Урок информатики: "Действия предметов"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Ход урока. 1. Организационный момент.

Подарим улыбку друг другу.
– Сегодня на уроке информатики мы продолжим собирать информацию о предметах и работать с ней.
– Вы готовы?

2. Актуализация знаний.

– Подумайте, о каком предмете идет речь.

– Это есть у каждого ребенка.
(Ответы детей)
– Этот предмет может быть зеленый, красный, белый, разноцветный.
(Ответы детей)
– Этот предмет может быть сделан из резины, кожи.
(ответы детей)
– Предметом можно играть.
(Ответы детей)

– Если завязать глаза и потрогать предмет, то его можно узнать по форме.

– Что это?

– Это мяч. (На стол ставится корзина с мячами).

– Сколько мячей? (8).

– На какие группы можно разделить мячи?
(Ответы детей)

– По размеру (ученик раскладывает мячи).

– Сколько больших мячей? (3)

– Сколько маленьких мячей? (5)

– Что можно сказать о количестве больших и маленьких мячей?

– Больших мячей меньше, чем маленьких .

– Маленьких мячей больше, чем больших.

– Какова разница?

– Больших на два меньше, а маленьких на два больше.

– Можно разделить по цвету.

– Можно разделить по назначению (ответы детей, ученик показывает мяч у доски и объясняет его назначение).

– Баскетбольный мяч, для игры в баскетбол, футбольный для игры в футбол, теннисный для игры в теннис, массажный для массажа.

Физминутка.
На наших ладошках, от которых зависит работа мозга. Помассажируем эти точки. (Каждый ряд получает массажный мячик, массажирует ладошки и передает мяч).

– Чем отличается массажный мячик от других мячей?

– Он круглый, но не гладкий, как другие мячи.

(После ответов учащихся на доске вывешиваются таблицы, в конце обсуждения получается схема).

Рис. 1

    3. Постановка проблемы, “открытие” детьми нового знания.

– Информатика. Почему наш урок так называется?

– Информатика – это наука.

– Она учит нас собирать информацию о предметах, работать с информацией.

– Выбирать из множества информаций самую важную, систематизировать информацию.

– А какую ещё информацию вы можете дать о мячах?

– Сегодня на уроке информатики мы будем собирать “необычную” информацию о предметах.

– Можем ли мы услышать мяч?

– Наверное, да.

– Как это сделать? (Дети отвечают и показывают действия с мячом).

– Можно бросить мяч, отбивать его рукой или ракеткой.

– Что мы делали с мячами на уроке?

– Бросали, отбивали, передавали друг другу, катили, массажировали, перекладывали.

– Что можно делать футбольным мячом?

– Пинать, подбрасывать вверх, он может попасть в ворота и т.д.

– В чем “необычность” информации, которую мы сейчас собрали?

– Мы информировали друг друга о том, что можно делать с предметом.

– Мы показали, что может совершить мяч, с помощью человека.

– Что могут совершать предметы?

– Предметы могут совершать действия.

– Живые предметы сами совершают действия, неживые предметы совершают действия с помощью других предметов ( на доску вывешивается табличка).

Рис. 2

    4. Первичное закрепление.

    Игра “Угадай предмет и назови действие предмета”.

    Учитель загадывает загадку, дети отгадывают предмет и называют его действие. (Предметы выставляются на стол).

– Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней.
(Машина).

– Назови действие предмета.

– Машина ездит, перевозит, ее ремонтируют.

– Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)

– Созревает, его срывают или оно падает, его можно разрезать на дольки и съесть.

– Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка. Растет, её срывают, ставят в вазу, любуются ею.)

Физминутка.
Мы тоже совершим действие.
Встаньте, пожалуйста.
Представьте, что у вас в руках мяч.

– Мы бросали мяч
Друг дружке.
(Движения руками)

– Мячик прыгал как лягушка.
Прыг скок, прыг скок, прыг скок.
(Дети прыгают)

Работа с учебником 

(стр. 44, задание 27).

– Перечисли, что изображено.

– Какое действие совершает предмет?

– Назови “лишний” предмет. Почему?

Стр. 45, задание 28.

– Назови действие, которое происходит на каждой картинке.

– В чем ошибка художника?

– Сколько информации сегодня на уроке!

– Выделите новую информацию о предметах.

– Предметы могут совершать действия.

Игра “Угадай предмет по действию”.

– Этот предмет берут с полки, со стола, из шкафа, из портфеля, его листают, рассматривают, читают. (Книга).

– Этот предмет достают из пенала, снимают колпачок, держат в руке, им пишут. (Ручка).

– Этот предмет открывают, закрывают, вешают на крючок. Несут в руках, несут на плечах. (Портфель).

– Это стирают, гладят, носят, пачкают, рвут. (Это школьная форма).

– Они отвечают, спорят, пишут, бегают, читают, играют, рисуют. (Ученики).

5. Самостоятельная работа.

Игра “Назови действие”.

– Мы ученики 1 “Б” класса. В гимназии мы совершаем много учебных действий. Действия есть одинаковые, но есть действия, которые мы совершаем только на уроке, например, физкультуры, музыки, математики.

Играют три команды (по количеству рядов в классе).

1-я команда – Действия на уроке физкультуры.

2-я команда – Действия на уроке обучения грамоте.

3-я команда – Действия на уроке математики.

На каждый ряд ставится табличка с названием урока, дети называют действия.

Урок математики – складываем, вычитаем, сравниваем, решаем, доказываем, спорим, считаем, чертим….

Урок физкультуры – бегаем, прыгаем, хлопаем, кричим, крутим, скачем…

Урок обучения грамоте – учимся писать, учим стихи, слышим звуки, “одеваем” звуковичков, подчеркиваем, читаем рассказы, учим правила…

Побеждает команда, которая последней назовет действия на своем уроке.

6. Итог урока.

Рефлексия урока.

– Как много информации звучало сегодня на уроке. А какая самая главная информация?

– Мы определяли и называли действия предметов. Мы сами выполняли действия. Что мы можем рассказать о предметах ? Ответы и рассуждения учащихся по схеме на доске.

– Выполните действия, дорогие мои первоклассники, соберите информацию о себе и покажите ее в цвете, раскрасьте круг.

(У детей белый круг из бумаги, карандаши: зеленый, желтый и красный).

– Что нового узнал о предметах?

– Ты участвовал в играх на уроке?

– Ты высказывал свое мнение на уроке, отвечал на вопросы?

– Как ты работал на уроке?

– Ты запомнил главную информацию с урока?

Дети раскрашивают круг в определенный цвет:

Зеленый – я молодец

Желтый – мне надо лучше работать на уроке

Красный – подтянись, будь лучше.

– Поднимите круги. На что они похожи?

– Это мячи.

– Молодцы, первоклассники!

– Спасибо за работу.