Тема: Колокола тревоги и радости нашей. (Тема русской природы)
Цель: воспитывать у учащихся любовь к родной природе; развивать творческие способности учащихся, обучать развитию познавательного интереса, развивать речь учащихся, обучать самостоятельности и совершенствованию.
Тип урока: обучающий.
Такой урок проводится после темы “Край ты мой, родимый край”.
Методы обучения:
- наглядные, словесные, практические
Формы:
- индивидуальные, групповые,
- игровые,
- диалогические,
- проблемно – поисковые,
- творческие.
Методика: совместная творческая деятельность учителя и учащихся.
На уроке поднимаются две проблемы: красота природы – тревога за эту красоту, экологическая катастрофа – торжество природы. Это главные мелодии урока, а в конечном итоге побеждает гармония природы и человека.
I. Слово учителя.
Эпиграф к уроку:
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастия пою.
Б. Пастернак
Тема родной русской природы является одной из самых важных в творчестве русских поэтов и художников. И сегодня хотелось бы поговорить о творчестве тех, которые вложили душу и сердце в свои стихи, картины. Мы все любим природу, Но умеем ли мы ёё беречь? Понимать?
Поэт Н. Старшинов нас призывает:
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
II. Ведущий 1:
Дорогие друзья! Приглашаем вас совершить путешествие по планете Земля. Как живется ей сегодня? С человеком? Благодаря человеку? (Звучат колокольные звоны)
Оформление кабинета:
I группа учащихся подготовила плакаты со словами русских поэтов о природе:
И эту грусть, и святость прежних лет
Я так любил во мгле родного края,
Что я хотел упасть и умереть,
И обнимать ромашки, умирая.Н. Рубцов.
Не привыкайте к чудесам, -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам –
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам –
Прикладывайтесь к родникам –
Ничего не повторится.В. Шефнер
II группа учащихся подготовила выставку книг о природе Паустовского, Пришвина, Бианки, Даррелла, Кусто.
III группа подготовила выставку картин: И. Шишкин “Рожь”, Левитан “Осенний день. Сокольники”, “Золотая осень”, “Вечер на Волге”.
IV группа приготовила выставку детских сочинений о природе, о родном городе.
V группа учащихся готовила пословицы, загадки о природе, о Земле.
VI группа подготовила заочную экскурсию по картинам И. Левитана.
VII группа – монтаж о Земле и о человеке на Земле.
Ведущий 2:
Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда голосу человеческому не под силу было выкрикнуть боль.
По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля! Они возвещают о приближающейся вплотную ко всем нам экологической катастрофе!
(По вырезанным полоскам учащиеся читают):
Мертвые зоны Черные дыры Аэрозоли Нитраты Синтетика СПИД |
Ладога Реки в упряжке Консервы Лето зимой Нервы Смоги |
Ведущий 3:
Еще и холоден и сыр
Февральский воздух, и над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет божий мир,
Прозрачно – бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Ведущий 4:
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то ,что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
Так писал И. Бунин в 1901 году в стихотворении “Не налюбуюсь”. В XIX веке радость бытия еще не была омрачена.
Ведущий 5:
А как изобразили на своих прекрасных полотнах красоту русской природы художники? Предлагаем вам пометить нашу небольшую картинную галерею.
Выступления учащихся:
Левитан: “Золотая сень”, “Март”, “Вечерний звон”, “Осенний день. Сокольники”.
Шишкин: “Корабельная роща”, “Рожь”.
Герасимов: “После дождя”, “Мокрая терраса”.
Появляется Сказительница.
Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы, хитрые загадки, веселые и печальные песни, торжественные былины, волшебные сказки. Из бездны времен дошли до нас радость жизни и страдания людские, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень.
Ученик 1
Отгадайте!
Загадки:
Голубой шатер
весь мир покрыл.
(Небо).
По высокой дороге
Идет бычок круторогий.
(Небо и месяц)
Ночь спит на земле,
А утром убегает.
(Роса)
Виден край, да не дойдешь.
(Горизонт)
Во лугах сестрички –
золотой глазок,
белые реснички.
(Ромашки)
Ученик 2
Пословицы – мудрость народная. Наши пословицы – о Земле, которую мы так любим.
Без хозяина земля – круглая сирота.
Ученик 3
У пахаря рука черная, да хлеб белый.
Ученик 4
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Ученик 5
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Ученик 6
Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
Ученик 7
О том, как относились наши предки к лесу, говорят эти строчки:
Мне навсегда запомнились стихи,
Услышанные на лесной дороге:
“Я в лес вхожу, как в избу старики –
Перед порогом вытираю ноги”.
Ученик 8
Стыдливый подкатился к горлу ком…
Я преклоняюсь перед стариками,
Которые ходили босиком,
Чтоб землю не поранить сапогами.
Ученик 9
Простите нас, деревья и трава,
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
“Народ”, и “Благородство”, и “Природа”.
Прости, Земля!
Пьянея от побед,
Мы мало ценим твой высокий свет.
Без нас жила ты миллионы лет.
Мы без тебя не проживем и года.
Композиция. Участвует группа учащихся.
Чтец 1:
Я живу на Земле, где тревожно и горько пахнет лист тополиный, промытый грозой.
Чтец 2:
Где в печи розовеет пшеничная корка,
Где сплавляет пучина свинец с бирюзой.
Чтец 3:
Я живу на Земле
Среди замятей снежных,
Где над летом горит
Семицветный венец.
Чтец 4:
На Земле, успокоившей столько мятежных,
Столько щедрых
Мечтой обуянных сердец.
Чтец 5:
На Земле, осчастливленной солнечным светом, изнывающей в лунной, несбыточной мгле.
Чтец 6:
Непонятной безжизненным
Стылым планетам
Трижды грешной
И трижды прекрасной Земле.
Чтец 7:
В самый трудный,
В последний свой час
Не забуду благодарно сказать:
“Я жила на Земле”.
В заключение урока звучит песня группы “Любэ”, “Конь”.