Психологизация учебно-воспитательного процесса. Программа по профилактики наркозависимости

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Объяснительная записка.

Наступление нового тысячелетия, развитие новых информационных технологий, реформы в обществе и сознании людей привели не только к интенсивному росту общественного сознания, но и к появлению множества социально-психологических проблем. В связи со сложившейся в мире ситуацией активного злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ) представителями всех национальностей и возрастов, специалисты всех ведомств на самых разных уровнях заявляют о необходимости проведения антинаркотической работы. На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно-ориентированная профилактика наркотизации детей и подростков. Как свидетельствуют результаты многочисленных исследований профилактикой необходимо заниматься, начиная с дошкольного возраста, так как все чаще встречаются случаи злоупотребления ПАВ – алкоголя, табака, наркотиков уже в начальных классах.

Об актуальности проблемы говорят следующие цифры. По экспертным оценкам число наркоманов по республике в настоящее время превысило 200 тыс. человек. За последние 5 лет количество потребителей наркотиков в Pеспублике Татарстан возросло в 4 раза. При сохраняющейся тенденции роста числа лиц, злоупотребляющих наркотиками, к концу 2005 года может превысить 400 тыс. человек. Таким образом, с учетом, прежде всего, возрастной категории большинства наркоманов (13–25 лет), под угрозой оказывается все новое поколение республики. По данным социологических исследований, количество наркоманов в городе Альметьевске составляет 5 тысяч человек, официально на учете в наркологическом диспансере состоит 617 человек (на конец 2001 года); количество ВИЧ – инфицированных – 630 человек.

За последние 10 лет частота курения среди девочек возросла с 12 до 18%, а среди мальчиков она стабильно сохранялась в пределах 28–32%. Отмечено значительное увеличение частоты курящих с возрастом. Если в 5 классе курили 9% мальчиков и 1,8% девочек, то к 11 классу число курящих увеличилось до 51,6% среди мальчиков и до 43% среди девочек. На примере 11 регионов страны установлено, что 72–92% школьников и 80-94% школьниц употребляют алкоголь.

В 1995 году каждый четвертый старшеклассник имел опыт употребления наркотиков. В 1996–1997 году – каждый третий, в 1998–2000 – почти половина …!

По данным МВД России за последние 10 лет преступность среди подростков, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, поднялась на 52%, а среди употребляющих наркотики – в 2,2 раза.

Прямым следствием роста наркомании является рост числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и т.д.

Поколение молодых людей, которому сейчас до 20 лет, оказывается повально вовлеченным в употребление наркотиков. “Благополучный район”, “престижное учебное заведение”, наличие железных дверей не являются больше преградой, запрет и запугивание не работают. Идет “охота” на детей из благополучных семей.

В нашей школе учатся, в основном, дети из благополучных и обеспеченных семей. И со стороны наркобизнеса к нашим учащимся уделяется повышенное внимание, так как они могут являться одним из реальных источников обогащения. Поэтому первичной профилактике употребления ПАВ мы уделяем большое внимание. Программа предусматривает работу с детьми (с дошкольного возраста и до выпуска) в тесном взаимодействии с родителями, с педагогами и персоналом школы.

За основу нашей программы мы взяли модель моральных принципов, стратегией которой является добровольный отказ от применения ПАВ, основанный на разумном эгоизме, на любви к самому себе.

Ресурс эгоизма и интеллекта у современных учащихся неисчерпаем, на него вполне можно опереться. Этот эгоизм и интеллект нужно повернуть против наркотиков. Если каждый ребенок на предложение попробовать наркотик ответит решительным отказом, а на попытки принудить будет сопротивляться, кричать, вырываться, пинаться, но не даст себя уколоть, то спрос на наркотики прекратится. Сокрушительный контрудар по наркобизнесу могут сделать только те молодые люди, за которыми сегодня наркобизнес охотится. Надо поднять их самосознание до массового осуждения наркомании. Переориентировать молодежь из пассивных потенциальных потребителей наркотиков, обреченных на вымирание, в статус активных борцов с наркотизацией, способных спасти себя и свою страну от разорения и вырождения.

Предмет запрета – наркотик, а также алкоголь и табак – нужно сделать предметом добровольного отвержения на основе знаний о действии наркотиков на организм и об истинных причинах распространенности этих “химических источников радости”. Альтернативой должны выступать истинные собственные интересы и увлечения учащихся.

В настоящее время важно избежать оппозиционного отношения учащихся к воспитательной работе. Для этого нужно использовать их собственные интересы. Можно исходить из того, что в природе существуют такие действия, которые молодым людям запрещать не нужно, потому что они их и так не совершают. Надо понять, каким образом у людей появляется свой собственный категорический запрет на определенные действия. А поняв этот механизм самозапрещения, использовать его в борьбе с вредными удовольствиями.

Можно привести много примеров самозапретов:

  1. Не надо запрещать прыгать с 10 этажа. Почему не надо? Потому что и без запрета нормальные люди не делают этого, даже если их пытаться соблазнять возможностью ощутить сильнейший “кайф” от свободного полета.
  2. От соблазна их надежно удержит знание того, что после короткого удовольствия они очень больно ударятся о землю, получат травматические повреждения всех органов, от которых погибнут.

    Роль категорического самозапрета на прыжки с крыши играют желание жить и знание о смертельной опасности таких прыжков.

    По такой технологии – актуализация наиболее значимых собственных потребностей человека и соотнесение их с эффектами наркотиков, алкоголя и табака можно сформировать у учащихся их собственное убежденно-мотивированное отрицательное отношение к наркотизму.

  3. Не надо запрещать набрасывать на свою шею удавку и медленно её затягивать. Ни один нормальный человек этого не делает, потому что дыхание – необходимая потребность организма. Воздух общий и бесплатный. Все дышат сколько хотят. Никто не имеет права ограничивать дыхание.
  4. Это неотъемлемое право человека на дыхание, и воздух является аргументом для добровольного отказа от наркотиков.

  5. Нельзя запрещать людям кашлять, когда в горле накопилась мокрота и хочется откашляться. Для соблюдения норм приличия можно выйти из комнаты, чтобы откашляться.
  6. Право на кашель тоже аргумент для отказа от наркотиков.

  7. Бесчеловечно вводить ограничения на посещения туалета – мочиться не больше 2 раз в день, а опорожнять кишечник 1 раз в неделю.
  8. Препятствия для удовлетворения этих препятствий воспринимаются как издевательство и вызывают протест. Этот протест и нужно перенести на наркотики.

  9. Не надо запрещать молодым людям превращать себя в импотентов и кастратов. Они и без запретов избегают всего, что может снизить их сексуальность. Они хотят любить, хотят и имеют право рожать.
  10. Желание быть потентными и привлекательными способно конкурировать с желанием быть одурманенным.

  11. Только очень глупым маленьким детям надо запрещать брать у родителей деньги и передавать их каким-то предприимчивым людям, делающим состояния на доверчивости и глупости детей.
  12. Передача родительских денег наркоторговцам также веское основание для отказа от наркотиков. Лучше деньги потратить на себя.

Примеров самозапрета людьми действий, противоречащих их собственным интересам, можно привести очень много. В их основе самостоятельная, осознанная защита своих собственных интересов. Когда молодые люди поймут, что им нужно защищать свою жизнь, честь и имущество, они сами найдут для этого способы, время и средства. При осознании опасности у людей появляется собственная мотивация к её устранению, причем обнаруживаются огромные волевые и интеллектуальные резервы.

Вполне возможно оказать такое информационно-психологическое воздействие на учащихся, после которого они сами захотят и смогут избавить себя и своих близких от наркотиков как, например, от чесотки и педикулеза. Эти заболевания не престижны, не модны, позорны, поэтому люди справляются с ними сами, проявляя при этом полную самодостаточность.

Нормальные люди сами себе не враги. С ними не надо бороться. Надо предоставить людям право самостоятельного выбора удовольствий, но обеспечить это выбор всей необходимой информацией, чтобы знания о предмете выбора были полными, как о прыжке с крыши – есть очень большое удовольствие от полета, но его последствия смертельны, неотделимы и неотвратимы.

Наркотические удовольствия также неотделимы и неотвратимы от смертельных последствий.

Цели и задачи программы.

Цели:

  1. Разработка и реализация программы по развитию системы личного противостояния наркотика, формированию “наркоустойчивости” на основе самозапрета и формированию навыков:
    • управления собой в состоянии напряжения, в стрессовых ситуациях;
    • коммуникативной и социальной компетентности;
    • конструктивного поведения в конфликтах;
    • отстаивания и защиты своей точки зрения и своих интересов;
    • ответственного принятия решений;
    • рефлексии особых состояний сознания;
    • осознанного отношения к ПАВ.
  2. Антинаркотическое просвещение учащихся, родителей, педагогов. Наличие достоверной, предоставленной в соответствии с возрастными особенностями информации, является важным условием профилактики употребления ПАВ.
  3. Исходя из выше сказанного, мы выделяем следующие задачи первичной профилактики:

    • предоставление учащимся достоверной информации о ПАВ с учетом их возрастных особенностей;
    • минимизация факторов психологического характера;
    • овладение учащимися психотехнологией преобразования негативных установок в личностно-развивающие;
    • развитие здорового самопознания;
    • психологическое просвещение родителей, педагогов по вопросам профилактики ПАВ;
    • содействие раскрытию способностей и интересов учащихся.

    Принципы первичной личностно-ориентированной профилактики:

    1. Системность – проведение профилактической работы со всеми представителями системы – школа-семья-ребенок;
        • работа с учащимися;
        • работа с педагогами;
        • работа с родителями.
    2. Преемственность – проведение профилактической работы на протяжении всего периода становления личности, структура программы включает в себя три уровня (работа с целевыми группами различными по возрасту):
    3. 1 уровень – дошкольники;

      2 уровень – младший школьный возраст (1–4 класс);

      3 уровень – мл. подростки (5–6 класс);

      4 уровень – подростки (7–9 класс);

      5 уровень – старшеклассники (9–11 класс).

    4. Комплексность – с одной стороны программа затрагивает все основные аспекты развития человека:
        • осознание себя, тела, эмоций;
        • семейные взаимоотношения, самооценка и устойчивость к стрессу;
        • осознание своей зависимости и внушаемости, трансовых состояний, способности критически мыслить;
        • сопротивление давлению со стороны, деструктивная конфликтность и коммуникативная компетентность;
        • ответственное поведение, сексуальность и раскрытие творческого потенциала.

      Разработка тем модифицируется в зависимости от уровня развития, направления деятельности и формы организации работы.

      С другой стороны, в разработке занятий использованы различные формы организации работы и подачи материала с учетом новейших достижений в области практической психологии и социальной работы:

        • работа с аудиторией (лекции и групповые дискуссии);
        • работа в группе (ролевые игры, упражнения на релаксацию и творческую визуализацию, сказкотерапия, арт-терапия, самовыражение в танце и в движении, тренинг коммуникативной компетентности);
        • использование аудиовизуальных и дидактических материалов (видеофильмы, плакаты и т.д.)
    5. Позитивность – развитие практических навыков, достоверная подача информации без запугивания, на основе реализации принципа разумного эгоизма.
    6. Активность – использование интерактивных методов обучения;
    7. Компетентность – проведение работы с учетом возрастных особенностей детей и подростков специалистами (преподаватель ЗОЖ, психологи, приглашенные специалисты);
    8. Возможность органичного вплетения в учебный процесс (на уроках валеологии и факультативов по психологии) в соответствии с возрастными особенностями детей:
      • 5 занятий в течение года по 35 минут для дошкольников, по 45 минут для младших школьников;
      • по 1 занятию в неделю в течение года для младших школьников;
      • тренинги (15 занятий) по 90 минут для подростков и старших школьников;
      • лекции для родителей и педагогов.

    Этапы и сроки реализации программы:

    1 этап. Проведение социально-психологического мониторинга среди учащихся и родителей.

    Сроки реализации: октябрь 2003 год

    2 этап. Реализация программы по развитию системы личного противостояния наркотикам, алкоголю, табаку на основе разумного эгоизма, принятия себя и своих собственных интересов и влечений.

    Сроки реализации: 2003 – 2005 учебный год.

    3 этап. Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы.

    Сроки реализации: апрель 2005 года.

    Предполагаемые конечные результаты.

    1. Развитие навыков:

      • управления собой в состоянии напряжения, в стрессовых ситуациях;
      • коммуникативной и социальной компетентности;
      • конструктивного поведения в конфликтах;
      • отстаивания и защиты своей точки зрения и защиты;
      • ответственного принятия решений;
      • рефлексии особых состояний сознания;
      • осознанного отношения к ПАВ.
    1. Обеспечение непрерывности социально –психологического сопровождения развития и создания социально-психолого-педагогических предпосылок гармоничной личности в семье, в детском саду, в школе.
    2. Создание комплексной базы данных социально-психолого-педагогического развития ребенка, что даст возможность прогнозировать поведение детей и подростков, его возможные нарушения, а следовательно – проводить их своевременную профилактику.
    3. Выявление детей и подростков с проблемами социальной дезадаптации, нарушениями интеллектуального и психического развития, проведение с ними коррекционной работы.

    Критерии оценки.

    Критериями оценки степени эффективности программы является оптимизация уровня развития следующих параметров:

    1. Социально-психологический климат в семье;
    2. Социально-психологический статус в системе отношений со сверстниками;
    3. Особенности познавательной и творческой деятельности:
      • произвольность психических процессов;
      • развитие критического мышления;
      • сформированность важнейших составляющих ведущей деятельности
      • уровень развития творческого потенциала.
    1. Особенности мотивационно – личностной сферы:
      • движущие мотивы ведущей деятельности;
      • ведущий тип регуляции деятельности (достижение успеха, избегание неудач);
      • устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности);
      • наличие выраженных личностных акцентуации.
    2. Особенности системы отношений к миру и самому себе:
      • отношение со сверстниками;
      • отношение к себе;
      • отношение к значимой деятельности; отношение к значимым представителям института социализации (воспитатель, учитель, преподаватель);
      • удовлетворенность собой и своими отношениями с миром.
    3. Особенности поведения и общения:
      • взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
      • соблюдение социальных и этических норм;
      • поведенческая регуляция;
      • активность и независимость;
      • реакция на стресс;
      • совершение профессионального выбора.

Практически каждый ребенок проходит через стадию “маленьких обезьянок”, с особым искусством подражая окружающим, копируя их. Эту поведенческую особенность детского возраста психологи называют реакцией имитации. Она вполне естественна и даже необходима для нормального психического развития ребенка. Ведь таким образом он примеряет на себя различные социальные роли, которые в будущем ему предстоит выполнять, учится строить свои взаимоотношения. Однако в силу того, что у детей еще недостаточно сформирован аналитико-прогностический компонент мыслительной деятельности, они не в состоянии выбирать образцы для подражания, словно зеркало, отражая все то, что их окружает. В полной мере это относится и к наркогеннному поведению.

Первым примером для подражания ребенку служат его родители. Таким образом, роль наркогенной семьи в развитии раннего приобщения к одурманиванию очень велика. Но и нормальные семьи вносят свой вклад в наркотизацию, используя легальные наркотики – алкоголь, никотин. В этом случае алкогольные напитки на столе у ребенка прочно связываются с атмосферой праздника, веселья в доме. Знакомство с ними кажется привлекательным, поскольку помогает стать похожим на папу, его друзей – таких сильных, мужественных – взрослых. Так происходит первая алкогольная проба. Конечно, совсем необязательно, что она неминуемо приведет к формированию наркогенной зависимости. Но… одурманивание – словно болото, каждый новый шаг все глубже затягивает в трясину. По данным социологических опросов 82% несовершеннолетних наркоманов из благополучных семей начинали свою наркогенную карьеру с домашних праздников, поддерживая компанию взрослых.

Раннее приобщение к алкоголю и курению чрезвычайно опасно по многим причинам. Во-первых, даже единичные пробы этих веществ наносят существенный вред здоровью ребенка. Во-вторых, установлено, что чем раньше ребенок познакомился с ними, тем с большей вероятностью он и дальше будет продолжать использовать их. В третьих, в дальнейшем такой опыт может в значительной степени облегчить приобщение ребенка к наркотическим и токсическим веществам. В связи с этим необходимо начинать антинаркогенную работу с детьми уже в дошкольном возрасте.

Решающее значение в ранней профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения имеет место работа с родителями по оздоровлению микросоциальной среды ребенка.

Рекомендации по проведению занятий с дошкольниками.

    1. Занятия лучше проводить в кабинете психолога или в специальном помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.
    2. Продолжительность занятия не должна превышать 35 минут.
    3. Оптимальная периодичность встреч участников 1-2 раза в неделю.
    4. Оптимальное количество детей в группе 6 человек.
    5. Ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки во время занятия, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым.
    6. Ведущий является активным участником всего происходящего, в доступной для детей форме делится своими чувствами и переживаниями.
    7. Во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или на полу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Занятия с маленькими детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые могут стать помехой в работе, а могут быть использованы ведущим и как материал для совместной деятельности участников. Важно, чтобы ведущим был искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками саморегуляции и релаксации.

Тематический план занятий.

Занятие 1. Курить – здоровью вредить.

Занятие 2. Алкоголь – яд.

Занятие 3. Наркотики – наши враги.

Занятие 4. Здоровье – наше богатство.

Занятие 5. Советы доктора Айболита.

Программа просвещения родителей дошкольников.

  1. Что такое наркотики и наркомания.
  2. О любви, связывающей родителей и детей.
  3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Начало обучения в школе – один из самых значимых моментов в жизни человека, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию.

Ребенок младшего школьного возраста очень активно растет и развивается. В этот период его организм особенно чувствителен к любым неблагоприятным воздействиям. Особое место среди них занимает ранняя наркотизация. Высокая опасность ранней наркотизации обусловлена следующим:

    • У детей, в силу возрастных особенностей развития, не сформированы физиологические механизмы “обезвреживания” наркогенных веществ. Поэтому даже незначительные, с точки зрения взрослых, дозы способны вызвать сильнейшее наркогенное отравление.
    • Наибольшей уязвимистью к действию наркогенных веществ обладают клетки нервной системы, а также клетки печени и почек. Ранняя алкоголизация и курение обусловливают возникновение нарушений в нервно-психической сфере ребенка, снижение темпов его умственного развития и интеллектуальных функций.
    • Ранняя наркотизация в значительной степени замедляет темпы физического созревания организма. К примеру, установлено, что курящие школьники отстают в росте от своих сверстников в два раза.
    • И самое главное: у детей гораздо быстрее, чем у взрослых развивается привыкание к одурманиванию.

Младшему школьному возрасту присущ так называемый этап естественного аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Главным образом это, конечно, касается мальчиков. Ребенок с удовольствием демонстрирует окружающим “чудеса храбрости” – не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед носом мчащейся машины, забирается на крышу, совершает множество других “подвигов”.

Обычно этот этап сопровождается множеством синяков и шишек и является своеобразным способом оценки ребенком себя “на прочность”. Однако в том случае, если у ребенка недостаточно сформированы функции самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к психоактивным веществам.

Тематика занятий с младшими школьниками.

1. Будь бездымным, а не безумным.

2. Что находится на дне бутылки.

3. Что такое наркотики.

4. Кто сильнее – наркотики или человек.

5. Мое тело – моя собственность.

Программа антинаркотического просвещения родителей учащихся начального звена.

Встреча 1. Современная ситуация злоупотребления ПАВ.

Встреча 2. Наркотики и возраст, или когда возникает интерес к наркотикам.

Встреча 3. Антинаркотический спектакль (совместное с детьми занятие).

Подростковый возраст не случайно называют “трудным” – вчера еще такие послушные и дисциплинированные, сегодня мальчики и девочки вдруг становятся неуправляемыми, грубыми и даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими перестройками, которые претерпевает организм подростка. Темпы созревания различных систем органов оказываются неодинаковыми, нередко они просто не успевают друг за другом (так, к примеру, причина подростковых обмороков чаще всего заключается в том, что общий рост тела опережает развитие сосудистой системы). Субъективно все это проявляется ощущением физиологического дискомфорта – болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца, что с ними происходит, и пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Реальное знакомство с наркотиками в этот период особенно опасно, поскольку созает иллюзию физиологического благополучия, на время снимая физиологические ощущения.

10 –12 лет.

Детей интересует все, что связано с наркотиками, – их действие, способы употребления. Для них наркотик – это неизвестный и запретный мир, и как все незнакомое и запретное, он вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследований, о последствиях употребления наркотиков они либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьёз. Знания о наркотиках обрывочны, чаще всего получены со слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителей (передаточное звено).

Младший подростковый возраст является сензитивным возрастом к формированию отрицательного отношения к антисоциальному поведению людей (находящихся в состоянии сильного алкогольного опьянения).

Поэтому этому возрасту мы уделяем особое внимание и усиливаем работу по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. Занятия проводятся по программе Соловова А.В. “Навыки жизни” 1 раз в неделю в течение года.

Тематика занятий.

  1. Знакомство.
  2. Основные нормы и взаимоотношения в группе.
  3. Умение слушать.
  4. Виды и формы общения.
  5. Умение начинать, поддерживать и прекращать разговор.
  6. Агрессивность, неуверенное поведение и поведение с уверенностью.
  7. Сопротивление давлению со стороны.
  8. Умение сказать “Нет”.
  9. Стресс. Способы борьбы с ним.
  10. Отрицательные эмоции и как справиться с гневом.
  11. Критика, навыки критического отношения.
  12. Умение принимать решения.
  13. Поведение в конфликтной ситуации. Разрешение конфликта путем совместного принятия решения.
  14. Я особенный и себя уважаю.
  15. Как подружиться.
  16. Как поддерживать дружбу.
  17. Как пережить потерю друга.
  18. Как прервать нежелательную дружбу.
  19. Взаимоотношения с родителями и со взрослыми.
  20. Умение отвечать за себя.
  21. Что такое наркотики.
  22. Правильное и неправильное использование медикаментов.
  23. Употребление, злоупотребление, болезнь.
  24. Употребление табака, табакизм.
  25. Алкоголь.
  26. Наркотизм.
  27. Токсические вещества.
  28. Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет  наркотики.
  29. Никогда не пробовать и употреблять наркотики – хорошо.
  30. ТВ, видео, компьютерные игры.
  31. Заключительное занятие “Викторина веселых и находчивых”.

12 –14 лет.

Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления “легких” наркотиков. Широко распространено заблуждение об их существовании.

О наркотиках знают многое, но информация черпается из рассказов знакомых, отчего знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику если и не позитивное, то с присутствием определенного “ореола привлекательности”. Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 12–14 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.) и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем, с чего начинается употребление психоактивных веществ, появляется аддиктивное поведение.

Тематический план занятий.

  1. Знакомство. Правила и цели групповой работы.
  2. Знакомство с телом.
  3. Знакомство с миром собственных эмоций.
  4. Работа с семейными взаимоотношениями.
  5. Работа с самооценкой.
  6. Развитие стрессоустойчивости.
  7. Осторожно – яды: табак и алкоголь.
  8. Осторожно яды: токсические вещества и зависимость от наркотиков.
  9. Развитие навыков давлению со стороны.
  10. Снижение деструктивной конфликтности.
  11. Тренинг коммуникативной компетентности.
  12. Встреча миров: мальчики и девочки.
  13. развитие навыков критического мышления и ответственного поведения.
  14. Раскрытие творческого потенциала.
  15. Заключение. Антинаркотический спектакль.

14 – 17 лет.

Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на молодежных вечеринках, в компаниях друзей, на подворотне – в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный – через близких знакомых и друзей. Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется все более и более определенное отношение к наркотику.

По отношению к наркотикам можно выделить пять групп подростков.

  1. Употребляющие и втягивающие других.
  2. Считают употребление наркотиков признаком уверенности, независимости, силы. Активный интерес к наркотикам приобретает прагматический характер. Исследуются различные формы наркогенных веществ, идет поиск путей повышения эффекта при одновременном снижении риска.

    Вовлечение других в среду употребляющих наркотики может быть связано с убеждением полезности или быть продиктовано негативными стремлениями: умышленным нанесением вреда, разрушением имиджа “чистоты”, материальной выгодой (распространение наркотиков за возможность скидок при покупке для себя).

  3. Употребляющие, но понимающие опасность.
  4. Не стремятся их распространять, себя считают жертвами. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или мешают внешние обстоятельства. В этой группе есть и такие, кто идет на сознательное саморазрушение, пытаясь таким образом что-то “доказать миру”.

  5. Активные противники.
  6. Это самая малочисленная группа, позиция её представителей такова: “Я никогда не буду употреблять наркотики и буду противостоять распространению этого зла среди моих друзей”. Иногда эта позиция основана на знаниях, чаще – на эмоциональном отражении. Во втором случае “грамотный” представитель второй группы может поколебать уверенность активного противника.

  7. Равнодушные противники.
  8. Отказываются от наркотиков при допущении их употреблении другими: “Я наркотики не употребляю, а судьба других меня не касается. Хотят травиться - их дело”.

  9. Не определившие свое отношение к наркотикам.

Выступают потенциальными участниками четырех предыдущих.

Реакция группирования со сверстниками играет наиболее существенную роль в адаптивном поведении. Абсолютное большинство несовершеннолетних начинает употребление алкоголя и наркотиков в группе, испытывая её сильное давление. Учитывая важность для подростка общения со сверстниками, можно реально оценить трудности противостояния наркогенному давлению.

Тематика занятий.

    1. Самоспасение – наиболее перспективная стратегия спасения от наркотиков.
    2. Влияние наркотиков на организм (дыхание, кашель, сердечно-сосудистую систему, пищеварения, психические функции).
    3. Нормальные способы получения удовольствий. Биологическая и социальная сущность удовольствий.
    4. Плата за обман природы. Миф о слабых и безопасных наркотиках.
    5. Особенности личности потенциальных наркоманов. Смена социального окружения.
    6. Смена стратегии поведения и потеря цели жизни. Изменение личности наркоманов. Отношение людей к наркоманам.
    7. Возможно ли излечение от наркомании. Кто виноват?
    8. Когда возникла проблема наркомании. Наркомания угроза существования нации.
    9. Экономические и идеологические предпосылки для распространения наркомании.
    10. Косвенная реклама массовой наркотизации населения. Социальные предпосылки для распространения наркомании.
    11. Нравственные нормы как гарантии здоровья. Необходимость личной ответственности за наркотизацию.
    12. Отношение государства к наркомании. Ответ защитникам права на существование наркомании.
    13. Альтернатива наркотикам. Защищайте сами свое психическое здоровье.
    14. Признаки телепродукции, разрушающей здоровье. Отношение молодежи к деструктивной продукции средств массовой информации.
    15. Признаки музыки и танцев, разрушающих психическое здоровье. Можно ли победить наркоманию?

Тематика лекций для родителей и педагогов.

  1. “Стоит задуматься, или Крайне тревожная статистика”.
  2. “Опасные заблуждения, или Что мы думаем о наркотиках”.
  3. “Наркотики и подросток, или Педагогические проблемы становления личности подростка”.
  4. “Формирование пристрастия к наркотикам, или Почему подростки принимают наркотики”.
  5. Этапы приобщения к наркотикам, или Как становятся наркоманами”.
  6. “Семья и наркотики, или Влияние дисгармоничных семейных отношений на подростковую наркоманию”.
  7. Наркотики и их жертвы, или Что нужно знать о наркотиках”.
  8. В преддверии опасности, или Как распознать наркоманию”.
  9. “Целевая программа “Школа без наркотиков”, или Что может современная школа”.
  10. Профилактика наркомании, или всем миром на борьбу с дурманом”.