Ход урока. 1. Организационный момент.
Подарим улыбку друг другу.
– Сегодня на уроке информатики мы продолжим
собирать информацию о предметах и работать с ней.
– Вы готовы?
2. Актуализация знаний.
– Подумайте, о каком предмете идет речь.
– Это есть у каждого ребенка.
(Ответы детей)
– Этот предмет может быть зеленый, красный,
белый, разноцветный.
(Ответы детей)
– Этот предмет может быть сделан из резины, кожи.
(ответы детей)
– Предметом можно играть.
(Ответы детей)
– Если завязать глаза и потрогать предмет, то его можно узнать по форме.
– Что это?
– Это мяч. (На стол ставится корзина с мячами).
– Сколько мячей? (8).
– На какие группы можно разделить мячи?
(Ответы детей)
– По размеру (ученик раскладывает мячи).
– Сколько больших мячей? (3)
– Сколько маленьких мячей? (5)
– Что можно сказать о количестве больших и маленьких мячей?
– Больших мячей меньше, чем маленьких .
– Маленьких мячей больше, чем больших.
– Какова разница?
– Больших на два меньше, а маленьких на два больше.
– Можно разделить по цвету.
– Можно разделить по назначению (ответы детей, ученик показывает мяч у доски и объясняет его назначение).
– Баскетбольный мяч, для игры в баскетбол, футбольный для игры в футбол, теннисный для игры в теннис, массажный для массажа.
– Физминутка.
На наших ладошках, от которых зависит работа
мозга. Помассажируем эти точки. (Каждый ряд
получает массажный мячик, массажирует ладошки и
передает мяч).
– Чем отличается массажный мячик от других мячей?
– Он круглый, но не гладкий, как другие мячи.
(После ответов учащихся на доске вывешиваются таблицы, в конце обсуждения получается схема).
3. Постановка проблемы, “открытие” детьми нового знания.
– Информатика. Почему наш урок так называется?
– Информатика – это наука.
– Она учит нас собирать информацию о предметах, работать с информацией.
– Выбирать из множества информаций самую важную, систематизировать информацию.
– А какую ещё информацию вы можете дать о мячах?
– Сегодня на уроке информатики мы будем собирать “необычную” информацию о предметах.
– Можем ли мы услышать мяч?
– Наверное, да.
– Как это сделать? (Дети отвечают и показывают действия с мячом).
– Можно бросить мяч, отбивать его рукой или ракеткой.
– Что мы делали с мячами на уроке?
– Бросали, отбивали, передавали друг другу, катили, массажировали, перекладывали.
– Что можно делать футбольным мячом?
– Пинать, подбрасывать вверх, он может попасть в ворота и т.д.
– В чем “необычность” информации, которую мы сейчас собрали?
– Мы информировали друг друга о том, что можно делать с предметом.
– Мы показали, что может совершить мяч, с помощью человека.
– Что могут совершать предметы?
– Предметы могут совершать действия.
– Живые предметы сами совершают действия, неживые предметы совершают действия с помощью других предметов ( на доску вывешивается табличка).
4. Первичное закрепление.
Игра “Угадай предмет и назови действие предмета”.
Учитель загадывает загадку, дети отгадывают предмет и называют его действие. (Предметы выставляются на стол).
– Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней.
(Машина).
– Назови действие предмета.
– Машина ездит, перевозит, ее ремонтируют.
– Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
– Созревает, его срывают или оно падает, его можно разрезать на дольки и съесть.
– Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка. Растет, её срывают, ставят в вазу,
любуются ею.)
Физминутка.
– Мы тоже совершим действие.
– Встаньте, пожалуйста.
– Представьте, что у вас в руках мяч.
– Мы бросали мяч
Друг дружке.
(Движения руками)
– Мячик прыгал как лягушка.
Прыг скок, прыг скок, прыг скок.
(Дети прыгают)
Работа с учебником
(стр. 44, задание 27).
– Перечисли, что изображено.
– Какое действие совершает предмет?
– Назови “лишний” предмет. Почему?
Стр. 45, задание 28.
– Назови действие, которое происходит на каждой картинке.
– В чем ошибка художника?
– Сколько информации сегодня на уроке!
– Выделите новую информацию о предметах.
– Предметы могут совершать действия.
Игра “Угадай предмет по действию”.
– Этот предмет берут с полки, со стола, из шкафа, из портфеля, его листают, рассматривают, читают. (Книга).
– Этот предмет достают из пенала, снимают колпачок, держат в руке, им пишут. (Ручка).
– Этот предмет открывают, закрывают, вешают на крючок. Несут в руках, несут на плечах. (Портфель).
– Это стирают, гладят, носят, пачкают, рвут. (Это школьная форма).
– Они отвечают, спорят, пишут, бегают, читают, играют, рисуют. (Ученики).
5. Самостоятельная работа.
Игра “Назови действие”.
– Мы ученики 1 “Б” класса. В гимназии мы совершаем много учебных действий. Действия есть одинаковые, но есть действия, которые мы совершаем только на уроке, например, физкультуры, музыки, математики.
Играют три команды (по количеству рядов в классе).
1-я команда – Действия на уроке физкультуры.
2-я команда – Действия на уроке обучения грамоте.
3-я команда – Действия на уроке математики.
На каждый ряд ставится табличка с названием урока, дети называют действия.
Урок математики – складываем, вычитаем, сравниваем, решаем, доказываем, спорим, считаем, чертим….
Урок физкультуры – бегаем, прыгаем, хлопаем, кричим, крутим, скачем…
Урок обучения грамоте – учимся писать, учим стихи, слышим звуки, “одеваем” звуковичков, подчеркиваем, читаем рассказы, учим правила…
Побеждает команда, которая последней назовет действия на своем уроке.
6. Итог урока.
Рефлексия урока.
– Как много информации звучало сегодня на уроке. А какая самая главная информация?
– Мы определяли и называли действия предметов. Мы сами выполняли действия. Что мы можем рассказать о предметах ? Ответы и рассуждения учащихся по схеме на доске.
– Выполните действия, дорогие мои первоклассники, соберите информацию о себе и покажите ее в цвете, раскрасьте круг.
(У детей белый круг из бумаги, карандаши: зеленый, желтый и красный).
– Что нового узнал о предметах?
– Ты участвовал в играх на уроке?
– Ты высказывал свое мнение на уроке, отвечал на вопросы?
– Как ты работал на уроке?
– Ты запомнил главную информацию с урока?
Дети раскрашивают круг в определенный цвет:
Зеленый – я молодец
Желтый – мне надо лучше работать на уроке
Красный – подтянись, будь лучше.
– Поднимите круги. На что они похожи?
– Это мячи.
– Молодцы, первоклассники!
– Спасибо за работу.