Тип урока. Повторительно-обобщающий.
Форма урока. Игра «Крестики-нолики».
Цели и задачи
- Повторить, обобщить и закрепить знания, полученные в ходе изучения темы: «Древний Восток».
- Развивать память, мышление, речь, воображение и внимание.
- Воспитывать любознательность и интерес к истории.
Оборудование
- Игровое поле, карточки с названиями команд, знаки команд, жетоны, листы из альбома по истории культуры Древнего мира, карта «Древнейшие государства мира», учебные картины.
Правила игры
- Класс разбивается на две команды: одна - “крестики”, другая - “нолики”.
- Вопросом определяется право первого хода.
- Команда, ответившая первой на вопрос, выбирает себе любой из 9 квадратов на игровом поле.
- Учитель объясняет задание, скрытое за выбранным квадратом.
- На обдумывание ответа дается время.
- Команда, правильно выполнившая задание, ставит свой знак в выбранном квадрате.
- Право следующего хода передается другой команде.
- Если команда «крестики» не справилась с заданием, то это задание может выполнить команда «ноликов», а на игровом поле будет поставлен знак «ноликов».
- Участникам команд за правильные ответы даются жетоны.
- Побеждает та команда, которая первой поставит подряд три своих знака или по горизонтали, или по вертикали, или по диагонали.
- В конце урока победившая команда награждается призами, игроки, получившие жетоны, получают оценки.
Игровое поле
Какие диковинные животные | «Четвертый лишний» | Линия времени |
Соедини стрелками | Легенды и мифы | Опиши! |
Крылатые выражения | Термины | Чьи слова? |
Задания для игрового поля
Какие диковинные животные. [3]
В XIVв. до н.э. правивший Вавилоном царь Бурна-Буриаш II написал в Египет фараону Эхнатону письмо, в котором просил прислать ему чучела египетских «животных, которые живут и на земле и в реке». Видимо, царь слышал о существовании странных животных, хотел посмотреть на них и выставить в своем дворце.(Крокодилы и бегемоты «живут и на земле и в реке».)
О чем идет речь в письме? Какие животные, водившиеся в долине Нила, могли быть неизвестны жителям Двуречья?
Покажите на карте обе названные в задаче страны - Вавилонию и Египет. Определите словами, где они расположены.
«Четвертый лишний». [4]
Подчеркните лишнее понятие, объясните почему.
Вельможа | Мумия | Математика |
Чиновник | Жрец | Астрономия |
Воин | Храм | Религия |
Крестьянин | Молитва | Медицина |
Линия времени. [3]
Представьте себе, что в музей попала глиняная табличка, будто бы найденная при раскопках. А на табличке надпись, из которой следует, что это письмо вавилонского царя Хаммурапи фараону-завоевателю Тутмосу III.
Подумайте, признают ли ученые письмо подлинным или же заявят, это чья-то шутка, розыгрыш.
Начертите линию времени. Отметьте на ней даты. Вычисления сделайте столбиком на доске.
Соедини стрелками. [4]
Тутмос III | Нубия |
Хаммурапи | Финикия |
Кир | Египет |
Ашока | Вавилон |
Дарий I | Ассирия |
Цинь | Индия |
Ши-хуанди | Персия |
Легенды и мифы
Дети вытаскивают карточку с названием мифа или легенды, Вспоминают и рассказывают.
(О Будде; о происхождении царя Кира; о суде Соломона; о Гильгамеше; об Осирисе и Исиде.)
Опиши!
Опишите выдающиеся постройки и сооружения Древнего Востока.
- Пирамиды.
- Великая китайская стена.
- «Висячие сады Семирамиды».
Крылатые выражения.
В русской речи встречаются такие выражения:
- Богат как Крез.
- Пир Валтасара.
- Труба иерихонская.
Как возникли эти выражения? В каких случаях их можно употребить в наши дни? Приведите примеры.
Термины.
Каждый игрок дает определение одному термину.
- Колония.
- Закон.
- Религия.
- Миф.
- Шадуф.
- Дельта.
- Вельможа.
- Жрец.
- Фараон.
- Шудры.
- Брахманы.
Чьи слова? [2]
«Как звали каждого из царей? Какими государствами они управляли? Какими деяниями гордились?
А.
Я - царь совершенный, могучим оружием, врученным мне богами, истребил врагов на севере и на юге!
Я - владыка, проведший обильную воду для населения страны!
Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове!
Если кто-либо из людей уничтожит мои законы, сотрет мое начертанное на камне имя и напишет свое имя - будь то царь, будь то простой человек- пусть великие боги проклянут его судьбу, пошлют ему голодные годы, беспросветную тьму и внезапную смерь! (Хаммурапи.)
Б.
Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая своими шагами путь каждому человеку. И лошадь шла за лошадью.
Крепость покорилась моему величеству. Жалкие царьки чужеземных стран приползли на животах, чтобы испросить дыхание для своих носов! Велика мощь моего величества, велика власть бога Амона- Ра над всеми чужеземными странами! (Тутмос III.)
В.
Я - царь великий, царь царей, царь этой земли говорю: «Мне достались по воле бога Ахурамазды 23 страны, и среди них Персия, Вавилония, Египет, Армения, Парфия. Все что я им приказывал, - ночью ли, днем ли - они исполняли.
Когда вавилоняне отложились от меня, то войско мое захватило мятежников и привело их ко мне. Я отрезал им носы, уши и языки и посадил их на кол.
Я обладаю неутомимой силой в руках и ногах. Я - отличный всадник, отличный стрелок из лука, отличный копьеметатель. Этими способностями одарил меня великий бог Ахурамазда!» (Дарий I.)
Литература
1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение» 1998.
2. Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира. М. «Просвещение» 1988.
3. Годер Г. И. Задания и задачи по истории Древнего мира 5 класс. М. «Просвещение» 1996.
4. Наумов Л. А., Степанов В. Р. Дидактический материал по истории Древнего мира для 6 класса средней школы (часть- II). Чебоксары-1991.