Оборудование: плакат с именами существительными (из “Чепушинки”), листы бумаги, фломастеры для работы в группах, карточки для индивидуальной работы, компьютерная программа “Русский язык, 4 класс”, серия “Семейный наставник”.
Цели. Выведение учащимися обобщенного способа действия по определению типа склонения имен существительных и составление схемы-модели. Развитие умения определять склонение имен существительных с использованием составленной схемы-модели, развитие мышления, речи. Воспитание самостоятельности, чувства коллективизма, воли, уважения к предмету.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель. Сегодня мы снова проводим урок с нашим другом-компьютером. Мы продолжим работу над темой “Три типа склонения имен существительных”. Я думаю, что цель урока вы определите сами. Запишите сегодняшнее число и тему урока. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы.
Словарная работа.
Выборочный диктант.
Учитель. Из текста “Чепушинки” выберите имена существительные с непроверяемым написанием и запишите их в начальной форме, обозначив орфограммы.
По приказу капитана корабля сегодня на десерт подали сирень с облаком. Какой прогресс! На ужин были только серебряные тарелки…
Проверка работы.
Вопросы. Какие существительные выписали? Как определяли имена существительные? Как действовали, чтобы поставить их в начальную форму? Какие орфограммы обозначили?
Актуализация знаний. Создание ситуации, приводящей к постановке проблемы.
Учитель. На предыдущем уроке вы узнали о трех типах склонения имен существительных, учили правило. Попробуйте определить склонение выписанных вами существительных.
Самостоятельная работа по определению типа склонения выписанных имен существительных.
Момент контроля и самоконтроля. (Вывешивается плакат, на котором написано: капитан(2), корабль(2), десерт(2), сирень(3), облако(2), прогресс(2), ужин(2), тарелка(1).)
Вопросы. У кого все получилось? У кого были ошибки? Почему они возникли?
(Забыл правило, так как оно очень большое. Ошибся в определении рода существительного. Не обратил внимание на окончание. Запутался, что за чем определять и т. д.)
Постановка детьми проблемы и ее фиксация.
Учитель. Вы сейчас оценили свою работу, увидели свои ошибки, попытались объяснить их возникновение. Многие сослались на то, что таким большим по объему правилом пользоваться неудобно. И это на данном этапе уже проблема. Кто ее озвучит?
(Как помочь себе быстро и правильно определить склонение существительных?)
Зафиксируем эту проблему на доске и в тетрадях.
?
скл. сущ.
Формулирование цели урока.
Учитель. Может быть, кто-нибудь сформулирует цель урока? (Мы должны научиться быстро и правильно определять склонение существительных, хорошо разобраться в правиле.)
Учитель. Чем же можно помочь себе? (Надо составить план. Можно вывести алгоритм своих действий, нарисовать схему. и т. д.)
Физминутка.
“Открытие” учащимися обобщенного способа действия по определению типа склонения имен существительных.
Учитель. Предлагаю поработать над решением данной проблемы в группах. Внимательно читайте правило на с. 94 и, действуя “шаг за шагом”, найдите свое решение.
Текст правила, приведенного в учебнике.
Изменение имен существительных по падежам и числам называется склонением. В русском языке три склонения имен существительных. Это означает, что все существительные делятся на три большие группы. У существительных каждой группы однотипные окончания в одинаковых падежах в единственном и множественном числе и в начальной форме.
1 склонение
женский род,
мужской род,
в начальной форме -а, -я страна, земля, Слава, дядя
2 склонение
мужской род,
в начальной форме ?;
средний род,
в начальной форме –о, –е огонь, окно, поле
3 склонение
женский род,
в начальной форме?
(в основу входит ь)
печь, степь
Работа в группах.
Защита своих решений у доски.
В ходе обсуждения различных решений учащиеся делают вывод, что при определении склонения существительных удобнее действовать, используя схему-модель.
?
скл. сущ. ------ н. ф. ------ род, окон. ------ скл.
(Схема-модель одновременно записывается на доске и в тетрадях и озвучивается детьми.)
Возвращение к проблеме.
Учитель. Проверим, поможет ли схема-модель в практической работе.
Первичное закрепление.
Учитель. Выберите из словосочетаний имена существительные, запишите их. Используя схему- модель, определите тип склонения.
Комментированное письмо.
В дальнюю дорогу, тончайшая ткань, у глубокого озера, под старой елью, колючая елка, взъерошенный воробей, с близкими друзьями.
Учитель. Помогла ли схема-модель?
Физминутка для глаз.
Самостоятельная работа на компьютере с последующей самооценкой.
Учитель. А теперь поработайте с тестами на компьютере и оцените себя. При работе пользуйтесь схемой-моделью.
Работа учащихся с тестами программы. Тем, кто справится быстрее, предлагается карточка с предложением, в котором надо определить склонение существительных.)
Момент контроля.
Учитель. Кто справился с работой? У кого были ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему? (В случае необходимости дети помогают определить склонение существительного.)
Самооценка. Дети выставляют себе оценку.
Домашнее задание.
Выучить схему-модель.
Выполнить задание учебника №160.
Итог урока.
Что нового узнали? Что было вам особенно интересным на уроке? Как будете дома определять склонение существительных?