Естествознание. 1 класс
Урок-исследование
Тема: “Растения”
Цель:
На основании признаков живой природы уточнить принадлежность растений к группе “живая природа”;
познакомить с частями растений, их некоторыми функциями.
Оборудование:
таблица “Части растения”;
растение в горшке и колба;
карточки с объектами живой и неживой природы, телами, созданными руками человека (у каждого учащегося);
лупы, банки, листья;
гербарий;
овощи (капуста, лук);
карточки для работы у доски;
учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Мы и окружающий мир: 1 часть.
Ход урока
Актуализация знаний.
На прошлом уроке говорили о живой и неживой природе. Выяснили - какими признаками обладает живая природа. 1 ученик у доски выберет только эти признаки. Ученику предлагаются карточки со словами:
Рождение
Рост
Пение
Питание
Дыхание
Движение
Размножение
Умирание
Говорение
Пока ученик выполняет своё задание, мы поработаем по карточкам из конвертов (в 1ч. Учебника есть разрезные карточки, которые используются детьми). Достаньте по 2 карточки с телами живой и неживой природы. У доски подобное задание выполняет… (Ученику предлагаю карточки с изображением человека, петуха, солнца, реки, ракеты).
Почему не приклеил эту картинку? (Ракета сделана руками человека). Проверьте свои карточки.
По каким признакам раскладывал на группы? (Называет признаки живой природы и сразу проверяем первого ученика).
Рождение
Рост
Дыхание
Питание
Движение
Размножение
Умирание.
Проверьте каждый себя по этим признакам.
Постановка учебной задачи.
Мы с Вами точно выяснили, что животные относятся к живой природе.
На какой вопрос отвечают слова, называющие животных? (Кто?)
Как называют предметы, отвечающие на этот вопрос? (Одушевлённые)
На какой вопрос отвечают слова, называющие растения? (Что?)
Как мы называем такие предметы? (Неодушевлённые)
Проблема: – Может быть, растения нужно отнести к “группе неживой природы”? (Мнения детей)
Как выйти из такой спорной ситуации? (Дети предлагают разные способы решения проблемы)
Решение проблемы
Давайте проверим по признакам живой природы.
Как растения рождаются? (Прорастают из семечка)
Что им нужно для роста? (Почва, вода, свет, тепло)
Как питаются? (Нужна вода и удобрения)
Как растения движутся? (Вспоминают опыт с.19 учебника)
Как происходит процесс умирания? (Желтеют, засыхают и опадают листья)
Дети вспоминают экскурсию в парк.
А как растения дышат? Можем ли мы увидеть этот процесс?
Вдохните глубоко и выдохните. Что мы видим? (Поднимается и опускается грудная клетка).
Можно ли увидеть этот процесс у животных? (Да, можно).
Виден ли этот процесс у растений? (Рассматриваем цветок, делаем вывод, что нет).
Может быть растения не дышат? (Мнения детей)
Эксперимент.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт или эксперимент.
До урока мы накрыли наш цветок сухой, чистой колбой. Что видим сейчас? (На стенках колбы капельки воды) Откуда они появились?
У каждого на столе есть баночка. Давайте поднесём её ко рту и подышим в неё.
Что мы видим? (На стенках банки появились капельки)
Какой вывод на основании нашего опыта мы можем сделать?
Вывод: Растения дышат как человек и животные.
Первичное закрепление.
Чем же они дышат?
Дышат растения специальными отверстиями-устьицами, которые есть на оборотной стороне листа. Возьмите в руки лупы и листок от цветка. Найдите его обратную сторону. Внимательно рассмотрите. Теперь через лупу посмотрите на лист бумаги и на кожу своей руки. Что вы увидели? (Рисунок на листе растения и кожи человека похожи!)
К какому общему выводу мы пришли?
Вывод: Растения обладают всеми признаками живой природы - значит они живые.
А как быть с русским языком? (А в русском языке оно растение так и будет неодушевлённым предметом, т.к. существует определённое правило).
Закрепление
Мы уже начали говорить о строении растений. Какие части растений знаете? (Корень, стебель, лист, плод, цветок, плод с семенами).
Самостоятельная работа.
Откройте учебник на странице 22. Поставьте в квадратики номера, соответствующие частям растений. (Дети выполняют задание в учебнике, учитель выполняет то же задание на доске).
Проверьте меня.
Закрепление.
Какие части растения расположены над землёй? (Стебель, лист, цветок, плод с семенами).
Посмотрите, какие ещё бывают растения. (Рассматриваем несколько растений из гербария, их основные части).
А что это за растения? (Лук)
Где у лука листья, стебель? (Стебель и листья под землёй).
Это что за растение? (Капуста)
Где у капусты стебель? (Стебель это кочерыжка).
Всегда ли растения имеют одинаковую форму?
Вывод: Растения могут иметь разную форму.
Итог: Что нового открыли для себя на уроке?