Текст. “Учитель, воспитай ученика!”
(Творческий потенциал предметов гуманитарного цикла в условиях современной школы).
Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое сознание.
С. Цвейг
Первая ступень всякого творчества есть самозабвение.
М. Пришвин
Взяв за методическую основу принцип Л. М. Предтеченской “изучать искусство по законам искусства”, считаю необходимым выстраивать “драматургию урока”, реализуя принцип интеграции и межпредметных связей, а также использования ТСО на уроках литературы, риторики, МХК. Но при этом предлагаемые кинофрагменты и аудиозапись “работают” на определённом этапе урока.
Итоговый урок по творчеству С.А. Есенина.
Эпизод I. Завязка. (Литература 11-й кл.)
Фрагмент к/ф “А завтра была война…” (чтение Викой Люборецкой стихотворения С.А. Есенина “ Дай, Джим, на счастье лапу мне…”).
- Тема творческой работы (рассуждение) – последние слова в кинофрагменте: “Согласны ли вы с утверждением, что Есенин – “упаднический поэт, который воспевал кабаки, тоску и женщин”?
Урок по творчеству Замятина: “Пророчество или предупреждение?” (роман “Мы”).
Эпизод II. Литература 11-й кл.
После разработки проблемы (отличительные черты Единого Государства) на этапе кульминации предлагаются два кинофрагмента: монтаж из к/ф “Судьба человека” - жизнь в концентрационном лагере, а после обсуждения – монтаж из к/ф “Матрица”. Проблемный вопрос вынесен в заглавие урока – “Пророчество или предупреждение? Фантастика или реальность?”. На решение проблемы “работают” и эпиграфы к уроку: “Утопии страшны тем, что сбываются” (Н. Бердяев), “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью” (“Марш авиаторов”).
Эпизод III. Литература 11-й кл.
Трагедия белой гвардии (по роману М Булгакова “Белая гвардия”).
На этапе экспозиции предлагается киномонтаж из фильмов “Белая гвардия” (роспуск кадетов) и “Служили два товарища” (гибель отряда белогвардейцев в море).
Другой вариант экспозиции – романсы в исполнении Ж. Бичевской “Всё теперь против нас…” или А. Малинина, М. Звездинского (так называемый “белогвардейский репертуар”). Вопрос для этапа завязки – какое настроение, чувство вызывают увиденные сцены (прослушанные романсы)? Почему?
Перечень подобного использования видео и аудиоматериалов можно было бы продолжить, но несомненно одно: подобная организация урока “будит” не только ум, но и сердце, душу, заставляет быть не равнодушным созерцателем, а активным соучастником увиденного и услышанного. Такие выводы сделаны на основе многократного проведения подобных уроков, а также письменных размышлений учащихся. Очень часто после подобных уроков ребята просят посмотреть целиком весь фильм, устанавливают параллель с литературным источником, а, следовательно, “возвращаются” к тексту художественного произведения, чтобы не только перечитать, а пережить его вновь.
Не менее результативным считаю организацию учебной деятельности старшеклассников по самостоятельно срифмованным учителем текстам: по предлагаемому тексту-1 ученики должны определить, откуда взяты выделенные цитаты (урок повторения изученного в 10-м классе проводится в начале 11-го класса, хотя данный текст можно использовать и на обобщающих уроках и в 10-х, и в 11-х классах).
В предлагаемом тексте 2 выделены заглавия спектаклей, идущих в местном драматическом театре. Ученики получают текст без выделенных названий и должны “опознать” как можно больше известных наименований, при этом учитывается их умение установить автора пьесы. Такая работа проводится на уроках по современной драматургии (10-й и 11-й класс) на этапе экспозиции или последействия (в зависимости от драматургии урока).
Задания подобного рода активизируют деятельность учащихся, пробуждают интерес не только к предмету, но и к самостоятельной творческой работе, что, в конечном итоге, позволяет формировать позитивное отношение к предметам гуманитарного цикла и развивать гуманитарные способности и гуманистическую личность растущего человека.
Текст 1
Чтоб повторить изученный предмет,
Хочу вам предложить эксперимент.
Вы в строчках этого стихотворения
Узнайте классиков великие творения.“ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ” девятнадцатого века,
Вопросов и проблем не сосчитать,
Решенье их заставит человека
Уметь РАССУДКУ СТРАСТИ ПОДЧИНЯТЬ.Да, КАЖДЫЙ САМ СЕБЯ ВОСПИТЫВАТЬ обязан,
Нам от вопросов вечных не уйти.
КТО ВИНОВАТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? – ответ ясен,
А ХОРОШО ль ЖИВЁТСЯ НА РУСИ?Хотя ПРИРОДА здесь НЕ ХРАМ, А МАСТЕРСКАЯ
И РАФАЭЛЬ НЕ СТОИТ И ГРОША,
Сумеете забыть теперь едва ли
БЕГУЩИЕ ПО НЕБУ ОБЛАКА…Пофантазировать о БУДУЩЕМ ПРЕКРАСНОМ.
Что только в СНАХ и можно увидать.
И с каждым днём, буквально с каждым часом
Всё новые вопросы задавать.Стремиться стать ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ НАПОЛЕОНОМ,
А ТВАРЬ ДРОЖАЩУЮ безжалостно убить,
Проблему эту однозначно, непреклонно
Не так-то просто, согласитесь, разрешить.Мечтать, чтоб ЛЮДИ ПОЛЕТЕЛИ вдруг, КАК ПТИЦЫ,
Чтоб ЖИЗНЬ НЕ КОНЧИЛАСЬ бы В 31 ГОД
И чтоб везде – в деревне ли, в столице –
ОСВОБОЖДЁННЫЙ СЧАСТЛИВ БЫЛ НАРОД.Узнать и дать ответы на вопросы,
Конечно, очень трудно одному.
Но на страницах русской лирики и прозы
Отыщешь пищу ты и сердцу, и уму.
Текст 2
Любимому театру драмы
Поём сегодня дифирамбы.
В любой сезон – зимой и летом –
Вниманьем мы его согреты.Хоть юбилей вполне солидный,
О старости и думать стыдно.
Как семь десятков лет назад,
ПОД КРЫШЕЙ СТРАСТИ вновь кипят.Уроков много здесь нам дали,
Забудем мы их все едва ли.
Учили нас искусство уважать
И, как ДЕРЕВЬЯ, СТОЯ, УМИРАТЬ.Нам драмтеатр, как воздух нужен,
Чтоб сделать ИДЕАЛЬНЫМ МУЖА
И чтоб не стала вдруг семья
ГНЕЗДОМ лесного ГЛУХАРЯ.Не ПОМИНАЛЬНОЮ МОЛИТВОЙ
Звучат для нас теперь слова,
Что драматический навечно
Театр наш – “С НАМИ НАВСЕГДА!”Пускай же драма процветает,
Пусть ей ТАЛАНТОВ И ПОКЛОННИКОВ хватает,
И пусть, как и в былые дни,
В театре будет – ТОРЖЕСТВО ЛЮБВИ!