Изначально почти каждый ребёнок приветливо относится к любому своему партнёру по учёбе, по играм. Атмосфера толерантности нарушается там, где возникает конкуренция, т.е. в основном за пределами школы, в мире взрослых. Проблемы взаимоотношений между местными детьми и детьми мигрантов могут возникать тогда, когда эти отношения вольно или невольно негативно начинают влиять воспитатели, преподаватели, родители.
Известно, что если число мигрантов составляет менее 5% населения, группы, то “чужие” воспринимаются как экзотика. Но если этот 5%- ный барьер преодолён, то коренным населением это подсознательно воспринимается как этническая угроза. Рассмотрим данные по национальному составу классов нашей школы. При этом следует заметить, что в нашем микрорайоне- большое общежитие “Метростроя”, которое заселялось в 86-90 годах выходцами из автономных республик России, из союзных республик. Позже, как и по всей Москве, появились беженцы, вынужденные переселенцы.
Итак, начальные классы нашей школы: дети, родители, у которых родились, выросли или учились в Москве – 75%;
приехавшие азербайджанцы – 9%;
татары–5%;
грузины –2%;
армяне – 2%;
другие национальности бывшего СССР – 5%;
другие национальности России – 2%.
То есть, критический порог в 5% преодолён! В этой ситуации главная задача преподавателей и воспитателей такова: показать учащимся, что каждый из мигрантов - представитель нации, у которой глубокие исторические, культурные корни. И представители этих наций, которые сейчас сидят за партами, могут стать достойными гражданами нашего города, привнеся что-то своё, обогатив новыми идеями и достижениями науку, культуру, спорт.
На различных классных часах, предметных неделях, на уроках можно использовать сведения, изложенные ниже. При этом следует развивать на уровне, соответствующему возрасту учеников, их подготовке. Естественно, географию надо выбирать в зависимости от национального состава класса. Но, конечно, здесь должны звучать и сообщения о вкладе русских учёных в развитие науки. Сведения об этом можно найти в ряде книг, список которых приводится.
А теперь – о математиках разных народов.
Азербайджан.
Абу Джафар Мухаммед ибн Мухаммед ибн ал-Хасан Насирэддин ат-Туси (1201- 1274 г.г.)- математик и астроном. Основные произведения: “Изложения Евклида”, “Трактат о полном четырёхстороннике”. Составил таблицы тригонометрических функций с большой частотой и высокой точностью. Тригонометрия стала отдельной математической наукой.
Ибрагим Ибишевич Ибрагимов (1912 г.р.)- математик, родился в селении Галгабазар. Окончил педагогический институт в Баку. В 1939г. он первый в Азербайджане защищает кандидатскую диссертацию. Затем- доктор физико- математичских наук. Основные работы относятся к теории аналитических функций, теории приближений и др.
Заид Исмаил-оглы Халилов- математик, родился в 1910 г. в Тбилиси. Работал в АН Азербайджана, доктор физико-математических наук, профессор. Основные работы относятся к дифференциальным и интегральным уравнениям, математической физике и другим разделам современной математики.
Армения.
Анания из Ширака- первый армянский математик (VII век), занимался математикой, астрономией, метеорологией, историей, географией. Арифметике посвящена книга Анания “Вопросы и ответы”. Когда его родине угрожала опасность, он стал участником освоботительной войны против захватчиков.
Сергей Никитович Мергелян (1928 г.р.) родился в г. Симферополе. В 14 лет закончил школу. За 3 года окончил обучение в Ереванском университете. На 21 году жизни Сергей Никитович становится самым молодым в стране доктором физико-математических наук. Позже он становится вице- президентом АН Армении. Основные труды относятся к теории функций комплексного переменного (теоремы Мергеляна).
Белоруссия.
Фёдор Дмитриевич Гахов (1905 г.р.) родился в Баталпашинской станице (г. Черкесск Ставропольского края). Окончил Казанский университет. Работал в вузах Свердловска, Казани, Орджоникидзе, Ростов- на- Дону, с 1961 года в Минске. Основные труды Ф.Д. Гахова относятся к краевым задачам Римана, интегральным уравнениям и теории функции комплексного переменного. Он впервые в СССР рассмотрел задачу Римана- Гильберта.
Грузия.
Хубайш ат- Тифлиси (1170- 1230 г.г.), автор многих трудов по математике, медицине, грамматике, астрономии: “Введение в науку о звёздах”, “Канон образованности”, “Отшлифованное достаточное об индийской арифметике” и др.
Шалва Ефимович Микеладзе (1899 г.р.)- акдемик Грузинской АН. Важные работы относятся к приближённым методам математического анализа.
Георгий Северьянович Чогошвили (1915 г.) родился в г. Сачхаре. Работал в Математическом институте АН Грузии, профессор, академик. Труды относятся к топологии и вариционному исчислению.
Дагестан.
Махди-Мухаммат ас-Суграти (VIII век) из Дагестана, астроном. Основной труд “Первая опора щедрости в науке определения времени”.
Мухаммад ал-Кудуки (1633- 1708 г.г.), уроженец Кудутая в Дагестане, учёный- энциклопедист. Автор трактатов по математике, астрономии, грамматике, логике, риторике, имел учеников среди народов Дагестана, всего Северного Кавказа, а также среди татар Поволжья.
Таджикистан.
Абу Му-ин Насир ибн Хусрау ибн Харрис ( Насир-и Хусрау) ал Кабадийни ал- Марвази (1004- 1088 г.г.) уроженец Кабадияна в окрестностях нынешного города Носири Хисрау В Таджикистане (город назван по его имени). Путешествовал по многим странам от Магриба до Индии. Из его книги Диковинки арифметики и чудеса вычислений”: “…И хотя сейчас в земле хоросанской и на востоке нет совершенного математика, книгу я написал ради людей будущего, для будущих времён”. Другие труды: “Книга припаса путешественников” (о пространстве и времени), философские трактаты, “Диван стихов”.
Омар Хайям- таджикский поэт и математик (1048- 1123 г.г.). Изложил решение уравнений до третьей степени включительно и рассмотрел геометрический способ их решения. Актуальны многие его рубаи:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Татарстан.
Юнис ал-Казани (род. 1636 г.) из Казани, татарский просветитель.
Мазит Ифатович Альмухамедов (1904 – 1971 г.г.), родился в городе Уральске. Окончил Казанский университет. Доктор физико-математических наук, прфессор, работал в Казанском университете. Труды относятся к качественной теории дифферециальных уравнений. Заслуженный деятель наук Татарстана.
Туркмения.
Ала ад- Дин ибн ат-Туркмани (сын туркмена) (1284-1349 г.г.) – судья, знаток права, арифметики.
Узбекистан.
Мухаммед Бен Мусса аль Хорезми (787- 850 г.г.). Основополагающий трактат по арифметике и алгебре “Китаб аль-джебр валь-мукабала”.Это сочинение оказало большое влияние на развитие математики в Европе. А слово “ал-джебр” стало названием науки – алгебры.
Абу-р-Райхан Бируни (973- 1049) – уроженец Кята (г. Бируни в Кара- Калпакии, Узбекистан), философ, астроном, математик. Основные труды: “Хронология”, “Индия” (разъяснения учений, принадлежащих индийцам), “Канон Масуда по астрономии и звёздам”, “Наука о звёздах”, “Хорды” и другие.
Махмуд ал-Чагмини (ум. 1220 г.) – математик, астроном, врач из Хорезма. Труды: “Краткое изложение астрономии”, “Трактат об арифметике”, “Маленький канон” (трактат по медицине).
Украина.
Лаврентий Жмурко (1824-1889 г.г.) родился в Галиции. Был профессором во Львове. Его “Лекции по математике” (2 тома) получили широкую известность, а созданные им инструменты для черчения различных кривых демонстрировались на нескольких международных выставках.
Григорий Михайлович Фихтенгольц (1888-1959 г.г.) из Одессы. Основные труды: “Курс дифференциального и интегрального исчисления” в 3-х томах (неоднократно переиздавался, является учебником для многих поколений студентов), “Основы математического анализа”, “Математика для инженеров”.
Необходимо сказать и о таких учёных, как Н.М. Крылов, М. В. Остроградский, В.Я. Буняковский, Е.Я. Ремез.
Литература.
1. Г.П. Матвиевская, Б. А. Розенфельд. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII- XVII вв), 3 тома. М.: Наука, 1983.
2. БЭС, 2 и 3 издания.
3. Л.Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры. 7-9 классы. М.: Просвещение, 1990.
4. И.Я. Депман, Н.Я.Виленкин. За страницами учебника математики. 5-6 классы. М.: Просвещение, 1989.
5. К.А. Рыбников. История математики. Изд-во Московского университета, 1974.
6. Г.И. Глейзер. История математики в школе. 7-8 классы. М.: Просвещение, 1982.
7. История отечественной математики. Киев, 1968.
8. К.А. Рыбников. Возникновение и развитие математической науки. М.: Просвещение, 1984.
9. А.П. Юшкевич. История математики в средние века. М.: Просвещение, 1961.
10. Дифференциальные уравнения. 1979, № 3.
11. Успехи математических наук. 1968, 18, № 1.
12. Успехи математических наук. 1965, 20, № 5.
13. Успехи математических наук. 1961, 16, № 5.
14. Успехи математических наук. 1967, 22, № 4.
15. В. Крысинский. Шеренга великих математиков. Варшава: Наша Ксенгарня. 1981.
16. Р.А. Симонов. Математическая мысль древней Руси. М.: Наука, 1980.
17. Р.А. Симонов. Кирик- Новгородец—учёный XII века. М.: Наука, 1980.
18. История математического образования в СССР. Киев, 1975.