Использование кукол-марионеток в практике школьного психолога

Разделы: Школьная психологическая служба


“Наша жизнь, в сущности, кукольное представление. Нужно лишь держать нити в своих руках, не спутывать их, двигать ими по своей воле и самому решать, когда идти, а когда стоять, не позволять дергать за них другим, и тогда ты вознесешься над сценой”.

(Хун Цзычен “Афоризмы старого Китая”)

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах.

Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, по мнению В.С.Мухиной (7,8), куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Она пишет: “Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла для человека в детстве не обязательно “дочка” или “сыночек”, она – партнер в общении во всех его проявлениях”. Роль куклы видится в диалоге, в котором происходит “замена” реального контакта с человеком, опосредованным через куклу, а иногда сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

В других работах определяется значение кукол в становлении психосексуальной идентичности мальчиков и девочек, выявляется психологический смысл игровой коррекции.

Для современного ребенка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнера для игры. Взрослый учит ребенка воспринимать куклу как объект для эмоционального общения. Играя с куклой, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок отделяет игру от реальности, но при этом использует предметы и ситуации из реального мира для того, чтобы создать свой собственный мир, в котором он мог бы повторить приятные переживания по своей воле, мог бы устанавливать и изменять события тем путем, который ему наиболее приятен. Ребенок хочет быть взрослым и делать то, что делают они. В игре это возможно. По воле ребенка, с помощью его воображения кукла “ведет себя” так, как это нужно в данный момент хозяину. Вероятно, значительная часть игры является проекцией.

Обращение и чувства, проявляемые к куклам, согласно Холлу, во многом отличаются от обращения и чувств, направленных на реальных детей. Тем не менее, в кукол вкладываются чувства, обычно наиболее присущие ребенку. Причем куклы не используются только для одного вида игры. Они могут служить “опорами” для образной игры, выступать в качестве реалистических внешних атрибутов в подражательной игре, быть в качестве манекенов, на которые ребенок проецирует свои чувства, или привычными успокаивающими предметами для испуганного ребенка. Погружая куклу в воду или бросая ее об стенку, ребенок выражает свое чувство ревности, не причиняя вреда новорожденному брату. Повторение снижает уровень возбуждения, таким образом в игре преодолеваются беспокоящие события.

На психологическом уровне куклы во многом способствуют и помогают направлять и корректировать личностно-ориентированное развитие, избавляя ребенка от стресса, фобий.

Четкого определения куклотерапии пока нет. Разные авторы относят куклотерапию либо к арт-терапии (Г.Денисова, г. Ульяновск; Л.Лебедева), либо к игротерапии (А.Тащева, С.Гриднева, г. Ростов-на-Дону), либо выделяет отдельно. Нам кажется уместным на данный момент отнести куклотерапию в область арт-терапии, использующей искусство для психотерапевтических и лечебных целей. Чем же куклотерапия отличается от простой игры с куклами? Ответ будет аналогичен ответу на вопрос: “Чем арттерапия отличается от рисования?” А.И.Копытин (6) указывает признаки, по которым можно отличить арттерапию от обычного использования рисунка):

  1. Цель занятий – выражение содержаний своего внутреннего мира с помощью разнообразных изобразительных материалов.
  2. Изобразительная работа протекает в определенных условиях: необходимо создать на занятиях атмосферу безопасности.
  3. Работа протекает в присутствии специалиста.

Анализ имеющихся у нас сведений по использованию кукол позволяет определить

1) виды кукол, чаще всего применяемые в терапии;
2) круг проблем, при решении которых эффективно использование куклотерапии.

Итак, виды кукол, применяемые в куклотерапии.

  • Куклы – “беби”.
  • Пальчиковые куклы.
  • Петрушечные куклы.
  • Куклы – марионетки.
  • Теневые куклы.
  • Куклы-рукавички (тряпичная кукла с пришитой на спине рукавичкой – держателем. Она необходима для того, чтобы ребенок, не имеющий возможности фиксировать кисть руки, мог легко держать куклу).
  • “Я – кукла” (ее размер приблизительно равен росту ребенка. Кукла сконструирована таким образом, что руки ребенка становятся ее руками, а ноги ребенка одеваются в тапочки куклы. Дополнительное крепление – подвязка на талии ребенка).

Круг проблем, при решении которых эффективно использование куклотерапии.

  • Психодиагностика: конкретизация проблемы.
  • Развитие самоконтроля.
  • Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Развитие самосознания.
  • Развитие эмоциональной и моторной адекватности.
  • Разрешение внутренних конфликтов.
  • Профилактика и коррекция страхов.
  • Развитие речи.
  • Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.
  • “Отыгрывание” болезни.

Обратим внимание на кукол-марионеток. С древнейших времен в языках многих народов мира существовало сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и, наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением, постоянны не только в античной, но и в средневековой философии.

Человек управляет марионеткой и по отношению к ней являет собой наглядное воплощение метафоры “Я всемогущ и могу сделать все, надо только захотеть”. Дети легче воспринимают метафоричность и символизм условности, поэтому у них не возникает желания делать то огромное количество мелочей, которое необходимо взрослому.

Терапевтичная метафора, возникающая при работе с марионеткой: дело совсем не в том, из чего ты сделан, красив ты или не очень с точки зрения других людей - важно, что ты есть, что ты уникален и неповторим, что были, есть и будут люди красивее, умнее, талантливее, но таких, как ты, нет, не было и не будет. (5)

В психотерапевтической работе можно использовать кукол, изготовленных промышленным способом, а можно предложить сделать куклу клиенту. Многие куклотерапевты (Т.Зинкевич-Евстигнеева, Л.Лебедева, Г.Тимошенко и др.) предпочитают второй путь. Почему? Ответ, на наш взгляд, очевиден. Кукла, изготовленная своими руками, становится “родной”, процессы идентификации и проецирования проходят глубже, ярче, полнее. Любое изготовление куклы – своего рода медитация. По нашим наблюдениям, уже в процессе шитья куклы происходит изменение личности: к примеру, Женя Ч. часто чувствовал себя удрученным, плакал, скучал по родителям. В процессе шитья куклы настроение мальчика менялось, а когда куклы “знакомились”, Женя, видимо забыв, что его кукла – царевна Несмеяна, сказал, смеясь: “Я впервые засмеялся, у меня хорошее настроение!” Кроме того, у детей развивается мелкая моторика руки, воображение, способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг, развивается способность к концентрации внимания.

Все психологи, работающие с куклами, указывают на “включение” механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

Приверженцы юнгианского подхода связывают воздействие художественной экспрессии с реализацией самоисцеляющих возможностей психики. (6) Кукла – это образ человека “в миниатюре”, существующий с первобытных времен; становится возможным принять куклу как носитель архетипа. Т.Колошина считает (5), что ближе всего к искомому архетип “Персона” (он же “Маска”). Кукла сама по себе есть попытка изобразить человека “в миниатюре”, – но не настоящего, истинного (чему, по ее же мнению, соответствовал бы архетип “Самость”), а его образ, т.е. то, что видно глазами. Маска как персонаж обрядового действия может восприниматься тождественной архетипу “Маски”. Тогда становится возможным принять, что марионетка тождественна “Тени”. (“Тень” – это то, что только сам человек не хочет в себе видеть и признавать). На пути к постижению в человеческой истории собственной “Самости” возникают куклы-маски (“верховые” куклы) и куклы-тени (марионетки, которых в театре принято именовать “низовыми”). Колошина предполагает, что, работая с марионеткой, создавая, оживляя и одушевляя ее, человек, сам того не ведая, работает со своей Тенью и ее проекциями в реальной психологической жизни.

Представители гуманистической терапии обосновывают воздействие художественной экспрессии самоактуализацией.

Приверженцы данного подхода предполагают, что в основе человеческой природы лежит склонность к самореализации или стремление к самовыражению на протяжении всей жизни через совершаемые человеком выборы. Представление ребенка о самом себе, т.е. концепция собственного “Я”, будет эволюционировать в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями; оно фактически формируется на основе того разнообразного опыта, который ему придется переживать в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. Роджерс называет эту систему представлений “реальным Я”.

Человек, кроме того, склонен представлять себя и в идеальном образе – видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей (“идеальное Я”). К этому “идеальному Я” и стремится “Я реальное”. Личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия между “реальным Я” человека и его чувствами, мыслями и поведением, что позволяет ему приблизиться к своему “идеальному Я”, а именно в этом суть актуализации. (2)

Если рассматривать работу с куклами с позиций гуманистического подхода, то тогда кукла представляется средством, помогающим “Я реальному” приблизиться к “Я идеальному”: кукла, на наш взгляд, может отражать “Я реальное”, и тогда с ее помощью можно более безболезненно получить различный опыт общения. Если кукла станет выражением “Я идеального”, то возможна коррекция этого образа или приближение к нему. В своей работе мы используем куклу как средство, позволяющее “Я реальному” “набраться опыта”, пополнить “банк жизненных ситуаций”. (3) Этому соответствует и используемый нами феноменологический подход (в работе используется только тот материал, который представляет сам ребенок).

С целью активизации личностных ресурсов, обеспечивающих стрессоустойчивость, на базе лечебно-оздоровительного комплекса была создана программа занятий с детьми 13 – 14 лет с использованием кукол-марионеток. Программа предполагает не менее 9 - 10 встреч, в рамках которых решаются следующие задачи:

уточнение образа “Я”
активизация навыков рефлексии
снижение уровня тревожности
формирование позитивного самоотношения
повышение самооценки способности преодолевать трудности.

День 1. “Обложка для моей книги”.

Задачи:

– знакомство детей друг с другом
– проявление детьми интереса друг к другу.

Здесь возможно использовать любые игры на знакомство. Мы используем визуализацию “Если бы я был книгой…”, которая и дала название первому дню.

День 2. “Мой герой – знакомый и незнакомый”.

Задачи:

– проявление детьми интереса друг к другу
– проявление интереса детьми к себе
– уточнение детьми образа “Я”

Центральное место занимает выбор детьми героя своей будущей истории, который возможен с использованием двух путей: через визуализацию и через анализ своих достоинств и недостатков. (1,4)

Дни 3, 4, 5. “Мастерская старого кукольника”.

Задачи:

– воплощение образа “Я” в кукле
– получение опыта преодоления препятствий (при изготовлении куклы)
– формирование позитивного самоотношения

Эти дни отводятся на изготовление куклы-марионетки по технологии, описанной у Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой.

День 6. “С днем рождения!”.

Задачи:

– уточнение образа “Я”
– формирование позитивного самоотношения
– актуализация внутренних ресурсов.

На занятии объявляется о том, что сегодня у кукол день рождения, а в этот день принято дарить подарки. Ребятам предлагается подумать о том, что бы они подарили своим героям. “Такой день всегда важен. В день рождения имениннику принято дарить подарки. Пусть сегодня это будут такие подарки, которые помогут герою измениться, почувствовать себя любимым, нужным, сильным и уверенным, пусть это будут подарки, которые по-настоящему нужны ему и ценны для него”. (Напомним, что волшебный помощник, будь то сапоги-скороходы, щука или что-то другое, – отображает внутренний ресурс человека). Ребята придумывают и изготавливают подарки своим героям.

День 7. “Волшебные истории”.

Задачи:

– обсуждение типов трудных ситуаций
– использование внутренних ресурсов для преодоления трудностей

День 8. “Я – волшебник”.

Задачи:

– получение опыта преодоления препятствий
– расширение репертуара способов преодоления трудностей
– закрепление позитивного самоотношения

Ребята готовят мини-сцены и показывают кукольные спектакли по сочиненным историям. (Достаточно большое количество спектаклей обеспечивает поступление большего количества информации в “банк жизненных ситуаций”).

При обсуждении спектаклей ребята могут предлагать другие способы преодоления препятствий, которые могут быть тут же проиграны участниками спектакля. Примерный перечень обсуждаемых вопросов:

  • Что является основной трудностью для героев?
  • Какие чувства испытывают герои до появления трудностей, во время них и после того, как они с трудностями справились?
  • Что помогло героям справиться с трудностями?
  • Что в характере героев помогло им преодолеть препятствия?
  • Какие способы они используют для того, чтобы преодолеть трудности?
  • Могут ли они и в следующий раз воспользоваться этими способами?
  • Могут ли герои использовать способы преодоления трудностей, которыми пользуются другие? (Мы полагаем, что здесь происходит разотождествление ребенка с героем за счет того, что ребенок понимает: любой герой может использовать любые способы преодоления трудностей, даже нетипичные для данного героя).
  • Какой из способов вам на сегодня нравится больше?

День 9. “Последняя страница”.

Задачи:

– закрепление позитивного самоотношения

Здесь мы вместе с ребятами обсуждаем итоги занятий.

Кукол-марионеток возможно использовать по их прямому назначению: в театре кукол. Правда, театр этот будет не обычным, а своего рода лечебным. Подобный опыт уже имеется в г. Краснодаре (информация почерпнута в сети Internet). В отличие от коллег, сценарии для наших спектаклей пишут сами дети. Спектакли пока небольшие, что обусловлено достаточно коротким временем пребывания детей в нашем санатории. Но верится, что опыт, полученный при подготовке спектакля и в ходе него, будет для ребят полезным.

Используемая литература.

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку, М, изд-во “Ось-89”, 2001.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2 М, “мир”, 1992
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии, СПб, ООО “Речь”, 2000
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Антистрессовый сеанс “Дар”, СПб, 2001
  5. Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии, М, Изд-во института Психотерапии, 2001
  6. Копытин А.И. Системная арт-терапия, СПб, “Питер”, 2001г.
  7. Мухина В.С. “Игрушка как средство психического развития ребенка”, “Вопросы психологии”, №2, 1988г.
  8. Мухина В. “Дети и куклы: таинство взаимодействия”, “Народное образование”, №5, 1997г.
  9. Психология: словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, М, “Политиздат”, 1990