Общие положения.
Неотъемлемой частью современного курса предмета “Основы информатики и вычислительной техники” является раздел “Информационные технологии”, под которыми понимаются технологии обработки текстовой, графической, числовой информации, ее хранения, поиска и сортировки, а также мультимедийные технологии [1]. Как показывает педагогический опыт [2, 3], одним из оптимальных методов обучения информационным технологиям старшеклассников является проектный метод. Формы проектной деятельности школьников при изучении информатики могут быть самыми разными, во многом зависящими от интересов и склонностей учащегося [4]. Масштабы ученических проектов также различны: от работы реферативного плана, посвященной решению локальной учебной задачи, до экзаменационного проекта, развитие которого продолжается и после окончания учеником образовательного учреждения.
За время работы в школе при Посольстве Российской Федерации в Республике Польша (далее – школа) автором настоящей публикации (далее – автор) накоплен опыт преподавания курса ОИиВТ с использованием проектной методики обучения. Особенностью данного опыта является создание интегрированных проектов по различным учебным дисциплинам, позволяющих максимально полно реализовать индивидуальный творческий потенциал учащихся.
Целью данной публикации является обобщение опыта взаимодействия “Ученик – учитель-предметник – учитель информатики” и ознакомление с ним широкой аудитории заинтересованных лиц – участников образовательного процесса. Автор надеется, что данный материал будет полезен как учителям информатики, применяющим аналогичные методики в своей работе, так и другим школьным учителям, стремящимся внедрить в преподавание современные информационные технологии. Возможно, примеры работ, описанных в статье, вдохновят на создание аналогичного ресурса и кого-либо из учащихся школ.
Идея опыта.
Еще не так давно на страницах компьютерных и учебных изданий велась оживленная дискуссия о том, какими должны быть педагогические программные средства (далее – ППС), предназначенные для эффективной поддержки уроков. Не беря в рассмотрение крайние точки зрения, отмечу лишь, что большинство спорящих сходились на мнении о том, что рядовой учитель не в состоянии разработать серьезный программный продукт, пригодный к массовому использованию. Профессиональные программисты, в свою очередь, бывают “страшно далеки от народа”, их добротные творения зачастую оказываются малопригодными с педагогической точки зрения. Тема, ставшая актуальной с внедрением несколько лет назад в практику работы школ возможностей компьютерных технологий, обсуждается и поныне (видимо, многие читатели знакомы с общественным рейтингом образовательных ресурсов [5], дающим объективную оценку качества медиаресурсов, предназначенных для отечественных школ).
Разумным выходом из сложившейся ситуации стал начатый в последние годы на базе специальных центров процесс курсовой подготовки учителей-предметников к самостоятельной разработке ППС (в высоком качестве работы таких курсов автор убедился лично, будучи их слушателем в Московском центре Федерации Интернет-образования [6]). Однако, до сих пор, к сожалению, далеко не все школьные учителя владеют хотя бы минимальными навыками работы на персональном компьютере (ПК), хотя полны решимости использовать в своей работе новые информационные технологии. Другой типичной проблемой является отсутствие постоянного доступа к компьютеру или Интернет-ресурсам у педагогов, владеющих ПК на уровне грамотного пользователя.
Вместе с тем, упомянутые выше особенности содержания и структуры современного школьного курса информатики предоставляют отличную возможность для внедрения в практику работы школ новых информационных технологий на базе сотрудничества учителя информатики, учителя-предметника и их ученика, подготовленного обоими учителями к реализации их педагогической идеи (автор свидетельствует, что в ряде ситуаций ученик может выступать и как ее соавтор). В самом деле, каждый из участников трио “Ученик – учитель-предметник – учитель информатики” (далее – проектная группа), выполняя определенную ему при совместном планировании работу, прикладывает усилия в том направлении, в котором он является специалистом, отсюда следует благоприятный прогноз по поводу качества общего продукта.
Примеры некоторых ученических мультимедийных проектов.
Подавляющее большинство ученических проектов (в общей сложности в настоящее время в школе их создано свыше 100) представляют собой предметные компьютерные презентации или сайты. В меньшем количестве представлены программы (тесты, игры для начальной школы, реализованные в среде Delphi и т.п.) и предметные базы данных. Перечень учебных дисциплин, электронной поддержкой преподавания которых являются эти работы, достаточно обширен – практически весь их список в учебном плане школы. Чаще всего школьники выбирали физику, информатику, историю, МХК, географию, иностранные языки, изобразительное искусство.
Кратко опишу две наиболее характерные работы, выполненные в 2002–2004 г.г. в стенах школы.
Приложения к экзаменационному реферату по физике “Фотоэлектрический эффект и его техническое применение” (презентация и сайт) выпускницы школы 2003 года Овакимян Арменуи.
Данная работа положила начало целой серии подобных проектов. Так повелось, что как учитель физики и информатики я из года в год предоставляю возможность учащимся защищать на экзаменах по физике и информатике рефераты (к этой форме прохождения итоговой аттестации я отношусь с наибольшей симпатией). Учитывая специфические условия школы (наличие хороших компьютеров и достаточно высокий уровень владения ими учащихся), предложил учащимся сопроводить традиционный печатный реферат двумя электронными пособиями — сайтом по теме работы и презентацией, с использованием которой и осуществляется защита. Опыт оказался настолько удачным, что теперь наличие этих двух дополнительных компонентов для наиболее подготовленных учащихся является условием допуска к защите реферата.
На рис. 1 и рис. 2 представлены скриншоты сайта, материалом которого послужил печатный реферат, и презентации, назначение которой – сделать процедуру защиты проекта более яркой, зрелищной и динамичной.
Замечу, что в этом первом учебном проекте я выступал одновременно как консультант по физике и информатике, и для полноты картины добавлю, что реферат был оценен комиссией на “отлично”, а ученица закончила школу с золотой медалью.
Учебный проект по информатике и немецкому языку “Город Бремен” (сайт) учеников 11 класса школы Перегуда Глеба и Кассай Анастасии.
Второй показательной работой является проект учащихся школы Перегуда Г. и Кассай А., выполненный в сотрудничестве с учителем иностранного языка и учителем информатики (рис. 3).
Эта работа интересна по ряду причин. Во-первых, ее идею при изучении темы “Мультимедийные технологии” (информатика, 11 класс) предложили сами учащиеся. Дело в том, что Анастасия планирует по окончании школы стать переводчиком с немецкого языка, Глеб же – будущий программист. Интеграция идей вначале произошла на уровне учащихся. Учителям лишь осталось внести свои рекомендации и проконсультировать школьников по ряду вопросов. Во-вторых, эта работа полностью отражает идеи автора, отраженные в публикации: от выбора темы, планирования работы до ее защиты, которая, кстати, состоялась дважды: в классе на уроке и на педагогическом совете, посвященном проблемам информатизации школы. В-третьих, готовый продукт обладает высоким потенциалом с точки зрения его практического применения. В нем использованы современные Flash-технологии, позволяющие, в частности, прослушать текст о Бремене на немецком языке и посмотреть на город глазами туриста (применен эффект камеры при просмотре панорамной фотографии).
К сожалению, ограничение на размер публикации не позволяет поместить в ней описание других не менее интересных проектов по математике, истории и т.д., да и не в этой состоит цель статьи. Думаю, что читатель сумел составить представление о видах работ и, главное, о принципах, положенных в основу их разработки. Теперь остановлюсь на том, как именно может осуществляться работа проектной группы.
Планирование проектной деятельности.
Любой проект в своей основе должен иметь тщательное планирование как этапов, так и результатов деятельности. Приведу примерные планы работы каждого из участника проектной группы.
Учитель информатики:
1. Производит ежегодную корректировку календарно-тематического планирования по своему предмету, выделяет определенное количество часов в выбранной параллели на проектную деятельность учащихся. Очевидно, к моменту начала работы над проектом учащиеся должны владеть навыками работы в программных средах, при помощи которых он создается, что также должно быть отражено в планировании.
2. С учетом индивидуальных особенностей учащихся совместно с учителем-предметником определяет круг школьников, способных осуществить работу над длительным (одно- или двухгодичным проектом). Работа над такими проектами может осуществляться, в том числе, на занятиях кружка по информатике, а также на домашнем компьютере ученика с консультированием учителя.
3. Помогает каждому учащемуся разработать индивидуальный план работы, осуществляет контроль над выполнением каждого из этапов плана с выставлением отметки по предмету.
4. Организует процедуру защиты проекта (на уроке, либо, по примеру нашей школы, на ученической конференции), дает рецензию на работу, выставляет итоговую отметку.
5. Осуществляет работу по накоплению проектного материала в школьной медиатеке и предоставлению доступа к ней школьников и педагогов.
Учитель-предметник:
1. Определяет потребность в педагогических программных средствах по своему предмету.
2. Рекомендует учителю информатики учащихся, заинтересованных в углубленном изучении своего предмета и создании творческой работы с использованием компьютерных технологий.
3. Помогает учащемуся создать или предоставляет ему собственную разработку темы проекта, а также в поиске и отборе литературы, составлении плана работы.
4. Оказывает учащемуся необходимые с методической точки зрения консультации.
5. Контролирует ход работы над проектом, вносит корректировки в промежуточные результаты работы.
6. При необходимости рецензирует работу перед защитой, совместно с учителем информатики организует процедуру защиты, выставляет итоговую отметку.
7. Использует работу в преподавании, поручает учащимся производить ее корректировку с учетом поступления нового материала.
Учащийся:
1. Самостоятельно или по рекомендации учителей выбирает тему работы, знакомится с образцами готовых программных продуктов, под руководством учителей овладевает технологиями, необходимыми для создания проектной работы.
2. Составляет план работы, изучает материал, необходимый для понимания ее содержания, в том числе с привлечением дополнительной литературы по рекомендациям педагогов.
3. В зависимости от вида программного продукта (презентация, сайт, база данных, программа и т.д.) разрабатывает его интерфейс, структуру и наполняет проект содержанием.
4. При разработке программного и печатного продукта руководствуется общепринятыми нормами оформления работ.
5. Получает необходимые консультации учителей, прислушивается к их мнению и пожеланиям при выполнении работы.
6. Готовит текст выступления на защите проекта, проходит процедуру защиты, по рекомендациям учителей (методического совета школы) может продолжить работу над проектом с перспективой выхода на итоговую аттестацию.
Осуществление проектной деятельности в рамках взаимодействия “Ученик – учитель-предметник – учитель информатики”.
Приведенные выше планы работы участников проектной группы являются, безусловно, примерными. Во многом они основаны на представлениях автора о стандартных этапах работы над ученическими проектами. Реализовываться они могут в различных формах и в разные сроки.
Два варианта данной деятельности описаны в примерах работ. Это работа учащегося над экзаменационным рефератом по какому-либо предмету с использованием межпредметных связей с информатикой – первый вариант, второй – групповая работа школьников над каким-либо проектом. В последнем варианте совместная работа учащихся возможна как в постоянных группах, так и в группах переменного состава. Этот вариант предпочтителен в тех случаях, когда один из учащихся специализируется в некоторой области (так, например, одна из учениц нашей школы помогает остальным производить художественную обработку фотографий на компьютере).
Третий вариант возможен в тех школах, где имеется дистанционное обучение (например, как у нас, в форме экстерната). В этом случае проектная деятельность оказывается исключительно уместной.
Результаты работы проектной группы.
Итогом совместной деятельности проектной группы, конечно, является готовый к использованию на уроках или во внеклассной работе программный продукт. Это видимая сторона работы. Скрытые ее стороны рано или поздно также проявятся – качественный рост показателей, определяющих уровень информационной культуры всех участников образовательного процесса, повышение мотивации к обучению школьников, возрастание эффективности урока и др.
В заключение хотел бы заметить, что, решая вопрос насыщения школьной медиатеки программными продуктами собственного производства, учителя не должны забывать: главной задачей данного вида учебной деятельности является всестороннее развитие учащегося, а обогащение методической копилки педагога – все же сопутствующая сторона процесса.
Список использованных источников
1. Образовательный стандарт
среднего (полного) общего образования по
информатике и информационным технологиям
//Учительская газета. – 2002. – №42.
2. Овчарова М. Метод проектов на
уроках информатики в школах Камчатки. //Информатика и образование. –
2003. – №10.
3. Гафурова Н. О., Чурилова Е. Ю.
Проектный метод в изучении PowerPoint. //Информатика и
образование. – 2002. – №9.
4. Трофимова Т. Г. Проектное
обучение глазами учеников.
//Информатика и образование. –2003. – №6.
5. Сайт общественного рейтинга
образовательных ресурсов. http://rating.fio.ru
6. Сайт Федерации
Интернет-образования. http://center.fio.ru