Главное — учить мыслить

Разделы: Начальная школа


Главное - учить мыслить.

В школьной программе много предметов, а главного предмета нет - мышление. Ни для младших, ни для старших такого предмета даже в отдалённом будущем вводить даже и не собираются. Просто такой методики нет - учить мыслить. Познавая любой предмет в школьной программе, ребёнок должен мыслить, рассуждать, анализировать, сравнивать, делать правильные или неправильные выводы, а он вынужден механически всё просто зубрить. Его не учат рассуждать, в него "втискивают" нужные и ненужные знания. Главное - научить, а не мыслить.

Что означает владение математикой? (Хотелось бы понять, правильно ли я думаю, рассуждаю и стараюсь применить это на практике.)

Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.

Учитель должен стараться, чтобы ученики научились лучше рассуждать, его задача - стимулировать и поощрять творческое мышление.

Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений, предвидеть результаты действий, осуществлять творческую и целенаправленную деятельность на основе скрытых свойств и связей окружающей действительности, которые не даны нам в ощущениях и восприятии, а раскрываются в процессе мыслительной деятельности. Ребенок в процессе своего развития осваивает способы познания, выработанные человечеством в ходе исторического развития. Полноценное усвоение предложенного содержания любой области знаний обеспечивается посредством формирования теоретического мышления, реализуемого на основе теоретических обобщений. Теоретическое мышление вскрывает внутренние, существенные закономерности и взаимосвязи, которые непосредственно наблюдаться не могут, а выявляются в процессе развития целого, в мысленных соотношениях его с прошлым и будущим. Познание представляет собой мыслительную деятельность, заключающуюся в функционировании многообразных операций. К ним относятся сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация. Процесс освоения мыслительных действий и операций осуществляется в несколько этапов. Каждый из этапов характеризуется определенным условием или видом мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

В школьном обучении осуществляется освоение логического мышления. Ученики учатся оперировать обобщенными свойствами и связями, что позволяет обследовать недоступные для реального восприятия объекты, устанавливать общие закономерности, характерные для большого класса объектов. Логическое мышление расширяет кругозор ребенка, переносит его в такие области окружающего мира, которые не связаны с его личным опытом. В логическом мышлении ребенок оперирует такими формами как понятие, суждение, умозаключение.

Характеристика уровня развития мыслительной деятельности проявляется в следующих качествах ума: самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность.

Самостоятельность - способность выдвигать новые задачи и решать их самостоятельно.

Широта - способность к проявлению познавательной деятельности в разных областях знаний.

Глубина - способность проникать в глубь явлений, видеть ход дальнейших событий и причинно-следственные связи.

Гибкость - способность свободного и быстрого выбора приемов и способов решения задачи.

Быстрота - способность быстро осуществлять мыслительные операции.

Критичность - способность объективно оценивать свои и чужие мысли.

Развитие данных качеств ума, воспитание их, умение ими пользоваться помогает детям в дальнейшей их жизни.

Универсальный элемент мышления - логика. Полноценное развитие мышления современного человека, осуществляемое в ходе самопознания и общения с другими людьми, в ходе рассуждений и знакомства с образцами мышления, невозможно без формирования логической культуры.

Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию научного мировоззрения, повышает общий уровень культуры мыслительной деятельности учащихся, развивает умение устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано проводить рассуждения. Поэтому учащихся необходимо учить проводить умозаключения об истинности и сложности утверждения. Я уделяю особое внимание этому. Очень хочется научить ребенка самому добывать знания. Я понимаю, что не всех детей можно научить этому, но я стараюсь. Для этого строю уроки таким образом, чтобы дети путем исследования, методом проб и ошибок сами строили догадки по изучаемым темам. Такой способ учебы дает больший эффект, так как добытые собственным трудом знания лучше запоминаются и лучше усваиваются. Но в классе есть разные дети, и работать на среднего ученика мы не можем. Сейчас стоит вопрос, как нам выявить одаренных, способных детей. А ведь они есть, их надо просто найти, помочь им раскрыться.

Не всегда одаренность растущего человека в обычных условиях сама собой созревает и расцветает. Есть категория детей, чей как бы дремлющий интеллект нуждается в активной стимуляции, чьи внутренние силы нужно именно пробудить. Не подлежит сомнению, что ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является учитель. В свою очередь, это предъявляет особые требования к его профессиональной и личностной подготовке. Здесь недостаточно высокой предметной подготовки, потому что обучение при таком подходе начинает приобретать развивающий характер. На смену традиционным технологиям приходят развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности, как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного. В своем классе я выделила детей, которые

  • “ хотят учиться” (активны на уроках, исполнительные, добросовестные с высокой учебной мотивацией);
  • “могут учиться” (обладают отличной памятью и вниманием, грамотной речью, развитым мышлением);
  • “создают свое” (задают интересные вопросы, имеют собственные мнения, идеи, нестандартно в мыслят).

И поскольку школа сегодня ориентирована на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, то определены следующие задачи:

  • Развитие целостной картины мира и системного мышления у детей.
  • Развитие творческого, критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем.
  • Развитие способностей к самостоятельному обучению и исследовательской работе.
  • Обучение умениям работать совместно (решать проблемы в малых группах, вести диалог и дискуссию, принимать во внимание точку зрения другого человека).
  • Развитие способностей к самопознанию и самопониманию.

Все это дает возможность работать творчески, на детей и для детей. В представленных уроках я постаралась показать, как на уроках можно, опираясь на знания детей, знакомиться с новой темой.

МАТЕМАТИКА 3 класс (учебник Петерсон Л.)

Тема: УМНОЖНЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО.

Цель урока:

  • опираясь на знания детей познакомить с умножением на двузначное число;
  • повторить и закрепить знания учащихся по пройденным темам;
  • развивать вычислительные навыки, математическую речь, мышление, умение отстаивать свое мнение;
  • воспитывать интерес к математике, любознательность, умение доводить работу до конца.

Организация класса.
На прошлом уроке мы писали контрольную работу, где проверили знания по пройденным темам, написали очень хорошо, я очень довольна, я вами горжусь. Молодцы! Вы показали хорошие знания и сегодня мы познакомимся с чем-то очень интересным, очень сложным, трудным. Но вначале как всегда займемся повторением.

Чистописание.

  • Запишем сегодняшнее число, классная работа.
  • Записать число, которое на 5 больше, чем 80, уменьшайте данное число на 1 десяток, полученные числа запишите: 85, 75, 65, 55, 45, 35, 25, 15, 5
  • Что можно рассказать о данных числах ?

Повторение пройденного. Изучение нового материала.

  • Проведем такую работу. На полях тетради ставим + если вы знаете то понятие, о котором я буду говорить,
    + Я знаю как найти площадь квадрата и прямоугольника.
        А вы? Как? (дети отвечают, как найти площадь квадрата и прямоугольника)
    + Я умею находить объемы куба и прямоугольного параллелепипеда.
       А вы? Как?
    + Я умею находить периметр фигур.
       А вы? Как?
    + Я знаю формулу пути.
       А вы? Как?
    + Я умею производить сложение многозначных чисел.
    А вы?
    +  Я умею производить вычитание многозначных чисел.
    +  Я умею производить умножение.
    +  Я умею делить.
         Я вижу, что вы уже все знаете, а хотите я вам докажу что вы что-то еще не умеете и не знаете.

  • Рассмотрите и скажите. что вы видите? (уравнения и выражения)
  1.   х : 21 = 56
  2. (1800 : 2 :30 + 18 ) : 6 + ( 70 * 7 – 140 : 2 ) : 60
  3. ( 200 + 20 * а ) : 6 = 60
  4. 0 * 19 + ( 45 : 1 – 0 ) * 1 – 18 * ( 12 : 12 )
  5. 8 * х = 96 – 56
  6. 21 * 50 + 21 * 6

Найдите выражение, которое при решении не требует особых вычислительных усилий. ( это зад.4. Дети называют и быстро вычисляют)

Найдите уравнение, в котором первый шаг - это упрощение. ( зад.5. дети устно вычисляют, находят)

Найдите выражение, которое состоит из двух островков, и решите. (зад.2. вычисляют цепочкой – проверяю реакцию, внимание, вычислительные навыки). Найдите самое сложное уравнение, устно решите с подробным объяснением каждого шага. ( зад.3) Выражение, в котором надо найти сумму двух произведений. (зад.6)
Осталось самое простое уравнение, попробуем решить.

Что неизвестно?

Как найти делимое?

Х : 21 = 56 Х = 21 * 56

Надо частное умножить на делитель.

21 * 56 =

Умеем ли мы производить такое умножение?

Значит вы не все знаете и умеете?

Как же умножить двузначное число на двузначное? Ваши предположения?

21 * 56 = 21 * ( 50 + 6 ) = 21 * 50 + 21 * 6 = 1176

Мы такой пример уже решили в устном счете. Молодцы, что заметили! А если какой-то другой способ? Давайте попробуем несколько вариантов.

(Дети предлагают несколько разных способов умножения, выбираем самый рациональный. В классе есть дети, которые сообразят, как решить такой пример, и я постараюсь, чтобы дети сами записали и решили пример столбиком.)

Составляем алгоритм решения таких примеров.( это делают сами дети)

Правильно записать числа.

Первый множитель умножаем на единицу, получаем первое неполное произведение.

Первый множитель умножаем на десяток и подписываем под десятками, получаем второе неполное произведение.

Складываем два неполных произведения и получаем полное.

Самостоятельная работа.
Примеры № 2

56 * 24

158 * 35

32 * 64

561 * 23

165 * 54

Дети решают примеры самостоятельно, тем кому трудно, я помогаю. (Дети приучены к тому, чтобы пробовать свои силы, а, если не получается, они помогают друг другу и не стесняясь просят помощи у меня.)

Вывод: Решение задачи № 3 стр.63

а) чтение задачи.
б) анализ задачи.
в) составление таблицы.

S V t

Б. ? 24 км/ч 2 ч

В. ? 375 км ? 3ч

П. ? 48 км/ч 5 ч

Выделить величины, найти каждую величину.

Решить самостоятельно. После решения проверить, доказать правильность выбора действия.

Проверка.

Вывод.

Подведение итогов урока.

Как вы думаете, все ли мы умеем?

Да, ребята, мы еще не все знаем и умеем. Мы с вами еще многому в жизни должны научиться.

А чему мы сегодня на уроке учились?

Что узнали?

К чему стремились?

Получилось ли у нас?

Молодцы! Домашнее задание такое: на стр. 63 выберите задание, которое вы хотите выполнить и сможете это сделать без помощи родителей, выполните. На следующем уроке объясните свой выбор домашнего задания.

РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 класс (учебник Поляковой)

Тема: РАЗРЯДЫ НАРЕЧИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ.

Цель:

  • дать общую характеристику наречий, разделить их на разряды по значению;
  • повторить пройденный материал;
  • развивать орфографическую зоркость, мышление, речь, учить общаться, делать выводы.

Организация класса

Работа по теме: "Чистописание"

Сегодня для чистописания я выбрала сочетание букв в м с, пропишите и подумайте, что я зашифровала в этих буквах, это будет девизом урока. (Дети фантазируют и выбирают понравившийся текст.)

Я хочу чтобы девизом нашего урока были такие слова “ВМЕСТЕ, МЫ СИЛА!” Как вы думаете, что я имею ввиду выбрав такой девиз?

Словарная работа

Работа со словарем.

Найдите в словаре слова, которые обозначают:

тайну (секрет)
птицу с яркой грудью (снегирь)
человек, который кого-то опекает (шефствовать)
ровная местность (равнина)
на чем спите (кровать)
когда человеку плохо, что у него на душе (печаль)
на землю падает мелкий снег (пороша)
быстрый поезд (экспресс)

Запишите слова, выделите орфограммы, разберите слова, как часть речи – устно. Что в данных словах общее, в чем различие.

Знакомство с новой темой.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которая написала ваша ровесница Эля Куклина, и подумайте, какие слова привлекли внимание юной поэтессы. Правильный ответ на этот вопрос будет темой нашего урока.

Наш язык и скромен и богат
В каждом слове есть чудесный клад
Слово “высоко” произнеси-
И представишь сразу небо синь.
Ты скажи “кругом белым – бело”!
И увидишь зимнее село.
С зимних крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек
Если скажешь слово ты “темно”
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь “ароматно” ты –
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты “красиво”
Пред тобою сразу вся Россия.

Какие слова привлекли внимание маленькую поэтессу?

(высоко, кругом, темно, ароматно, красиво, бело, издалека)

Что это за слова?

Что мы знаем о наречии? (появляется на доске по ответам детей такая запись).

НАРЕЧИЕ.

  1. Неизменяемая часть.
  2. Отвечает на ряд вопросов.
  3. Поясняет глаголы и прилагательные.
  4. Имеет суффикс

Но есть что-то еще, что мы не знаем о наречии. И вот на пятый пункт о наречии мы сегодня должны найти ответ.

Рассмотрите данные слова. Что может объединять данные слова?

Дети пробуют объединить слова по разным признакам, но в конце концов они видят, что данные наречия можно объединить или разделить на группы по вопросам.

Высоко
Кругом
Темно

ГДЕ?
Ароматно
Красиво
Бело
КАК?

Издалека ОТКУДА?

Давайте рассмотрим наречия. Каждое слово что-то обозначает, имеет свое значение. Что обозначает наречие высоко -? Кругом ?

Рассмотрим словосочетания:

воют (как?) громко,
приняли (как?) дружелюбно
маленький (насколько?) совсем
горячий (насколько?) очень,
свернула (куда?) налево,
донесся (откуда?) издалека,
шел (когда?) вчера,
уехал (когда?) давно.

Рассмотрим наречия, какую часть речи они поясняют?

Так как можно разделить наречия? (по значению)

ВЫВОД: Когда наречия поясняют глагол и отвечают на вопросы ГДЕ?.КУДА?. ОТКУДА? . они обозначают место действия.

(Этот вывод дети вывели сами.)

Запишем: (слова дети подбирают сами)

Место действия : Где? Куда? Откуда?

Налево, издалека, слева, справа, везде, наверху, вдали и т.д.

Какая будет следующая группа наречий?

Время действия: Когда?

Вчера, давно, сегодня, сейчас, тогда, рано.

Что обозначают слова громко, дружелюбно, быстро?

Образ действия: Как? Каким образом?

Громко дружелюбно, вброд, быстро, хорошо, медленно, вдруг .

Но есть наречия, которые поясняют прилагательное, они обозначают степень качества.

Степень качества: Насколько?

Очень, совсем, слишком, вполне и др.

ВЫВОД: обобщаем все о наречии.

Закрепление

Cамостоятельно выполнить упражнение 166, найти наречие, определить разряды. После выполнения - проверка.

Обобщение изученного.

Узнали ли мы что-то новое о наречие?

Составить целый рассказ о наречии. (по таблице) привести свои примеры.

ИТОГ УРОКА. ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.