Игра-драматизация является разновидностью художественной игры с присущими ей специфическими особенностями. Во-первых, игра-драматизация, как и художественная игра, является формой усвоения художественных ценностей, причем не только теоретико-познавательных, но и опыта общения, и значений. Во-вторых, в игре актуализируется индивидуальный опыт школьника в сфере музыкальной деятельности (при этом имеется в виду, прежде всего, опыт эмоциональный - круг эмоционально насыщенных представлений и образов). В-третьих, необходимо отметить процессуальность игры, которая рождается в данный момент и является следствием взаимодействия первых двух сторон - социального опыта как результативной стороны деятельности и индивидуального опыта как ее побудительного начала.
Игра-драматизация представляет собой процесс становления и развития личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, художественных способностей. Традиционно игра-драматизация организуется по сценарию литературного произведения. При этом Л. С. Выготский считает, что в игре-драматизации сценарий не всегда является жестким каноном и может быть лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация: “Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении”.
На уроке музыки игра-драматизация организуется по сюжету музыкально-сценического или литературного произведения. Специфическими особенностями игры-драматизации является то, что в ее процессе все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в “лицах”, при помощи музыкальной и речевой интонации, пантомимики, жеста, позы и мизансцены. При подготовке интегрированного урока, основой которого является игра-драматизация, определяющим моментом является то, что уроки музыки – это уроки искусства, важнейшей задачей которых является воспитание личности ученика, формирование его музыкальных интересов, эстетических вкусов и потребностей. Урок музыки как целостная художественно-педагогическая форма должен иметь свои методические особенности, которые обеспечат ведущую роль на уроке организации сопереживания, постижение нравственно-эстетической сущности искусства, а затем уже получение знаний, умений и навыков. Стремление определить эти специфические особенности привело нас к закономерностям самого искусства, и, прежде всего, искусства драматического.
Феномен театрального искусства – перевоплощение и его элементы – может возникать в условиях обычного урока и в минимальных дозах доступен каждому ученику. Поэтому включение в интегрированный урок музыки игры-драматизации позволяет не только ввести детей в мир большого искусства, но и организовать его по законам театрального действия.
В интегрированном уроке музыки присутствуют все элементы сценического действия: экспозиция, завязка, разработка, кульминация, развязка. Разрабатывая сценарий урока музыки, основанного на взаимодействии различных видов искусства – музыки, театра, живописи, литературы, необходимо учитывать, что между драматическим произведением и школьным уроком музыки существует на только сходство, но и различие. В драме идея произведения, его тема, то, что входит в понятие содержания произведения, раскрывается через элементы формы: сюжет, композицию и другие формообразующие элементы. Особая роль отводится сюжету, т.к. через сюжет создаются конфликтные ситуации. Правомерно говорить и о сюжете урока, однако в отличие от театральной постановки музыкально-сценического произведения урок музыки включает не только само действие, но и содержит биографические сведения о композиторе, драматурге, историю создания произведения, всё то, что должен знать учащийся при изучении предмета “Музыка”.
Музыкальная сказка
Цель игры. Обобщение музыкальных знаний, умений и навыков, полученных второклассниками в первой четверти.
В игре-драматизации учитель выступает в роли ведущего, а все учащиеся “превращаются” в “жителей” Королевства Маршей, Королевства Танцев и Королевства Песен. Ведущий выбирает главных действующих лиц - Короля Барабана, Короля Балерона и Королеву Мелодию.
П е д а г о г. В одной стране было три королевства: Королевство Маршей, Королевство Песен и Королевство Танцев. В каждом королевстве правил свой король.
В середину класса выходят Король Барабан, Король Балерон и Королева Мелодия.
В королевстве Маршей правил Король Барабан. Он очень любил ритмические упражнения. С раннего утра и до позднего вечера он стучал ритмы всех известных ему маршей. Кто из вас может повторить ритм, который сыграет Король Барабан?
Король Барабан импровизирует ритм на барабане, а один из “жителей” его королевства повторяет его ритм.
Все жители этого королевства любили маршировать, а петь и танцевать совсем не умели. С первыми лучами солнца они надевали красные башмачки и береты, и маршировали по красным улицам мимо красных домов и дворца Короля Барабана.
В Королевстве маршей знали все марши, какие только бывают на свете. Послушайте музыку, и определите: какой марш звучит в королевстве?
“Жители” Королевства Маршей слушают фрагменты “Встречного марша” Г. Чернецкого, “Футбольного марша” М. Блантера, “Марша деревянных солдатиков” (из “Детского альбома”) П. И. Чайковского и определяют жанры маршей.
В Королевстве танцев правил Король Балерон. Каждый день недели в королевстве танцевали только один танец. Все жители надевали голубые кофточки и голубые сандалии, выходили на голубую площадь и танцевали:
в понедельник – вальс,
во вторник – ламбаду,
в среду – польку,
в четверг – полонез,
в пятницу – румбу,
в субботу – мазурку,
в воскресенье – рок-н-ролл!
Послушайте музыку, и определите: какой день в королевстве?
“Жители” Королевства Танцев слушают фрагменты “Вальса” (из “Детского альбома”) П. И. Чайковского, “Итальянской польки” С. В. Рахманинова, “Мазурки” Ф. Шопена, определяют танец и называют день недели.
В третьем Королевстве Песен правила Королева Мелодия. Она любила петь разные песни: и народные, и те, которые сочиняли композиторы. Каждый вечер все жители этого королевства надевали желтые колпачки и курточки, собирались в желтом замке Королевы Мелодии, зажигали свечи и играли в игру “Угадай мелодию”.
“Жители” Королевства Мелодия играют в “Угадай мелодию”. По музыкальному вступлению или начальным нотам они определяют название песни. Для игры предлагается определить на слух русскую народную песню “Дон-Дон”, русскую народную песню “Уж как шла лиса по травке”, “Листопад” Т. Попатенко, “Звуки музыки” Р. Роджерса, попевки “Серый кот”, “Солнышко”, “Бьют часы”, “Ежик” А. Березняк.
Однажды на три королевства налетел ураган и перепутал жителей трех королевств. Королю Барабану, Королю Балерону и Королеве Мелодии стало непонятно – кто из какого королевства? Цветные колпачки, башмаки, береты, кофточки все перемешались.
“Жители” трех Королевств меняются цветными колпачками (и курточками).
Что же оставалось делать правителям? Собрались два короля и королева вместе, чтобы найти своих подданных. Каждого человечка просили спеть, станцевать или промаршировать.
“Жители” трех Королевств сначала исполняют песню “Веселый музыкант” А. Филиппенко, затем маршируют под музыку “Футбольного марша” М. Блантера и “танцуют” кистями рук “Вальс” (из балета “Спящая красавица”) П. И. Чайковского.
Оказалось, что все разноцветные человечки и поют песни, и маршируют под музыку, и танцуют все танцы. Король Барабан, Король Балерон и Королева Мелодия решили тогда править вместе, по дням недели: в понедельник и вторник правил Король Барабан, и все жители с утра до вечера маршировали. В среду и четверг правил Король Балерон, и все жители с утра до вечера танцевали все танцы. В пятницу и субботу правила Королева Мелодия, и с утра до вечера пели народные и композиторские песни. А в воскресенье три правителя собирались вместе, и все жители королевства маршировали, пели и танцевали с раннего утра и до позднего вечера.
Так они жили, жили, не тужили в стране, которую жители нового королевства стали называть страна “МУЗЫКА”.
Учащиеся выходят из класса под музыку “Танца с кубками” (из балета “Лебединое озеро”) П. И. Чайковского.
Методические рекомендации. Игра-драматизация проводится на заключительном уроке первой четверти во втором классе, основой которого становится музыкальный репертуар первой четверти. Сказку можно представить как актерский этюд, и отрабатывать отдельно каждый эпизод.
Первый эпизод. Действие происходит в Королевстве Маршей. “Жители” Королевства повторяют ритм, который импровизирует на барабане Король Балерон.
Второй эпизод. Действие происходит в Королевстве Танцев. “Жители” Королевства определяют на слух (или танцуют) разные танцы: вальс, польку, рок-н-ролл.
Третий эпизод. Действие происходит в Королевстве Песен. “Жители” Королевства играют в “Угадай мелодию” (определяют по вступлению или мелодии разученные ранее песни).
Четвёртый эпизод. Прошел ураган. После урагана “жители” трех королевств оказываются в разной одежде (меняются колпачками и беретами). Чтобы определить своих подданных, Король Барабан, Король Балерон и Королева Мелодия просят жителей петь, маршировать и танцевать. Все жители становятся подданными единого Королевства - Музыка.
Оборудование урока. Цветные колпачки (красные, голубые, желтые): разноцветные курточки жителей разных Королевств; головные уборы для Короля Барабана, Короля Балерона, Королевы Мелодии; барабаны.
Музыкальный круиз
Цель игры. Обобщение знаний о музыке народов мира, обобщение музыкальных знаний развитие исполнительских умений учащихся четвертого класса.
В игре-драматизации учитель выступает в роли ведущего, выбирает капитана, а все учащиеся класса выступают в роли “путешественников”.
В е д у щ и й. Ребята, кто из вас путешествовал на парусном судне? Немного рук. Сегодня мы все превратимся в “путешественников” и отправимся в музыкальный круиз из Европы в Азию, Африку и Америку. Кругосветное плавание мы совершим на парусном судне под названием…
“Путешественники” придумывают название парусному судну.
К а п и т а н. Убрать трап, отдать швартовые концы, поднять паруса!
Парусное судно “Садко” ложится на курс в Европу.
“Путешественники” имитируют движения корабля и морских волн под музыку вступления к I части сюиты “Шехеразада” Н. А. Римского-Корсакова.
К а п и т а н. Наше парусное судно “Садко” делает первую стоянку в Европе.
В е д у щ и й. Поприветствуем жителей Европы!
“Путешественники” жестами приветствуют жителей Европы.
Музыка Николая Андреевича Римского-Корсакова помогла нам “прийти” в Европу. Как вы думаете, почему музыка именно этого композитора прозвучала в начале урока? (Ответы детей). Николай Андреевич посвятил много произведений морю. В юности Римский-Корсаков шесть лет учился в Морском кадетском корпусе и стал гардемарином. На клипере “Алмаз” он ходил в кругосветное путешествие.
В е д у щ и й. Итак, наш корабль “прибыл” в Европу. Как географически делится Европа? (Ответы детей). Европа делится на Северную, Южную, Восточную и Западную.
В е д у щ и й. В этой четверти вы познакомились с музыкой народов Восточной Европы – русского, украинского и белорусского, а также чешского, польского, венгерского, молдавского, эстонского, латышского, литовского.
Послушайте несколько музыкальных фрагментов, и определите: в какую страну “пришел” наш парусник? Найдите это государство на карте Европы и назовите его столицу.
“Путешественники” по фрагментам музыкальных произведений узнают страну, в которую они “попадают”, а затем на карте находят Россию, Украину, Польшу и Венгрию. Для слушания предлагаются “Озорные частушки” Р. Щедрина, гопак (из оперы “Сорочинская ярмарка”) М. П. Мусоргского, полонез до-минор Ф. Шопена, Венгерская рапсодия № 2 Ф. Листа.
В е д у щ и й. Посмотрите на эту картину. Здесь изображен лодочник, управляющий гондолой. Где можно встретить гондольера? В какой части Европы мы с вами сейчас оказались? (Ответы детей). В Венеции. Венеция – это Италия, которая находится в Южной Европе.
В е д у щ и й. Найдите это государство на карте Европы и назовите его столицу.
“Путешественники” по карте находят Италию и называют ее столицу.
Вспомните композитора, который сочинил инструментальную пьесу под впечатлением песни венецианского лодочника. Как она называется? (Ответы детей). Русский композитор Петр Ильич Чайковский, посетив Италию, написал пьесу “Баркарола”.
В е д у щ и й. А сейчас послушайте вступление к песне и скажите, в какой части Европы мы теперь оказались? Найдите это государство на карте Европы и назовите его столицу.
Звучит вступление к песне “Заход солнца” Э. Грига. “Путешественники” по карте находят Норвегию в Северной Европе и называют ее столицу.
Песня “Заход солнца” Э. Грига исполняется до конца.
В е д у щ и й. Посмотрите на эти три портрета. Композиторы какой страны здесь изображены? Найдите это государство на карте Европы и назовите его столицу.
“Путешественники” по портретам узнают Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена, затем по карте находят Австрию. называют ее столицу и вспоминают произведения, которые написали эти композиторы.
К а п и т а н. Стоянка в Европе завершена. Убрать трап, отдать швартовые концы, поднять паруса!
Парусное судно “Садко” выходит в море и берет курс на Азию.
“Путешественники” имитируют движения корабля и морских волн под музыку вступления к I части сюиты “Шехеразада” Н. А. Римского-Корсакова.
К а п и т а н. Наше парусное судно “Садко” делает вторую стоянку в Азии.
В е д у щ и й. Поприветствуем жителей Азии!
“Путешественники” жестами приветствуют жителей Азии.
Что это за удивительные звуки? На каком музыкальном инструменте играют в этой стране? Найдите это государство на карте Азии и назовите его столицу.
Звучит фрагмент традиционной индийской музыки “Ситар”. “Путешественники” по тембру определяют ситар, затем по карте находят Индию и называют ее столицу.
К а п и т а н. Стоянка в Азии завершена. Убрать трап, отдать швартовые концы, поднять паруса!
В е д у щ и й. Парусное судно “Садко” выходит в море и берет курс на Африку.
“Путешественники” имитируют движения корабля и морских волн под музыку вступления к I части сюиты “Шехеразада” Н. А. Римского-Корсакова.
К а п и т а н. Наше парусное судно “Садко” делает третью стоянку в Африке.
В е д у щ и й. Поприветствуем жителей Африки!
“Путешественники” жестами приветствуют жителей Африки.
В е д у щ и й. Музыка Африки включает в себя музыку разных народов. Назовите их… Вспомните, какую негритянскую песню племени банту мы исполняли в классе? (Ответы детей). Это детская песня “Уконготванэ”.
“Путешественники” исполняют детскую негритянскую песню племени банту “Уконготванэ” в сопровождении группы ударных инструментов.
К а п и т а н. Стоянка в Африке завершена. Убрать трап, отдать швартовые концы, поднять паруса!
Парусное судно “Садко” выходит в море и берет курс на Америку.
“Путешественники” имитируют движения корабля и морских волн под музыку вступления к I части сюиты “Шехеразада” Н. А. Римского-Корсакова.
К а п и т а н. Наше парусное судно “Садко” делает четвертую, последнюю стоянку в Америке.
В е д у щ и й. Поприветствуем жителей Америки!
“Путешественники” жестами приветствуют жителей Америки.
В е д у щ и й. Где находятся Соединенные Штаты Америки? Сколько всего штатов в США? Найдите это государство на карте и назовите его столицу.
Мы с вами сегодня “отправимся” на машине марки “форд” в штат Каролина.
“Путешественники” исполняют песню “Дело было в Каролине” Р. Бойко. Несколько учащихся имитируют поездку на машине, “рулят”, “чинят машину” и т.п.
К а п и т а н. Стоянка в Америке завершена. Убрать трап, отдать швартовые концы, поднять паруса!
Наш музыкальный круиз завершен. Парусное судно “Садко” берет курс домой!
“Путешественники” имитируют движения корабля и морских волн под музыку вступления к I части сюиты “Шехеразада” Н. А. Римского-Корсакова.
Оборудование урока. Портреты композиторов, географическая карта, иллюстрации гондольера и ситара, ударные инструменты.
Литература
1. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе. – М., 2003.
2. Надолинская Т.В. Игра-драматизация в школе: история и современность: Монография //Высшая и средняя профессиональная школа в России и за рубежом. 2000. Вып. 1. поз. 9. М., 2000. 114 с.
3. Надолинская Т. В. Музыка: Учебник-тетрадь для учащихся 1 класса четырехлетней начальной школы. Таганрог, 2001.
4. Надолинская Т. В. (в соавт.) Музыка: Учебник для учащихся 3 класса трехлетней начальной школы. Таганрог, 1998.
5. Надолинская Т. В. Книга для учителя. Методические рекомендации к учебному комплекту “Музыка” (1-4 классы). Таганрог, 2001.