)окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее
военное искусство полководцев и командиров;
5)единство фронта и тыла;
6)успешная реорганизация Красной Армии накануне
войны;
7)героическая борьба партизанских соединений и
подполья;
8)сплочение людей всех национальностей;
9)организаторская деятельность компартии,
поддерживаемая народом;
10) создание антигитлеровской коалиции,
открытие второго фронта;
11) патриотизм советских граждан;
12) огромные людские и природные ресурсы страны;
13) жесткоцентрализованная экономика страны.
На доске запись:
Причины победы.
– Героизм и сплоченность народа.
– Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев.
– Единство фронта и тыла
- Чувство патриотизма, сплочение всех национальностей.
– Героическая борьба партизанских соединений и подполья.
– Жесткоцентрализованная экономика СССР.
– Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта.
– Какие уроки можно вынести из этой войны?
– Что мы можем сделать для тех, кто сражался, погиб в годы ВОВ?
В конце нашего урока я хотела бы зачитать слова писателя, участника ВОВ, Виктора Астафьева: “Но когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, не надо будет рвать глотку в очередях, тратиться на войны и раздоры, – почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание, такие гонимые и притесненные от спасенных нами вождей и родной партии, все же принесли мир на землю, уберегли ее от кровожадных безумцев, а России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее-то мы заслужили”.