Есть город на Ямале — Муравленко

Разделы: Внеклассная работа


“ Муравленко, нет мне города милей. Муравленко – город юности моей.
Муравленко, пусть звучит сейчас везде, Муравленко, моя песня о тебе”.

Данное мероприятие посвящено 20-летию города Муравленко (в 2004 году), городу на Крайнем Севере, в Ямало-Ненецком автономном округе. Город носит имя выдающегося нефтяника Виктора Ивановича Муравленко.

Данная разработка является авторской. Автор ставит перед собой цель – привитие интереса к родному краю, через игру. Главная задача - передать знания, полезную информацию, через работу с дополнительной литературой и сообщения учеников и учителя.

Данная форма проведения мероприятий прививает интерес к истории края и города, умение работать с дополнительной литературой (энциклопедиями, справочниками), выступать перед аудиторией (красиво и правильно выражать свои мысли), развивает умение слушать своего товарища.

Мероприятие рекомендуется проводить в 8-9 классах на уроках географии и краеведения при изучении родного края “Ямало-Ненецкого автономного округа” (значительно упростив его, или разделив на серию уроков).

ТИП МЕРОПРИЯТИЯ: комбинированное.

ЦЕЛИ:

образовательные – данным мероприятием показать учащимся необходимость знаний о родном крае, его истории, отдать дань уважения В.И.Муравленко;
развивающие – способность самостоятельно решать задачи предложенные учителем, работать с дополнительной литературой;
воспитательные – прививать интерес к родному краю, формировать коммуникативные навыки и волевые качества.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: деловая игра.

ОБОРУДОВАНИЕ: расставить парты определённым образом; карты (ЯНАО), плакаты, рисунки; видеоаппаратура, портрет В.И.Муравленко; творческие работы учащихся, книги, посвященные нашему краю, бумага и маркеры для выполнения групповой работы.

ОФОРМЛЕНИЕ: на доске портрет В.И.Муравленко и виды города на фотографиях и плакатах, видео-сюжеты о городе и его жителях, эпиграф на доске, карты ЯНАО, географические и исторические атласы ЯНАО.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ.

Класс делится на группы (можно взять команды из разных классов и разных параллелей). Каждой группе дается домашнее задание:

  • Придумать название команды, девиз, эмблему, сказку (из истории коренного населения).
  • Рисунки, плакаты, связанные с темой родного края.
  • Изучение биографии В.И.Муравленко, истории ЯНАО, г.Муравленко (работа с дополнительной литературой).
  • Учащиеся учат стихи ямальских поэтов.
  • Выбор жюри, в котором обязательно должен быть учитель географии, истории или краеведения.
  • Ведущие мероприятия, которые помогают в проведении вечера из числа учащихся, посещающих кружки, факультативные курсы по краеведению.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1 чтец

Летят над тундрой низко облака,
Над вечностью, которой здесь немало.
Спешит, сливаясь с ними Обь-река
Своей дорожкой важной по Ямалу.
Над кочками запутанного мха
Ветра гоняют свежесть и прохладу.
Здесь спят доледниковые века,
Стада оленьи ходят с ними рядом.
Родившееся утро вдалеке
Прижато расстояньем к мирозданью.
Я удержать хочу в своей руке
Всю эту красоту для покаянья…

Анатолий Галицкий - автор этого прекрасного стихотворения. Cердце его принадлежит делу, которому он отдаёт все свои силы – заботе о природе нашего северного края. Работает главным специалистом Управления лесами округа.

1 ведущий В честь памятной даты, 20 лет со дня образования города, мы проводим данное мероприятие.

2 ведущий Представлеяем жюри.

1 ведущий А сейчас слово участникам команд, для представления (название, девиз, эмблема, инсценировка сказки) – это было домашнее задание команд. Задание оценивается в 5 баллов.

1. СОСТЯЗАНИЕ “КТО КОГО ПЕРЕИГРАЕТ”

ИЛИ “КОНКУРС ЗАГАДОК”

Данное состязание оценивается общим количеством 8 баллов, за каждую правильно отгаданную командой загадку – 1 балл.

1. Радость пастуха-оленевода на четырёх палочках бежит, обсохнет – за мамой побежит. (Новорождённый оленёнок)
2. Олень от них убегают, а они не отстают. (Нарты)
3. Четыре брата – старшему кланяются, как вместе сойдутся – любое дело сделают. (Пальцы руки)
4. Лежит у порога меховое кольцо – чужого в чум не пустит. (Собака)
5. Бегут два брата вперегонки, а обогнать друг друга никак не могут. (Лыжи)
6. Острым клювом в мех ныряет и подружку за собой уводит, а след остается. (Иголка с ниткой)
7. Не буквы, а написаны в строчку. Без языка, а охотнику всё расскажут. (Следы)
8. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Олень)

2 чтец

Спелая брусника в побережной зоне
Бисером краснеет на осеннем фоне.
Сыплется в ладони утренней прохладой,
Обжигает губы сладкою отрадой.

Написал четверостишие Юрий Леонтьев – коренной ямалец. Работает он директором поселкового Дома культуры в Харампуре. Стихи его на первый взгляд несовершенны. Но чем больше вчитываешься в эти бесхитростные строчки, тем сильнее подкупают они своей образностью, мелодичностью, романтичностью.

Ученик с “Небесполезной информацией”.

  • По археологическим находкам произведения чукотской резной кости известны с первых веков нашей эры. Искусству резьбы дети Севера обучаются с детства.
  • В феврале 1931 года впервые в Обдорске (старое название Салехарда) на лёд реки Обь приземлился самолёт, который выполнил 3 рейса с пушниной по маршруту Москва – Тобольск – Обдорск. 8 февраля 1935 года были открыты регулярные авиационные рейсы по маршруту Тюмень – Обдорск. Именно эту дату принято считать днём рождения авиации на Ямале.
  • Ненэй, неэць в переводе с ненецкого означает настоящий человек. Так издревле называли себя гордые и выносливые люди, живущие на Севере – ненцы.
  • Вы конечно знаете, что климат Севера, а именно холод, малая продолжительность светового дня, ураганные ветры и т.п. повышают энергетическую потребность живого организма, так как обмен веществ в условиях холода понижается. Поэтому употреблять необходимо нерпичий, китовый, медвежий, олений, рыбий жир. Употребление рыбы, рыбных продуктов, по мнению исследователей, одна из причин доброжелательного и спокойного нрава северян.

2.СОСТЯЗАНИЕ “БОЙ НЕ НА ШУТКУ” ИЛИ “СЕРЬЁЗНЫЕ ВОПРОСЫ”.

В данном состязании каждое задание оценивается различным количеством баллов, по сумме правильно названных ответов. Так, например, первое задание, максимальное количество баллов – 7(по баллу за каждый район)

1. На сколько административных районов делится Ямало-Ненецкий автономный округ? Если сможете, то перечислите некоторые из них. Укажите, в каком из этих районов расположен г. Муравленко. (7 административных районов: Тазовский, Ямальский, Красноселькупский, Пуровский, Надымский, Приуральский, Шурышкарский; г.Муравленко в Пуровском районе)
2. Назовите дату образования ЯНАО и центр автономного округа. (Образован – в сентябре 1595 года, центр – г.Салехард)
3. Назовите общую численность округа и его площадь. (Численность – более 500 тыс чел., площадь – 750,3 тыс. кв.м.)
4. Перечислите важнейшие или крупные реки округа (подсказка, их 4). (Обь, Надым, Пур, Таз)
5. Что является характерной чертой природы округа? (Деревья – ива шерстистая, берёза низкая (ерник); кустарники – карликовая берёза, багульник, ольха, ива мохнатая; мхи, лишайники; множество цветковых растений – полярный мак, камнеломка, незабудка, ; ягоды – клюква, брусника, голубики, костяника, черника)
6. Перечислите города, которые находятся на территории ЯНАО (подсказка их 7). (Салехард, Лабытнанги, Муравленко, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Губкинский)
7. Перечислите национальный состав (17 национальностей). (Ненцы, ханты, селькупы, русские, украинцы, татары, белорусы, башкиры, коми, молдаване, чуваши, азербайджанцы, немцы, мордва, казахи, марийцы, евреи)
8. Назовите важнейшие виды продукции нашего города. (Важнейшие виды промышленной продукции – естественный газ, нефть и электроэнергия; оленеводство, рыболовство)
9. Когда был высажен первый десант для строительства посёлка Муравленковский? (Ноябрь 1982 год)
10. Когда открылась МОСШ.№ 1? (21 августа 1984)
11. Когда был подписан Указ президиума Верховного Совета, о присвоении п. Муравленковкий, статус города окружного подчинения? (6 августа 1990 г.)
12. Когда начата разработка Суторминского месторождения? (12 апреля 1982)
13. Какова численность населения г.Муравленко? (36.768 человек)

Песенку на ненецком языке исполняет вокальная группа “Северяночка”.

Ученик с “Небесполезными советами”, “Советы старожил”.

Перед спуском на лёд убедитесь в его прочности.

1. У берегов лёд может зависать, тогда между ним и водой образуется пустота и можно провалиться. Чаще так бывает возле обрывистых участков берега. Для переправы следует искать самый пологий берег.
2. Ни в коем случае не приближайтесь к устьевым участкам притоков. Здесь, как правило, лёд наиболее тонкий, могут быть промоины, заметить которые очень трудно, особенно в ночное время.
3. В районах порожистых участков рек лёд также слабый и тонкий.
4. Тёмные и бурые пятна на льду указывают на наличие в этом месте промоины или полыньи со слабым снежным льдом. Этих участков при переходе реки нужно остерегаться особенно.

3.СОСТЯЗАНИЕ “ЗАПУТАННАЯ ГРАФИКА” ИЛИ

“КОНКУРС РИСУНКОВ”

Каждая команда должна составить орнамент узора к национальному наряду жителей Ямало – Ненецкого автономного округа. Данное задание оценивается в 10 баллов. Учитывается: приближённость к рисункам орнаментов на одеждах жителей коренных национальностей, цветовая гамма, сложность.

3 чтец Стихотворение “ Детский рисунок”.

(До проведения мероприятия с учащимися планируется посещение крааеведческого музея и интерната.)

Краски все на фестиваль
В тундре мы собрали:
Посмотрите на Ямал
Детскими глазами.
Улыбается он нам
Радостно с рисунка.
Кто тебя нарисовал,
Пуровская тундра?
Под Полярною звездой
Скачет оленёнок,
Он на ножки встал весной
С ягельных пелёнок.
Кажется ему горой
Чум оленевода,
Там, где бубен ледяной
Светит с небосвода.
Оленёнок, подожди
Утро на рассвете
И тогда увидишь ты
Чудо на планете.
Чудо солнечного дня,
Когда снег искрится.
Это Родина твоя.
Ветерком резвится.
Под полярною звездой
Подрастают дети.
Постарайтесь их мечтой
Жить на белом свете.

Ученик с “Небесполезной информацией”.

  • Столица Ямало – Ненецкого автономного округа – Салехард. Основан Салехард, в прошлом – Носовой, Обдорск, во времена Иоанна Грозного русскими казаками. 400 лет Салехарду в сентябре 1995 года.
  • 10 декабря 1930 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета в числе новых 8 национальных округов РСФСР образовал в составе Уральской области Ямальский ( Ненецкий) с центром в селе Обдорском. В него вошли четыре района: Ямальский, Приуральский, Надымский, Тазовский.
  • В ноябре 1982 года высажен первый десант для строительства посёлка Муравленковский. Посёлку присвоено имя начальника “Главтьменьнефтегаза” Виктора Ивановича Муравленко, под непосредственным руководством которого и при его участии Западная Сибирь превратилась в крупнейший нефтедобывающий район страны. 12 апреля 1982 года – начата разработка Суторминского месторождения. 21 августа 1984 года открыта средняя школа № 1. 6 августа 1990 года подписан Указ президиума Верховного Совета о присвоении п. Муравленковский статуса города окружного подчинения.

4. СОСТЯЗАНИЕ “КОНКУРС ПЕРЕВОДЧИКОВ” ИЛИ “ВНИМАТЕЛЬНО ПРОСЛУШАЙ И ЗАПИШИ”.

Вниманию учащихся предлагается прослушать ненецкую сказку, в которой некоторые слова звучат на ненецком языке, с переводом. После того, как сказка будет прочитана, команды должны сказать обозначение слов, в переводе с ненецкого, которые встречались в тексте. Максимальное количество баллов за это состязание, 8 баллов.

Сказка. “Жизнь старого Евая”.

Каждую осень в месяц вэбаиры (листопода) хоть на несколько дней, но как бы снова, возвращается лето.

Хаер (солнце) по-летнему греет, по-летнему дует тёплый ветерок. Дует и как будто ласкает и прощается с тундрой до следующего года. Всё живое в тундре радуется этому теплу и вся по-своему выражает радость. Иревесы (дед) из рода Евай, сидя прямо на тёплой земле возле чума, слушает эти звуки. Узнаёт, кому они принадлежат, наслаждается теплом солнца и ветра. Много лет ему, сколько – он и сам не знает, но знает, что много. Но слышит он отлично, как Венго ( собачье ухо). Он честно прожил свою жизнь – вырастил детей, научил своих сыновей всему, чему в своё время научил его отец. Оставил сыновьям оленей, а дочерей выдал замуж. Сейчас оба его сына укаслали (угнали) стадо к Ныде. Пересчитывают оленей в коралях ( загонах). А внука у Иревесы (деда) зовут Хохорэй (лебедь).

Так и живут гордые, выносливые люди Севера всю жизнь с оленями, каслая (гоняя) то на юг – к зиме, то на север – к лету.

вэбаиры – листопод
Хаер – солнце
Иревесы – дед
Венго – собачье ухо
укаслали – угнали
коралях – загоны
Хохорэй – лебедь
каслая – гоняя

Ученик с “Небесполезной информацией”, “Советы старожил”.

Вы подошли к болоту. Внимательно осмотрите его.

1. Проходимыми ли для человека являются моховые болота? Как правило, они покрыты сплошным слоем старого (отмершего) мха или торфа.
2. На труднодоступных участках обычно растёт много осоки и большое количество мочажин.
3. О слабости верхнего слоя болот свидетельствуют поросли осин и берёз.
4. Непроходимые участки можно определить по плавающему на воде растительному покрову (зыбунам), а также по редкому камышу (тростнику).
5. На труднопроходимых и даже непроходимых участках болот встречаются небольшие полосы, по которым могут двигаться люди. Признаки: муравьиные кучи, густая трава вперемешку с осокой, поросль соснового леса.
6. При оценке проходимости болот следует учитывать также и время года, так как некоторые из них весной могут быть непроходимыми, а летом преодолимыми.

5. СОСТЯЗАНИЕ “ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО” ИЛИ “КОНКУРС КАПИТАНОВ”

Капитанам команд задаётся по 10 одинаковых вопросов. Максимальное количество баллов за это состязание – 10. Один раз, по окончании выполнения задания капитаны могут взять помощь команды.

Подчеркните нужное:

1. Птицу, ровесницу мамонта, гнездящуюся на Ямале:
а) сероголовая чаечка;
б) сорока;
в) кукушка;
г) щур;
д) кедровка. (Щур)

2. Хвост меха животного, живущего на Ямале, из которого изготовляются лучшие кисти для художников:
а) белка;
б) лиса;
в) росомаха;
г) песец;
д) волк. (Белка)

3. Священное животное для ханты:
а) росомаха;
б) белый медведь;
в) белка;
г) олень;
д) медведь. (Медведь)

4. Священное животное для ненцев:
а) медведь;
б) белый медведь;
в) росомаха;
г) белка;
д) олень. (Олень)

5. Священное животное для селькупов:
а) медведь;
б) белый медведь;
в) белка;
г) росомаха;
д) олень. (Медведь)

6. Какое растение на Ямале самое древнее?
а) берёза;
б) лиственница;
в) кедр;
г) ива;
д) можжевельник. (Можжевельник)

7. “Курапачий чум” в тундре:
а) туристическая палатка;
б) убежище в снежном сугробе;
в) шалаш;
г) перевёрнутая над человеком лодка;
д) обычный чум. (Убежище в снежном сугробе)

8. Ошибки в предложенном тексте: “на Ямале проживают следующие малочисленные народы Севера”:
а) ненцы;
б) коми-зыряне:
в) кеты;
г) ханты;
д) манси;
е) селькупы;
ё) долганы. (Кеты, коми-зыряне, долганы)

9. Перечислите все виды оленя на Ямале.(Дикий, домашний, лось)

10.Что означает “памперс”, которым издревле пользуются ненцы и ханты. (Мох – ненцы; стружка ивы – ханты)

В заключении танец “ Северного оленя” в исполнении участников хореографической студии.

Жюри подводит итоги игры.