Урок по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"

Разделы: Начальная школа


Тема. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода.

Раздел: Преподавание в начальной школе.

Система: РО Л.В. Занкова.

Класс: 3 класс (1–3)

Оборудование:

Компьютерный программно – методический комплекс “Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа. 3 класс. Учебный раздел “Правописание окончаний существительных”. Учебный элемент: “Найдите существительные с мягким знаком на конце”. Тест: “Найдите существительные с Ь на конце. Т – 1 (11)”. Режим тестирования – произвольный самоконтроль.
Карточки с заданиями для исследовательской работы в группах.
Опорные карточки со словами “дочь”, “глушь”.
Опорная таблица с алгоритмом.
Индивидуальные карточки с алгоритмом.

Цели:

Познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных”.
Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся.
Составить алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце существительных; развивать память, мышление, речь.
Воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно.

Ход урока.

Организационный момент (готовность, посадка, создание мотивации на предстоящую деятельность).

Сегодня мы снова проводим урок в компьютерном классе, познакомимся с новой темой, которую в ходе работы, я думаю, вы сами определите. Мы будем работать в группах и самостоятельно. За самостоятельную работу по новой теме вы сами поставите себе отметку. Запишите число. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы.

Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке).

Прочитайте слова (запись на доске). Объясните пропущенные орфограммы:

Кон…ки, друз…я, вороб…и, ладон…, роял…, лист…я.

По какому признаку можно разделить слова на две группы? (В словах первой группы мягкий знак обозначает мягкость согласного, второй группы – разделительный мягкий знак).

Запишем на доске и в тетради в два столбика.

Выделите орфограммы.

Постановка проблемы.

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Предлагаю вам слово ДОЧЬ.

К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему?

Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий).

Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак).

А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце).

Попробуйте сделать вывод. (Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе).

Куда определим данное слово? (Слово ДОЧЬ отнесем в третью группу).

Аналогичная работы со словом ГЛУШЬ.

(Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе).

Возникает проблемная ситуация.

Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака “?”.

Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах ДОЧЬ и ГЛУШЬ после шипящих пишется мягкий знак).

Фиксация проблемной ситуации на доске

Рисунок 1

Сформулируйте цель урока. (Мы должны узнать, почему в словах после шипящих пишется мягкий знак).

Открытие детьми нового знания.

Предлагаю вам поработать в группах. Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.

Работа в группах. (Предлагаются карточки для исследовательской работы).

Карточка 1.

1. Прочитайте слова.
2. Определите, какие это части речи.
3. Какие звуки слышатся на конце слов?
4. Определите род.
5. Разделите слова по родовому признаку.
6. Запишите слова в два столбика.
7. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.
8. Сделайте вывод.

Слова: Душ, ночь, тишь, плащ, вещь, ключ.

(Каждая группа оформляет выводы на листах формата А4).

Обсуждение, защита своих выводов и предложений у доски ведущими исследователями. (В ходе обсуждения происходит “открытие” нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных только женского рода).

Формулирование темы урока детьми, запись в тетрадь.

Возвращение к обозначенной проблеме.

Почему же в словах ДОЧЬ и ГЛУШЬ на конце слов после шипящих написан мягкий знак? (После ответа детей знак вопроса, фиксирующий проблему на доске, убирается).

Какова роль мягкого знака? (Указывает на женский род имен существительных с шипящими на конце).

Введение орфограммы, ее обозначение.

С какой новой орфограммой познакомились? Научимся ее обозначать (ДОЧЬ, ГЛУШЬ).

Почему букву шипящего звука подчеркивают двумя линиями? (Остановись, задумайся, писать или не писать мягкий знак).

Работа с учебником (правило).

Сверимся с учебником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника).

Составление алгоритма.

А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм).

(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).

Рисунок 2

Идет озвучивание алгоритма детьми, повторение новой роли мягкого знака.

Первичное закрепление.

Работа со словосочетаниями.

Запись на доске:

красивая брош (?)
золотая рож (?)
серебристый ландыш (?)
новая вещ (?)

Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически. (Комментированное письмо с проговариванием “шагов” алгоритма).

Физминутка

Самостоятельная работа на компьютере (выполнение теста с последующей самооценкой).

Поработайте теперь над новой орфограммой на компьютере, используя алгоритм. Оцените результат своей работы. (В помощь каждому ученику предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом).

(Тем, кто справится с заданием быстро и правильно, предлагается составить и записать в тетради предложение с одним из слов на новую орфограмму).

Момент контроля.

Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).

У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?

Самооценка.

Оцените себя, на какую отметку вы работали сегодня? (На полях в тетради ученики ставят отметку).

Проверка работы по самостоятельному составлению предложений. (Зачитываются предложения, объясняется написание слов с новой орфограммой).

Итог урока.

Какое открытие вы сегодня сделали?

Чему учились?

Что было трудным (интересным, легким)?

Домашнее задание.

Выучить алгоритм.

Творческое задание – используя слова с новой орфограммой, составить диктант – пародию или “чепушинку”.

Приложение.

Если нет возможности провести урок с компьютерной поддержкой, тестовые задания для компьютера можно заменить работой с перфокартами.

Предлагаемые слова для работы:

Ноч…, нож…, товарищ…, молодеж…, малыш…, врач…, борщ…, ерш…, печ…, ключ…, скрипач…, калач…, помощ…, глуш…, лещ…

Время работы для выполнения тестов на компьютере и с перфокартами – одинаковое.