Бабкина Людмила Михайловна, учитель математики
Александрова Ирина Сергеевна, учитель информатики
Данный урок – один из заключительных уроков по теме “Степени с натуральными показателями”. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на предупреждение основных ошибок при решении примеров. Особенностью урока является его организация в форме урока компьютерной поддержки. Главной отличительной чертой этого семинара-практикума явилось перераспределение потоков информации во время занятия – диалог учителя с учеником опосредован компьютером, который выступает в роли третьего компонента обучения, индивидуального для каждого учащегося, причем ученик превращается тем самым в активного участника собственного обучения, что приводит к значительному повышению учебной мотивации. Триединая задача урока состоит в том, что каждый ребенок проговорил правила, решил примеры на эти правила, осуществил перенос знаний в новые условия (общение с компьютерной программой). Даже если некоторым ученикам математика не дается, они все равно будут заниматься, хотя бы из интереса к компьютеру.
Цели урока.
– Повторение и закрепление пройденного материала;
– выработка умений самостоятельно применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Тип урока.
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Задачи урока.
– Продолжить формирование и закрепление навыков выполнения действий со степенями с натуральными показателями;
– формировать у школьников умение преодолевать трудности в учении;
– адаптация детей в новой психологической обстановке;
– воспитание бережного отношения к средствам вычислительной техники
Форма урока.
Семинар-практикум.
Оборудование.
Компьютерный класс с установленной программной средой “Verifier" и сборником задач по алгебре для 7 класса [2, 3].
Подготовка урока.
Заранее класс делится на 4 группы, в каждую из которых равномерно включены учащиеся с разным уровнем знаний. Из числа сильных учеников в каждой группе назначается консультант, в обязанности которого входит подготовить свою группу по всем теоретическим вопросам данной темы.
Учащиеся 10-х классов на уроках информатики при изучении темы “Текстовый процессор WORD. Форматирование документов” готовят карточки-билеты с вопросами для консультантов, варианты билетов для ответов в группах и памятки-протоколы для работы учащихся за компьютером и отражения результатов ответов (образцы прилагаются).
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин).
Учитель математики: Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, объявление темы и цели урока.
Учитель информатики: Краткий инструктаж по правилам поведения в кабинете и технике безопасности.
2. Повторение опорных знаний (10 мин).
Учитель математики: К сегодняшнему уроку вы должны были повторить правила и определения по темам “Степени с натуральными показателями” и “Одночлены”. Каждый из вас должен показать знания, умения и навыки, наработанные за прошлые уроки.
Начнем наш семинар с повторения основных свойств степеней.
(Вызываются консультанты, каждый из них вытягивает билет с вопросами, по которым они должны сделать сообщение. Вопросы охватывают теоретический материал п. 16-20 [1]. На доске записываются основные формулы и иллюстрируются примерами, правила проговариваются устно).
3. Комплексная проверка знаний, умений и навыков (22 мин).
Организационный момент (2 мин)
Дальнейшая работа проводится по группам.
Учитель информатики напоминает правила работы с программной средой “Verifier” [2, 3], правила обращения с клавиатурой и мышью.
Каждому ученику выдается памятка-протокол, содержащая ход работы и номера заданий для выполнения самостоятельной работы. Учитель напоминает, что время на выполнение компьютерной части работы ограничено системой – 10 мин.
Учитель напоминает, что на обратной стороне памятки протокол, в котором консультанты будут выставлять баллы за ответы по билетам.
Две группы занимают места за компьютерами (1 и 3 ряды – 10 человек).
Консультанты групп получают комплект билетов для ответов учащихся.
Ученики вытягивают билет, содержащий 5 вопросов, и пример на каждый вопрос.
Консультанты слушают ответы, проверяют правильность решения примеров. Баллы выставляются в протокол. За каждый правильный ответ и правильно решенный пример выставляется по 1 баллу. При выставлении оценки считается:
10 баллов – “отлично”;
8 – 9 баллов – “хорошо”;
5 – 7 баллов – “удовлетворительно”;
менее 5 баллов – “неудовлетворительно”.
По окончании этого этапа работы ученик садится за освободившийся компьютер. Если еще нет свободного компьютера, ученик получает задания для дальнейшей работы по теме.
Учитель информатики координирует работу учащихся за компьютерами.
Учитель математики проводит опрос групп по билетам параллельно с консультантами.
По истечении 10 мин группы меняются местами.
4. Подведение итогов (5 мин).
Консультанты сдают протоколы с оценками учителю математики. Объявляются оценки консультантам, полученные оценки учеников в группах выставляются в журнал из протоколов (каждый ученик уже знает свою оценку).
Учитель математики обращает внимание учеников на основные ошибки, сделанные в процессе выполнения заданий (если они были).
5. Домашнее задание (1 мин).
Задание написано на доске, учитель математики комментирует его содержание.
п. 16-20, № 589(б), 570(г), 577(е), 571, 599(д-з) [1].
Литература
1. Алгебра. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. С.А.Тепляковского. – М., Просвещение.
2. Иванов С.Г. Работа на уроках информатики со средой “Verifier”. Компьютерные инструменты в образовании. – Спб., № 1, 1998.
3. Иванов С.Г. Сборник задач по алгебре 7 класс. – Спб., Центр Профессионального Обновления “Информатизация Образования”, 1998.